Поддержите Вильне Радио
Марина Мегельбей, которая преподает историю в Великоновоселковской школе №2, никогда не мечтала об учительстве. Но именно эта профессия подарила ему чувство реализации и возможность обсуждать историю со своими учениками. В мае 42-летняя педагогиня прошла в финал конкурса «Учитель года — 2025» в номинации «История». За звание лучшего соперничали педагоги из десяти областей. Победила учительница из Донецкой области.
Сейчас учительница живет в Днепропетровской области, поэтому преподает в формате онлайн. Также она работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в том же заведении.
Журналисты Вильного Радио расспросили Марину Мегельбей о конкурсе, обучении онлайн и о том, что она хотела бы изменить в системе образования.
В какой момент поняли, что вам нравится объяснять другим историю?
Знаете, в школе я была активным ребёнком. Все концерты, фестивали, конкурсы проводила, тогда я поняла, что мне комфортна такая коммуникация. Но я точно не мечтала работать учителем, хоть и получила такое образование. В какой-то момент мне даже казалось, что это как-то не престижно и все не обо мне. После университета я пошла работать в центр занятости. В школу я попала, можно сказать случайно, меня попросили выйти временно, кого-то подменить. Мне предложили остаться, и я осталась, так началась моя карьера. И с 2008 года я учительница.
Хотя я и не мечтала, но как раз в этой профессии я почувствовала самореализацию. Проведенный урок — это настоящее удовольствие. Я вижу, что мне нужно изменить, что усовершенствовать. Как будто постоянно вижу ступеньки и мне нравится ими подниматься.
Победа в конкурсе «Учитель года»
Были ли ожидания от конкурса «Учитель года»?
На высокий результат я не слишком рассчитывала, хотя для меня это не первая попытка участия. В 2020 году я победила на областном этапе, но началась пандемия и всеукраинский этап отменили. И уже в этом году мне нужно было снова пройти все эти этапы. Точно могу сказать, что я 5 лет назад и я сейчас — два разных человека. Тогда у меня было такое боевое, оптимистическое настроение. В этот раз я говорила, что уже не хочу, молодежь такая крутая и ничего не получится. Но с каждым следующим этапом я загоралась все больше – победила в области, вошла в десятку лучших. Так что надо было не оконфузиться.
Вспомните, как это было?
Нас сразу предупредили, что ключевое — это проведение урока для учеников в классе. А наше заведение уже три года работает онлайн, и я словно отвыкла от такого формата «живого». Поэтому это своеобразный вызов, тем более с детьми, которых я вижу впервые. Конечно, это был такой подготовленный и настроенный на работу класс, поэтому я уже меньше нервничала.
Как отреагировали ученики в Вашей школе? Гордятся своей учительницей истории?
Да-да, конечно, все поздравляли. Думаю, что я сама не до конца сознавала и верила, что смогу победить. Ученики больше в меня верили. Теперь шутят, особенно старшие классы, что учится у лучшей.
Уроки истории — площадка для дискуссий
Я просматривала видеозапись этого урока на конкурсе, темой была Реформация и Мартин Лютер. Заметно, что Вы превращаете урок истории в интерактивные исследования. Как возникла эта мысль?
Мне нравится, когда учащиеся размышляют и прогнозируют. Я могла бы просто рассказать им обо всех исторических обстоятельствах, как развивались события, кто и на что повлиял. Но гораздо интереснее посмотреть, как ученики будут переносить давние темы на повседневную жизнь, какие вопросы будут задавать. Поэтому я не даю условно готовый материал, а скорее вместе с учениками размышляю. Но так, конечно, было не сразу. Такой стиль преподавания пришел со временем. Я эмоционально всегда рассказывала на уроках материал, потому что я достаточно эмоциональна по характеру. И мне казалось, что это самое лучшее, что вообще может быть. Но потом пошла по пути обсуждения тем, дебатов. Да, это иногда занимает много времени. И весь мой план на урок разваливается, потому что мы долго дискутировали. Но это настолько ценно, дети так хорошо такие темы запоминают, что для меня это показатель успешного урока.
Самый крутой способ научить чему — это помочь и позволить пропустить тему через себя. Например, однажды на уроке обсуждали Богдана Хмельницкого. И я попросила, чтобы все учащиеся стали его советниками, каждый предлагал свой план действий. А что можно изменить, а какие у него были союзники, удалось бы избежать подписания неудачного договора? Дети так увлеклись, жалко было прерывать.
В Вашем случае учебник многое определяет? Или это скорее отправная точка? Есть столбы, на которых выстраиваете подготовку к уроку?
Конечно, мы ограничены программой и дети следуют одному учебнику. Потому что это действительно хорошая база, с которой можно работать. Но я всегда готовлюсь по нескольким источникам, мне интересны разные авторы, разные учебники. Бывают разногласия во взглядах на исторические события, поэтому я ищу золотую середину. Обращаюсь и к официальным сайтам Института национальной памяти, Украинскому центру изучения истории Холокоста.
Я не практикую много записей в тетрадях, эти конспектирования не результативны. Да, определенные обобщения делаем в письменном виде для того, чтобы закрепить тему — не больше.
Возможно, есть темы или эпохи, которые «зажигают» учеников и больше всего интересуют? Давние события, казацкие времена, новейшая история, революции?
Очень многие вопросы учеников касаются именно советского периода истории. К сожалению, нарратив о «счастливом периоде СССР» жив до сегодняшнего дня. Часто дети это слышат от кого-нибудь из родственников и уже в школе со мной подробнее говорят на эту тему. Интересно обсуждать и современный период. Потому что дома никто не сдерживает себя в характеристиках президентов Украины, например. А я прошу посмотреть на события и фигуры более отстраненно с пониманием контекста. Конечно, очень интересны события Оранжевой революции, Революции Достоинства. И здесь мне уже помогают не только разговоры, но и многие материалы о тех событиях. Это документы, фото, видео, воспоминания и т.д.
Как сегодня мотивировать подростков учить историю, когда вокруг — живая история в прямом эфире?
Есть мнение, что историей можно называть что-то происходившее 100 лет назад. Поскольку со временем взгляды на отдельные события меняются, можно понять, к чему привели решение. Но невозможно не говорить о современном периоде, поэтому я часто привожу исторические параллели. Люблю описывать события древности и спрашивать: «Дети, это вам ничего не напоминает?». И мы все начинаем повторять уже мемную фразу второго президента Украины «це ж було вже». Особенно интересно это делать с 11-классниками. Мы так и вспоминаем весь материал, и пытаемся ответить на вечный вопрос — почему человечество не учится на своих ошибках.
Дистанционное обучение дисциплинирует
Удаленная учеба имеет свою специфику. Какие инструменты онлайн образования стали для вас настоящим открытием?
Есть свои плюсы. Дети могут присоединиться практически из любого уголка страны или прослушают урок позже, если что-то произошло. Они все в разных городах, кто-то потерял дом и возможность продолжить обучение в таком формате — уже плюс. Важен баланс между пониманием ситуации и требованиями обучения.
В дистанционном образовании очень важен качественный контент, которым можно заинтересовать. Меньше происходит живого общения, многое откладывается на самостоятельную обработку также, а это не всегда эффективно. Плюс дети остаются детьми и часто интернет пропадает именно в тот момент, когда нужно отвечать.
Но я могу сказать и о положительных моментах. И учителя, и ученики очень прокачали свои навыки пользования разными устройствами. Все знают, что и где скачать, как сохранить файлы, где удобнее работать. Технологии уже никого не испугают.
Для себя я понимаю, что дистанционно гораздо труднее, чем очно. Мои уроки слушают не только дети, а часто и кто-то из родственников ребенка. Поэтому для меня каждый урок как-будто открытый, это очень дисциплинирует.
Если бы у вас была возможность изменить что-нибудь в украинском образовании — что бы это было?
Сложно что-нибудь выделить. Но есть момент, который нужно доработать. В частности, это оплата за часы. Учителя, как и все люди, хотят зарабатывать больше и часто набирают много учебных часов. Но количество — это не о качестве. И хочется, чтобы работу учителей оценивали не только по конкретным часам, которые они отработали на уроках. Мы ходим на работу не только потому, что любим детей и нам нравится преподавать. Мы хотим иметь конкурентную заработную плату. Это бы и саму профессию сделало более привлекательной, я думаю.