В 2024 году учебный год для украинских школьников начнется 2 сентября. В Министерстве здравоохранения дали советы и рассказали о сферах жизни ребенка, на которые стоит обратить особое внимание в этот период. Что именно рекомендуют специалисты — читайте дальше.
Информацию о том, как поддержать ребенка в первые дни учебного года, опубликовали на сайте Минздрава.
Как отмечают в ведомстве, с началом обучения у школьников резко меняется уровень нагрузки. Именно поэтому родителям и родным стоит не обходить вниманием физическое и ментальное самочувствие ребенка.
Поэтому перед началом учебного года в Минздраве советуют провести для ребенка профилактическое обследование, которое сможет показать уязвимые места и предотвратить серьезные проблемы со здоровьем.
«Во время каникул дети обычно больше времени проводят рядом с родителями. Поэтому некоторым, особенно детям младших классов, может быть сложно переносить многочасовую разлуку с близкими», — рассказывает психолог Светлана Ройз.
Она рекомендует в такие моменты осторожно стимулировать ребенка к большей самостоятельности. Также пригодятся записки со словами поддержки, которые родные могут вкладывать в рюкзаки школьников в первые недели сентября. При этом можно договориться о времени, когда их открывать: во время второй перемены, в бомбоубежище или когда ребенок загрустит.
«Для детей разного возраста можно подготовить подарки, игрушки и т.д., чего можно было бы касаться или сжимать в руке в случае волнения», — добавляют в Минздраве.
По словам психолога, свою тревогу перед новым учебным годом дети разного возраста могут маскировать раздражением и агрессией. Поэтому взрослым стоит проявить больше поддержки и терпения.
Кроме того, родителям советуют обратить внимание на режим дня ребенка, чтобы его сон был крепким и непрерывным. Несмотря на невозможность уберечь школьника от ракетной опасности, которую могут объявить ночью, родные могут:
В Министерстве здравоохранения призывают родителей следить за питанием их детей. Основу детского рациона должны составлять сезонные фрукты, овощи, продукты с высоким содержанием клетчатки и полезных жиров.
В то же время потребление сладких продуктов и напитков в ведомстве рекомендуют сократить. Рацион школьника должен быть сбалансированным по принципу «тарелки здорового питания».
Важно обсудить с ребенком вопросы безопасности на случай возникновения рисков его жизни или здоровью. В Минздраве советуют показать ему места, где расположены укрытия, договориться о действиях в случае воздушной тревоги с учетом особенностей пребывания, например, в транспорте или дома.
Если ребенок пользуется телефоном, необходимо также согласовать способ и время связи с ним, добавляют в ведомстве.
По мнению Минздрава, перед началом обучения следует объяснить школьнику правила корректного поведения с одноклассниками. В частности с теми, кто имеет инвалидность или трудности развития.
«Объясните, что все люди — разные и что «непохожий» не означает «плохой», — отмечают там.
Не стоит обходить и тему травли. Ребенку нужно объяснить, что в случае нежелательного поведения он может обратиться за помощью к родителям и другим взрослым.
«Если ваша семья переживает опыт потери — важно об этом рассказать учителю или классному руководителю. Уже более 200 тыс. педагогов прошли обучение и могут помочь ребенку в различных ситуациях», — пишут в Минздраве.
«Для тех, кто идет в школу не впервые, важно помнить, что летом происходит „откат“ в знаниях. К этому присоединяется еще и стресс от войны — а это ухудшает память. Кроме того, дать о себе знать может онлайн-формат и различия в программах — это может влиять на уровень знаний.
Поэтому относитесь с пониманием и терпением к результатам своего школьника, дайте время на адаптацию», — советуют в Минздраве.
Чтобы избежать перегрузки ребенка и облегчить его адаптационный период, уделите больше внимания качественному сну и режиму дня. Это, добавляют в ведомстве, создаст необходимые условия для восстановления когнитивных способностей.
Также родители должны быть готовы к тому, что длительный стресс у детей может вызвать две противоположные реакции — гиперактивность и заторможенность. Поэтому когда школьники чувствуют безопасность рядом с родными, они могут демонстрировать раздражение, агрессию или чрезмерную активность.
«Дети могут быстро уставать. Темп обучения может быть другим — детям важно говорить о том, что это нормально. И нам важно чаще делать паузы, предлагать различные задачи», — отмечают в ведомстве.
После возобновления обучения школьники могут столкнуться с нагрузкой из-за чрезмерного общения, которое способно вызвать переутомление. Это состояние может проявляться как раздражительность, растерянность, плач или агрессия, объясняют в Минздраве.
В случае возникновения такого поведения специалисты советуют быть внимательными к ребенку и пытаться помочь справиться с эмоциями безопасным для него способом — с помощью игр и специальных упражнений.
«Если школьник стал агрессивным, стоит помнить, что дети младшего школьного возраста еще не умеют справляться со своими чувствами, поэтому негативные эмоции и неудовлетворенные потребности часто могут находить выход в виде агрессивных действий. Злость часто вырастает из чувства опасности. Проявить злость легче, чем осознать страх.
Главное — помните, что все мы сейчас переживаем сложные испытания, поэтому главное внимание должно быть уделено близости и здоровью. Поддерживайте ребенка и помогайте делать школьные годы счастливыми», — объясняют в Минздраве.
Напомним, образовательные консультационные пункты не будут работать на деоккупированных территориях Донецкой области в 2024-2025 учебном году. Ранее туда приходили школьники из Святогорской и Лиманской громад, чтобы приобщиться к онлайн-обучению, пока дома не было связи и электричества.