С 1 сентября 2018 во всех школах страны ввели новую программу обучения, цель которой — улучшить условия образования и воспитать поколение украинцев по современным стандартам, отходя от советского строя. Журналисты Свободного радио проанализировали всю информацию и подготовили для вас аналитику изменений.
«Новая украинская школа» — для первоклассников это, прежде всего, новая образовательная среда. Учителя прошли подготовку, а в Министерстве образования составили новую учебную программу. Оценок и домашних заданий у малышей нет, зато учиться они будут 12 лет. Отметим, НУШ — это долгосрочная реформа, которая будет вводиться поэтапно. Но сейчас уже можно говорить о первых успехах и неудачах этих изменений. На обеспечение успешности реформы в 2018 году выделили 1 млрд гривен. На 2019 год денег заложили почти столько же. В 2018 году за парты сели почти полмиллиона первоклассников. Все они начали обучение в «Новой украинской школе». В частности, в Бахмуте таких учеников пока 760.
В соответствии с реформой теперь дети будут учиться 12 лет, последние 3 — в профильных классах; направление ученики будут выбирать самостоятельно. В 1 классе обучение организовали в группах и практикуют обсуждения в круге. В МОН отмечают — в таких условиях дети не боятся друг друга, скорее сближаются, учатся находить общий язык и мыслить критически.
«Ребенок идет в школу с радостью, целый день проходит у него на полном энтузиазме, все хочет делать, все новое, новые парты, новая методика преподавания. Необычно для нас, поэтому в свою очередь родителям тоже нужно будет переломить свой старый менталитет, что надо так учить. На самом деле это сейчас интереснее детям, я думаю, что в этом только положительный эффект «, — говорит отец первоклассницы из Ровенской области Андрей Тадай в комментарии местным СМИ.
Сейчас у первоклашек эффективность обучения пытаются повысить именно через игру. Поскольку в начальной школе особенно трудно установить дисциплину, а у детей не всегда получается сидеть 35 минут молча, обучение решили строить именно через игру. Материал, усвоенный таким образом, легче воспринимается.
«Общие формы заключаются в перестановке парт, утренних встречах — так называемый “коврик”, это элементы, но основное заключается в отношении учителя к детям — это партнерство и невидимое лидерство, когда дети через творчество и активную деятельность выражают свои мысли», — отмечает заместитель Министра образования и науки Павел Хобзей.
Отныне учителя самостоятельно выбирают методику преподавания, формируют учебный план и распределяют количество часов на определенные темы. Эта практика считается успешной, ведь учитель формирует график в соответствии с показателями успешности конкретного класса. То есть, если дети не до конца усвоили тот или иной материал, учитель может выделить больше часов для занятий. Система работает и в обратном направлении: есть возможность что-то пройти быстрее, если ученики все усвоили. Кроме того, сам процесс изучения той или иной темы также обновлен.
«Новые методы обучения — это и сторителлинг, и квест, и дневник впечатлений, и групповая работа, и индивидуальный подход по всем предметам, а прежде всего — это интегрированные курсы», — говорит учитель начальных классов покровской школы №12 Ирина Сук в комментарии местной ТРК.
По установленным правилам научить ребенка писать и читать — работа учителя. Поэтому дома родителям вместе с детьми можно рисовать или учиться правильно держать руку.
В первом классе детям нельзя задавать домашних заданий, со второго — существуют определенные нормативы, сколько времени должно занимать выполнение работы на дому.
«Мы немножко изучали ту новую систему, слушали о ней много, может еще сами полностью не поняли ее, но, на первый взгляд и по рассказам учительницы нам нравится», — говорит мама первоклашки из Ровенской области Оксана Ковальчук в комментарии местным СМИ.
Изменилась и система оценивания. Согласно новой реформе, школьников нельзя «наказывать» оценками. Оценивание остается только вербальное. Введенное свидетельство достижений ученика будет содержать не только цифры (оценки), но и около 50 параметров.
«В этих достижениях есть 51 критерий по которому учитель показывает прогресс ребенка. И там есть такие вещи и умения, которые всем известны: писать, написать диктант, считать в пределах 100 и др. То есть то, что было традиционно в школе. Но есть такое, как «умение брать ответственность на себя» или «умение работать в команде», «умение разрешать конфликты», — отмечает Министр образования Лилия Гриневич.
Законом установлено, что в каждом инклюзивном классе должен быть помощник учителя. Для того, чтобы в школе открыли инклюзивный класс, родителям ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо подать заявление директору или обратиться в ближайший инклюзивно-ресурсный центр по разработке индивидуальной программы обучения.
Сейчас, по информации МОН, в НУШ открыли более 5 000 инклюзивных классов, в большинстве работают ассистенты учителей. Однако обязательных курсов, где учителей обучали бы работе с детьми с инвалидностью пока нет.
«Сейчас есть сайт Эдера, на нем изложен онлайн курс, который называется “Работа учителя в инклюзивном классе». Там 36 часов, и есть видео, тесты. Каждый учитель, который будет работать с такими детьми, или желает просто узнать об этой теме, может в свободном доступе бесплатно пройти этот курс, получить в конце сертификат», — говорит психолог Анна Бартиш.
В конце сентября в Бахмуте появился центр для обучения детей с инвалидностью. Это один из первых инклюзивно-ресурсных центров Донецкой области. Его открыли на базе общеобразовательной школы №2. Там дети могут получить среднее образование. В инклюзивном центре проводят комплексную оценку образовательных потребностей ребенка, предоставляют услуги психолога и помогают в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Сразу нашли в центр воспитателя лечебной физкультуры, учителя-логопеда, дефектолога, психолога и учителя младших классов. Инклюзивно-ресурсный центр рассчитан для обучения детей с инвалидностью в возрасте от 2 до 18 лет.
Отметим, согласно требованиям действующего законодательства, с 1 сентября 2018 года в стране должна заработать сеть инклюзивного-ресурсных центров для детей с особыми образовательными потребностями. Так, на 12 тысяч детей дошкольного и школьного возраста должен быть создан один инклюзивно-ресурсный центр.
В Бахмуте есть инклюзивные группы в дошкольных учреждениях №24 и №25. Кроме этого, в общеобразовательной школе №10 есть сенсорный кабинет для развития различных талантов и для оказания психологической помощи.
В планах горсовета также еще один инклюзивно-ресурсный центр. По словам мэра города Алексея Ревы, его разместят в помещении управления охраны труда и социальной безопасности в центральной части города. Сроков его открытия пока нет.
В 2018 году выделили 1 млрд гривен на закупку оборудования для первых классов. Перечень необходимых средств обучения и оборудования публиковал сайт Министерства образования и науки Украины. Однако государственный бюджет покрывал не все расходы на технику: территориальные громады из своего бюджета должны выделять от 5 до 20% общих расходов, и именно от их доли зависит качество закупленного оборудования.
Важно! Родителям не нужно ничего покупать вообще. Официально в Украине бесплатное образование.
Если же школам не хватает финансирования, то они могут учредить отдельный фонд, получать благотворительные взносы от родителей учеников и отчитываться обо всех средствах.
Так, журналисты Свободного радио исследовали сколько денег в школу сдают родители учеников. В Бахмуте официально не зарегистрировано ни одного благотворительного взноса от родителей в 2017-м и 2018-м годах. При этом уже на первом звонке родители учеников из разных школ Бахмута получили перечень «на что сдать деньги». Некоторые из них согласились, на правах анонимности, рассказать Свободному радио, сколько для них стоит «бесплатное» образование их детей.
Например, одна из мам ученика школы №11 рассказала Свободному радио, что первоклассники еще до старта учебного года приобрели контейнеры для игрушек. Мама другого ученика добавляет: это у первоклашек только начало. Она подсчитала, что сама за первый год обучения ребенка сдала в школу более тысячи гривен. И это лишь общие взносы. При этом в министерстве против поборов.
«И недопустимо, если государственный и местный бюджет выделяет на это деньги, и еще на это брать деньги с родителей. Я хочу также родителей предостеречь, и попросить учителей — не побуждать родителей покупать, например, учебники. Нет нужды сейчас в первом классе покупать учебники, все учебники будут «, — отметила министр образования Лилия Гриневич в эфире 5 канала.
При этом отметим, что ранее МОН отчиталось, что до конца ноября все школы должны быть полностью оснащены по программе НУШ. Но по состоянию на декабрь более 20% выделенных средств еще не использованы.
«Немного у нас идет задержка с мебелью, поскольку мощности в государстве не справляются с тем спросом, который возник сейчас именно на эту продукцию», — говорит начальница отдела образования сватовской РГА в комментарии журналистам ЮА Донбасс.
Однако отметим, что такая ситуация с оборудованием далеко не везде.
«Сейчас мы увидели материалы, полученные школой. Замечательные, новые, цветные пазлы, буквы. Я считаю, что для детей заниматься таким — одно удовольствие», — говорит мама первоклассницы из Киевской области.
Согласно статье 4 ч. 3 Закона Украины №2145VIII «Об образовании», государство гарантирует бесплатное обеспечение учебниками (в том числе электронными), пособиями всех получателей полного общего среднего образования и педагогических работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Поэтому, если в школе требуют сдать деньги на условный «линолеум» или на приобретение книг — нужно писать жалобу в районное управление образования и можно дополнительно в правоохранительные органы.
Если школа, в которой учится ваш ребенок, не получила новых парт, учебников или других дидактических материалов, а у учителя младших классов нет компьютера, принтера, проектора или иной, необходимой для качественного обеспечения учебного процесса техники, нужно подать запрос в районное управление образования и спросить, когда будет оборудования. По закону, запрос вправе подать любой желающий.
Его можно составлять в произвольной форме и передать на ресурс «Доступ до правди». Однако примите во внимание, что все посетители этого сайта смогут увидеть ваш запрос и указанные в нем персональные данные. Существует другой вариант: свой информационный запрос вы можете отправить в городской совет, или даже по электронной почте МОН [email protected].