Участник Робоклуба Угледара Никита Теличко завоевал бронзу на Европейской юниорской олимпиаде по информатике (EJOI 2024). Фото: Робоклуб Угледар

Идея, возникшая из заботы о брате, переросла в крупный проект по разработке. Никита Теличко из Донецкой области стремится изменить жизнь людей с нарушениями слуха и помочь всем желающим заговорить с ними на одном языке — языке жестов. Он уже получил несколько наград на соревнованиях, а его идея приложения стала лучшей на общеукраинском конкурсе инноваций среди школьников. Ко Дню детей-изобретателей журналисты Вильного Радио пообщались с Никитой о его пути, мотивации и будущих планах.

Из Покровска в Великобританию: путь юного изобретателя Никиты Теличко

Никита Теличко родился в Донецке, а впоследствии вместе с семьей переехал в Вугледар. Там присоединился к местному Роботоклубу и стал развиваться в программировании роботов. Это подкрепляли любимые предметы математика, информатика и физика. Информационные технологии для него стали полноценным хобби.

“Все началось еще в детстве, когда это казалось чем-то новым и очень интересным, что хотелось исследовать. Наверное, именно поэтому меня это увлекло”, рассказывает школьник.

Награждение сборной команды, в состав которой входит Никита Теличко (третий слева) «Op[ti]mum & Roboclub Vugledar» в 2022 году в Венгрии. Фото: Edutus University
После начала полномасштабной войны школьник был вынужден сменить два учебных заведения, и в конце концов продолжил обучение в Покровской школе №9. Сейчас Никита проживает с семьей в Великобритании, поэтому украинская школа это дополнительная нагрузка. День Никиты начинается с посещения местной школы (с 9 до 15 часов).  

А свободное время парня теперь занимает проект нового приложения для изучения языка жестов.

У младшего брата школьника нарушение слуха, поэтому он сталкивался со сложностями общения даже в своей семье. Из этого появилась идея для перемен.  

“Я задумался, как можно улучшить жизнь людей с нарушениями слуха, что я могу для этого сделать. При поиске решений я узнал больше о жестовом языке, на котором они общаются. Хотя раньше я знал о ней, теперь проанализировал тему поглубже. Оказалось, что жестовой язык до сих пор недостаточно популяризирован, а качественных инструментов для его изучения почти нет”,  делится ученик Покровской школы.

Интерфейс словника для изучения жестового языка разработан Никитой Теличко. Фото из архива собеседника

Во всех начинаниях молодого человека поддерживает семья и друзья, которые вместе с ним тоже участвуют в проекте: по меньшей мере, помогают тестировать приложение.

Как интерактивный словарь помогает людям с нарушениями слуха

Его словарь позволяет людям изучать жестовой украинский и английский языки гораздо быстрее, чем каким-либо другим способом, уверяет Никита. Для этого пользователь подключает камеру к ноутбуку, выбирает подключенное устройство и показывает жесты, предложенные системой. Система анализирует жест и сообщает, насколько точно он выполнен, помогая совершенствовать навыки.

«В разработке я участвовал на всех этапах, от создания алгоритма для сравнения жестов до разработки интерфейса, все это я делал сам», рассказывает изобретатель.

Никита говорит, анализировал программы, которые уже доступны для пользователей, и на основе проблем, не решенных в других приложениях, создал лучший продукт:

“Существуют такие приложения, которые скачиваются на телефон. Ты просто выбираешь слово, которое хочешь выучить, и тебе показывается видео. При этом нет никакой интерактивности, то есть ты не можешь показать на камеру жест, и система не даст обратной связи. Она не скажет, как точно или правильно ты понял, как показывать этот жест, а это иногда бывает очень проблематично. Именно поэтому мой интерфейс лучше”.

Разработка ученика из Покровска стала лучше на общеукраинском уровне, и он будет ее развивать

Для Никиты самым трудным этапом в разработке был алгоритм, сравнивающий жесты пользователя с учебными материалами. Он начал работать над этим еще в марте 2024 года, и продолжает совершенствовать проект. Его Никита уже представил на Всеукраинском конкурсе молодежных научно-технических проектов от Малой академии наук (сражался с проектами в номинации «Устойчивое жизненное пространство»).  

«Приятно видеть, что сейчас ценится инклюзия и возможность помочь людям с нарушениями слуха», отмечает Никита.

Никита уже проводил тестирование своего изобретения. Он привлек к проверке 20 человек, какой пользовались программой, чтобы определить, что можно усовершенствовать и оценить ее точность. Каждый из тестировщиков проверял десятки слов по нескольку раз, и все остались довольны результатами, уверяет юный разработчик. 

Они изучали эти слова и теперь могут использовать их в жизни. Это были обычные люди, в том числе мои одноклассники и брат. Они согласились посидеть и помочь провести тестирование словаря”, рассказывает собеседник.

Практическое использование словаря жестовой речи с помощью ноутбука. Фото из архива собеседника

Сейчас уже работает версия для ноутбука, поэтому парень усовершенствует интерфейс приложения для мобильных телефонов, чтобы им могли пользоваться с любого устройства. Никита планирует завершить эти изменения в течение месяца, после чего начнется тестирование бета. 

«Я как раз сейчас переписываю интерфейс и добавляю новые функции, чтобы пользователям было удобнее изучать или повторять слова»,  делится Никита.

Интерфейс словаря для изучения жестового языка, разработанный учащимся Покровской школы №9. Фото из архива Никиты Теличка

Благодаря победе в конкурсе от Малой академии наук Никита несколько месяцев учиться на курсе Школа стартапов UF для начинающих. Там менторы помогают улучшать идеи школьников и консультируют о возможных улучшениях. К переменам школьник готов, как это рисковать для развития.

Чтобы молодежи развиваться, нужно не бояться и пробовать много разных вариантов. Ибо бояться будешь всегда”,   делится Никита.

Раньше мы рассказывали о жизненном пути соучредительницы проекта для поддержки молодежи «uBoost» Татьяны Олейниковой из Константиновки. Она возобновляет программу поддержки подростков с прифронтовых территорий, предоставляя молодежи доступ к образовательным возможностям, наставничеству и ресурсам для самореализации.


Загрузить еще