Поддержать

Поддержите Вильне Радио

Поддержать

В 2025 году из-за частичной оккупации и закрытия местных предприятий доходы Гродівської громады оказались меньше, чем планировалось. Несмотря на это, денег хватило, чтобы выплатить помощь детям, семьям погибших и людям с инвалидностью. Журналисты Вильного Радио пообщались с главой Гродовской военной администрации Владимиром Руденко о бюджете этого года и планах громады на следующий год.

Громада планирует завершить год без долгов и кредитов

В отчете громады за девять месяцев 2025 года зафиксировали недополучение доходов в размере более 15 миллионов гривен по сравнению с планом. Какова итоговая картина по результатам года?

На сегодняшний день бюджет громады выполняется ориентировочно на 87%. Мы еще будем смотреть окончательные поступления, ведь часть средств может поступить до конца года. В целом тех доходов, которые громада получила от налогоплательщиков, вместе с государственными дотациями достаточно для того, чтобы завершить год в нормальном режиме — без долгов и без кредиторской задолженности.

Что касается разницы между запланированными и фактическими показателями, то бюджет всегда формируется в начале года в одних условиях, а завершается уже в совершенно других. На момент планирования бюджета в громаде еще работали работники социальной сферы, учреждения культуры, часть территорий не находилась в зоне активных боевых действий, и там были задействованы люди.

С дальнейшим обострением боевых действий нам пришлось вывозить работников, многие люди были вынуждены эвакуироваться и по разным причинам разорвали трудовые отношения с громадой. Именно из-за этого фактические показатели, в частности по расходам на оплату труда, оказались меньше запланированных.

Для справки:

Гродовская поселковая территориальная громада насчитывает 32 населенных пункта, из которых 22 в настоящее время признаны временно оккупированными. В то же время административный центр громады — Гродовка — в перечень оккупированных, несмотря на заявления аналитиков, не входит, хотя на территории поселка продолжаются боевые действия.

Недавно статус временно оккупированных получили еще шесть населенных пунктов громады: села Елизаветовка, Малиновка, Николаевка, Мирное, Новоторецкое и Шевченко Первое. Соответствующее решение действует с 11 ноября 2025 года.

В отчете громады за девять месяцев 2025 года по статье “оплата труда и начисления на заработную плату” запланировали 54,8 миллиона гривен, а фактически использовали 37,7 миллиона. Откуда возникла разница в более чем 17 миллионов и означает ли это, что кому-то не выплатили зарплату?

Никакой задолженности по заработной плате в громаде нет — все выплаты осуществляются своевременно и в полном объеме. Разница возникла из-за изменения условий в течение года, поэтому фактические расходы на оплату труда оказались меньше запланированных.

Социальные расходы громады за 2025 год позволили помочь детям, семьям погибших и людям с инвалидностью, хотя часть выплат пришлась на конец года

В отчете громады за девять месяцев 2025 года говорится, что по статье “Социальное обеспечение” фактически выплатили около 6 миллионов гривен из 9 миллионов запланированных. С чем связана эта разница и какова ситуация по итогам года?

Речь идет о показателях именно за девять месяцев. По итогам двенадцати месяцев большинство социальных выплат было осуществлено в полном объеме. В частности, громада выплатила помощь детям, зарегистрированным на территории громады, — по 5 тысяч гривен каждому ребенку. Также выплатили по 10 тысяч гривен семьям погибших военнослужащих.

В четвертом квартале значительно возросло количество обращений за социальной помощью, и эти выплаты также были профинансированы. Людям с инвалидностью, в зависимости от группы, выплачивали по 2,5 тысячи или по 5 тысяч гривен. Часть этих выплат пришлась именно на конец года, поэтому по итогам девяти месяцев возникла разница между планом и фактическими расходами. В целом запланированная сумма социальных расходов была закрыта.

В отчете отмечается, что на обеспечение реализации отдельных мер социальной защиты людей с инвалидностью закладывали около тысячи гривен, из которых фактически использовали 519 гривен. Правильно ли указана эта сумма? Почему речь идет о столь незначительных средствах на всю громаду за год?

Речь идет не об общей материальной помощи лицам с инвалидностью в громаде. Основные выплаты людям с инвалидностью осуществляются в рамках других программ — в частности, это помощь в размере 2,5 тысячи гривен для лиц с инвалидностью первой, второй и третьей групп. В целом по этим направлениям в течение года было выплачено значительно большие суммы — сотни тысяч гривен.

Сумма в 519 гривен касается отдельного узкого мероприятия, которое финансируется не из бюджета громады, а за счет государственной субвенции через область. Это целевые выплаты, в частности компенсация расходов на топливо или перевозку для конкретных лиц с инвалидностью.

В начале года такие средства планировались на двух человек, однако фактически право на выплату подтвердил только один человек — другой уже не проживал на территории громады. Именно поэтому из предусмотренной тысячи гривен было использовано только 519 гривен.

По программе социальной защиты ветеранов войны и труда в 2025 году громада запланировала 255 тысяч гривен. По состоянию на начало октября фактические расходы по этой программе составляли ноль. Почему средства не использовались в течение большей части года и когда громада фактически осуществила выплаты?

Фактические выплаты громада осуществила в конце года. В ноябре мы выплатили 55 тысяч гривен, а в декабре — еще 200 тысяч гривен. Таким чином, громада використала всю сумму, передбачену программою, і закрила її в повному обсязі.

Отдельно отмечу, что выплаты членам семей погибших військовослужбовців здійснюються з двох джерел: область выплачивает по 5 тисяч гривень у межах обласної субвенції, а громада додатково выплачивает по 10 тисяч гривень за рахунок власного бюджету.

Как громада планирует формировать и реализовывать программы социальной защиты в 2026 году с учетом реального количества получателей, возможного роста потребностей и условий военного времени?

Мы планируем основные показатели по состоянию на 1 января. Если в течение года растет количество погибших или лиц с инвалидностью, мы корректируем план социального развития громады и согласовываем изменения с областными властями.

Область взяла на себя обязательство выравнивать подходы между громадами, чтобы социальные выплаты были примерно одинаковыми для людей, независимо от финансовых возможностей конкретной громады. Если возникает необходимость, мы также можем перераспределять средства из других расходов, где появляется экономия.

При формировании бюджета на 2026 год громада закладывает средства, исходя из реальных финансовых возможностей и потребностей. Ориентировочно социальная помощь различных видов охватит около 500 жителей, еще значительная часть населения получает гуманитарную поддержку. Потребности в социальной помощи остаются высокими, и громада готовится реагировать на их возможное увеличение в следующем году.

Выравнивание социальных гарантий позволило громаде сохранить объем поддержки и равномерно распределять средства среди получателей

Как вы упомянули, в этом году в области провели выравнивание подходов к предоставлению социальной помощи для громады, в частности тех, которые работают в условиях оккупации или эвакуации. Как это решение повлияло именно на вашу громаду: какие выплаты пришлось пересмотреть, какие подходы изменились и что удалось сохранить?

Громада и раньше ориентировалась на средние по области размеры социальных выплат, однако после выравнивания часть направлений пришлось корректировать. В тех случаях, где государство или область взяли на себя часть финансирования, громада уменьшила собственные выплаты, но в то же время увеличила поддержку по другим направлениям.

Общий объем средств, который громада планирует на социальную сферу, существенно не изменился — он остался на уровне более 8 миллионов гривен. Если поступают дополнительные дотации, этот объем может увеличиваться, что позволяет охватить помощью больше людей.

Подход изменился в сторону более равномерного распределения средств между несколькими получателями. В то же время громада сохранила возможность принимать отдельные решения в исключительных случаях, когда семья или человек находится в особо сложных жизненных обстоятельствах и нуждается в большей помощи, чем предусмотрено стандартными выплатами.

Какие основные виды социальной помощи сегодня предусмотрены для жителей громады и кто имеет право на эти выплаты?

В громаде действует ряд программ социальной поддержки. В частности, предусмотрено санаторно-курортное оздоровление участников боевых действий и членов их семей — на это заложено 200 тысяч гривен. На предоставление социальных услуг нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предусмотрено около 400 тысяч гривен.

На оздоровление детей и поддержку семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, запланировано более 300 тысяч гривен. Компенсационные выплаты лицам с инвалидностью составляют 244 тысячи гривен. Также предусмотрена единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в особо сложных условиях, — до 100 тысяч гривен в рамках программы.

громада оказывает помощь военнослужащим: тем, кто заключил контракт добровольно, выплачивают 50 тысяч гривен, мобилизованным — 30 тысяч гривен. Отдельные выплаты предусмотрены для семей без вести пропавших военных, раненых защитников, лиц с инвалидностью, освобожденных из плена военнослужащих и гражданских лиц. Для гражданских лиц, освобожденных из плена, предусмотрена единовременная помощь в размере 150 тысяч гривен.

Каков механизм подачи документов в условиях эвакуации?

Подача документов происходит дистанционно. Жители отправляют необходимые документы по почте, в частности через “Новую почту” или Укрпочту. Выплаты громада перечисляет непосредственно на банковские карты. Для отдельных категорий необходимо составление акта обследования, но громада максимально упрощает процедуры с учетом условий эвакуации.

Дотации от государства позволят громаде завершить год с профицитом бюджета

В отчете громады отмечается, что бюджет по итогам 2025 года имеет профицит, хотя ранее прогнозировался дефицит на уровне около 8 миллионов гривен. Благодаря чему произошел переход от ожидаемого дефицита к профициту в более чем 14 миллионов гривен и как корректно трактовать эти показатели в разрезе всего года?

Ранее бюджет громады формировался преимущественно за счет налога на доходы физических лиц. Именно этот налог был основным источником поступлений, поскольку на территории громады работали бюджетообразующие предприятия: шахта, крупные сельскохозяйственные предприятия и другие. Громада не жила за счет дотаций, наоборот, у нас была реверсная дотация, и мы перечисляли около 9 миллионов гривен в государственный бюджет.

После того как эти предприятия прекратили работу, государство взяло на себя обязательство компенсировать потери громадам, в которых ранее было развито промышленное и сельское хозяйство. Именно за счет таких дополнительных дотаций из государственного бюджета и сформировалась положительная разница.

В то же время громада не может точно прогнозировать объем этой помощи. Решения о дополнительных дотациях принимаются на уровне государственного бюджета, и заранее неизвестно, какая именно сумма поступит — 5 миллионов гривен, 10 миллионов или другая сумма. В этом году такая дотация поступила, и она существенно помогла громаде выполнять запланированные мероприятия и присоединяться к поддержке оборонных нужд.

Сколько именно таких средств громада будет получать в дальнейшем, зависит от возможностей государственного бюджета. На сегодняшний день этот вопрос остается открытым, но государство гарантирует финансирование части расходов, необходимых для функционирования громады в условиях войны.

Для довідки:

Дотация — это деньги, которые передают из одного бюджета в другой для финансирования нужд, на которые не хватает собственных доходов. Дотации выделяют без целевого назначения, поэтому получатель может сам определять, на что пойдут эти деньги. Возвращать их предоставителю не нужно.

Субвенция — это деньги, которые выделяют на конкретные нужды: образование, медицину, инфраструктуру и т. д. Например, громада может получить субвенцию на ремонт дорог или выплату зарплат медикам, и потратить эти средства на что-то другое нельзя. Если использовать их не в полном объеме, неизрасходованную часть могут потребовать вернуть.

Доходы и расходы громады формировались под влиянием боевых действий и закрытия предприятий

Налог на доходы физических лиц является ключевым источником наполнения бюджета громады. В то же время в 2025 году наблюдается существенное недовыполнение поступлений НДФЛ. Какие предприятия были главными плательщиками этого налога и что с ними сейчас?

Основными бюджетообразующими предприятиями громады были шахта “Краснолиманская” и крупные сельскохозяйственные предприятия. Это были работодатели с большим количеством работников и достаточно высоким уровнем заработной платы, благодаря чему налог на доходы физических лиц составлял основную часть поступлений в бюджет.

На территории громады также работали агропредприятия, в частности агрофирма “Единство”, другие сельские хозяйства, которые обрабатывали значительные площади земли. НДФЛ уплачивался не только с заработных плат, но и с выплат за аренду земельных паев, которых в громаде было около 25 тысяч.

После начала активных боевых действий и длительного пребывания территории в зоне военных действий эти предприятия фактически прекратили работу. Шахта не работает, сельскохозяйственные предприятия утратили возможность обрабатывать землю. В таких условиях ведение хозяйственной деятельности стало невозможным, что и привело к резкому сокращению поступлений НДФЛ.

налог на доходы физических лиц, уплаченных на территории громады. Согласно Закону, 60% из него направляют в местные бюджеты.
Шахта “Краснолиманская”. Фото: Покровский городской совет

Ведет ли громада переговоры о сохранении или возвращении регистрации ключевых работодателей и кто сегодня фактически остается плательщиком НДФЛ?

Сама по себе регистрация предприятия не решает проблему. Даже если перерегистрировать шахту или другое крупное предприятие, это не даст эффекта, поскольку оно фактически не работает и не имеет работников. На сегодняшний день шахта не функционирует, соответственно, нет и базы для начисления НДФЛ.

Такая же ситуация и с сельскохозяйственными предприятиями. Они потеряли возможность работать на своих землях, техника была вывезена или простаивает, поскольку использовать ее негде. Поэтому возвращение регистрации без возобновления деятельности не может существенно повлиять на наполнение бюджета.

В то же время по единому налогу от сельскохозяйственных товаропроизводителей громада получила больше, чем планировала: вместо менее 2 миллионов гривен — почти 3 миллиона. Как это удалось?

Речь идет о налоговых поступлениях, которые частично состояли из погашения задолженностей. Кроме того, произошли определенные деловые договоренности между предприятиями. Некоторые более мелкие компании, в частности из Днепропетровской области, вступили в сотрудничество или объединение с предприятиями, зарегистрированными на территории громады.

В рамках таких объединений и бизнес-слияний предприятия были вынуждены закрыть все свои налоговые задолженности, чтобы иметь возможность работать дальше. Именно благодаря погашению этих долгов и удалось перевыполнить план поступлений по единому налогу в конце года.

Расходы на коммунальные услуги и энергоносители были меньше из-за повреждения и потери объектов инфраструктуры

В 2025 году по статье “текущие расходы”, в которую входят оплата труда, коммунальные услуги и энергоносители, было запланировано более 20 миллионов гривен, тогда как фактически использовано около 13,6 миллиона гривен. С чем связано такое недовыполнение?

Это напрямую связано с разрушением и потерей объектов инфраструктуры. На сегодняшний день значительная часть учреждений просто физически не существует или не может функционировать. Разрушены клубы, административные здания громады, пять школ. В таких условиях нет возможности потреблять электроэнергию, оплачивать коммунальные услуги или обеспечивать полноценную работу учреждений.

Соответственно, те расходы, которые были запланированы на содержание этих объектов, фактически не могли быть использованы. Средства тратились только там, где сохранялась реальная потребность и возможность осуществления платежей.

Учтены ли эти условия при формировании бюджета на 2026 год и планирует ли громада закладывать другой объем расходов с учетом ситуации в оккупации? На что есть деньги?

При формировании бюджета на 2026 год мы исходим исключительно из реальных расходов, которые существуют на сегодняшний день. Закладываем только те суммы, которые фактически можем и должны тратить в нынешних условиях.

Для сравнения: в период, когда в громаде работали предприятия, коммунальные учреждения, школы и другая инфраструктура, минимальный бюджет составлял около 68 миллионов гривен, а с учетом развития и инвестиций доходил до 80-90 миллионов гривен. Эти средства направлялись на содержание предприятий, строительство дорог, водопроводов, социальную и инженерную инфраструктуру.

Сейчас всего этого нет. Сегодня бюджет громады составляет около 48 миллионов гривен. С учетом изменения курса, инфляции и общих экономических условий, это фактически небольшая сумма. Основная часть средств направляется исключительно на поддержку социальной сферы и базовых потребностей громады.

В 2025 году расходы на образование уменьшились из-за объединения школ, эвакуации детей и сокращения штата педагогов

В 2025 году на сферу образования в бюджете громады предусмотрели 21,7 миллиона гривен, тогда как фактические расходы составили около 14,5 миллионов. Уменьшились расходы на оплату труда, начисления на заработную плату, оплату услуг и дошкольное образование. Чем обусловлено такое сокращение, как оно повлияло на педагогов и детей и как эти изменения учли при формировании бюджета на 2026 год?

До активной фазы боевых действий в громаде работали пять школ. С началом войны и ухудшением ситуации с безопасностью громада сосредоточилась на организованной вывозке детей в более безопасные регионы. Часть семей уехала самостоятельно — туда, где имели возможность проживать и устраивать детей на учебу.

Из-за существенного уменьшения количества учеников громада объединила три малокомплектные школы, в которых обучалось около 50-60 детей, в две базовые — Новоэкономическую и Гродовскую. Именно эти заведения сейчас обеспечивают обучение в онлайн-формате для детей, которые остались в образовательном процессе громады. Дети, которые имеют возможность учиться офлайн в безопасных условиях, учатся в школах других громад.

В связи с этим громада в соответствии с законодательством закрыла часть учебных заведений и провела частичное сокращение персонала. Часть педагогов удалось сохранить, часть учителей уехала и трудоустроилась в других громадах. Заработная плата, доплаты и возможные премии тем педагогам, которые остались работать с громадой, выплачиваются в полном объеме.

Именно эти объективные обстоятельства и обусловили меньшие фактические расходы на образование в 2025 году. При формировании бюджета на 2026 год громада исходила из реальной модели функционирования образовательной сети в условиях войны, ориентируясь на сохранение онлайн-обучения, поддержку педагогов и доступ детей к образованию.

Ранее мы рассказывали, как переселенцам из УБД и инвалидам с 1 декабря подать заявку на 2 млн грн компенсации за жилье в оккупации.


Загрузить еще