Поддержите Вильне Радио
Ее мастерская — это луга, леса и берега Днепра. Анна Костомарова — переселенка из Авдеевки, которая создает светильники и ковры из природных материалов: коры, трав, веток, лепестков и корней. После переезда в Киев она оставила офисную работу и погрузилась в ремесло, которое не требует фабрик — только внимательного взгляда на окружающий мир. Ее изделия не только освещают пространство, но и возвращают ощущение прикосновения к настоящему.
Женщина рассказала журналистам “Вильного Радио” о том, как природа стала для нее источником света, вдохновения и тишины в условиях войны.
Промышленные пейзажи Авдеевки — родные и знакомые с детства, но Анне Костомаровой казалось, что за этим серым горизонтом должно быть что-то другое. Здесь она росла, ходила в школу, мечтала, но с годами поняла: этого пространства мало.
“Степи из песен оказались вспаханными полями, реки — балками, озера — карьерами, а горы — терриконами. Эта индустриальность меня немного угнетала”, — рассказывает Анна.
До начала войны на востоке Украины женщина работала в Донецке недалеко от аэропорта имени Сергея Прокофьева. Из окна офиса она наблюдала, как город постепенно погружается в тревожную неопределенность.
“Когда начались бои за аэропорт, я видела, как чеченские КамАЗы проезжали по Киевскому проспекту, а в небе летали самолеты с тепловыми ловушками. Это было страшно”, — вспоминает женщина.
С каждым днем добираться до работы становилось все труднее, а после появления боевиков и полной остановки логистики работать стало невозможно. Поэтому впоследствии Анна переехала в Киев.
Переехав в столицу, Анна осталась в той же организации, где работала еще в Донецке. Работа была стабильной — семь лет без изменений. Но со временем она поняла, что этого недостаточно.
“Я уже не выдержала сидеть дома за ноутбуком и смотреть в экранчик на чужие деньги в ячейках таблиц”, — вспоминает женщина.
Поэтому со временем она уволилась с работы. Отработку вспоминает с улыбкой — говорит, что тогда была в состоянии эйфории, потому что впереди ждала свобода. Новую работу не искала. Позволила себе просто жить: ходить на речку, кататься на велосипеде, читать книги и гулять.
А со временем снова появилось творчество. Не впервые в ее жизни. Еще в детстве в Авдеевке Анна посещала кружок бисероплетения — альтернатив в городе было немного. Затем в студенческие годы делала украшения из фетра, шерсти и полимерной глины и ездила с ними по ярмаркам.
Но после увольнения с офисной работы новый виток Анны в творчество стал более осознанным. Художница начала создавать светильники и предметы интерьера из природных материалов — веток, коры, листьев, сухоцветов и корней.
“Это то, что буквально валяется под ногами. Его не нужно где-то покупать, можно просто выйти на прогулку. Это бесплатно, и поэтому мое творчество не требует больших инвестиций”, — говорит она.
Но главная причина — не практическая. По словам Анны, современный человек оторван от среды, для которой создана природа. Поэтому эти светильники — не просто украшение для интерьера, а способ вернуть человека к природе и внутреннему равновесию:
“Я хочу через свое ремесло вернуть природу в дом человека. Чтобы человек созерцал, прикасался, нюхал, чувствовал текстуру натурального. И от этого ему становилось легче и лучше жить”.
Первым изделием, которое Анна создала из природного материала, стал торшер — светильник, вдохновленный сгоревшим обломком дерева.
Она нашла его во время путешествия с друзьями в Винницкую область, на реке Горный Тикич.
Это был дрин, в который попала молния. Он был обуглен, фактурный и похож на магический посох, говорит Анна.
“Я уже взрослый человек, и теперь все палки, которые мне нравятся на прогулках, могу забирать домой. Не нужно оставлять их под дверью подъезда, потому что мама будет ругать”, — шутит художница.
Подобные вещи не просто вдохновляют женщину, а как будто приглашают к диалогу. Так возникает замысел, а вместе с ним — и радость от самого процесса.
“Мне очень приятно именно придумывать. Когда я вижу такие объекты, они запускают во мне творческий процесс — и я не могу не действовать”, — говорит Анна.
Свой первый торшер она подарила другу.
Сейчас Анна сознательно ищет растительные материалы для своих изделий. Много гуляет по лугам, поймам и в пригородах Киева. Больше всего ее интересуют сухие травы, ветки, цветы, пережившие ветер, дождь и снег.
“Если растение пережило зиму — оно точно подойдет для моего ремесла. Потому что будет прочным и долговечным”, — рассказывает Анна.
Прежде чем что-то создать, она проводит своеобразный эксперимент. Собирает материал, делает тестовые образцы — наблюдает, как он меняется со временем: держит форму, теряет цвет, как ведет себя в домашней атмосфере. И только после этого приступает к созданию готового изделия.
Анна увлекается традиционными техниками и черпает вдохновение из истории, археологии и краеведения. Ее интересует, как люди на протяжении веков использовали природные материалы в повседневной жизни.
Свои изделия женщина выставляет на продажу в Instagram — там и находит для них новых владельцев. Также участвует в киевских ярмарках “Все свои”, “Кураж” и в выставке Ukrainian Design and Innovation Week в “Мистецькому арсеналі”, где мастера из разных уголков Украины показывают свои работы.
Но перед продажей Анна некоторое время пользуется светильниками дома, чтобы проверить, насколько они удобны, функциональны и выносливы.
“Это мой краш-тест. Если светильник выдержал мою жизнь — значит, он выдержит и жизнь других людей”, — улыбается она.
Анна точно фиксирует время работы над каждым светильником, чтобы правильно рассчитать себестоимость и установить справедливую цену. Например, создание настольной лампы с абажуром из одуванчиков занимает 38 часов. Все начинается в мае, когда женщина собирает самые длинные стебли среди высокой травы.
“Это мой способ самотерапии: я иду и прикасаюсь к траве. Правда. Ищу самые длинные, самые крепкие стебли одуванчиков, сушу их, а затем перед плетением — увлажняю”, — рассказывает Анна.
Из собранных стеблей она вручную изготавливает веревку по древним неолитическим техникам, а уже из нее создает абажур на заказном металлическом каркасе. Деревянную основу обрабатывает сама, также самостоятельно устанавливает электрические компоненты — помогли знания из университетского курса электротехники.
Кроме светильников, Анна создает еще и ковры. Например, сейчас работает с растением из семейства осоковых, которое растет на пойменных лугах и берегах Днепра. Она срезает стебли, сушит, заплетает в косы, а затем сшивает их в спираль по технике, распространенной когда-то в Ирландии. Вдохновилась интерьерами исторических домов и решила сделать такой ковер и себе.
“Я живу возле Днепра, поэтому могу самостоятельно собирать растение. Оно хорошо удерживает тепло, поэтому мои кошки во время блэкаутов всегда устраивались именно на эти коврики”, — делится собеседница.
Анна работает дома в Киеве, а летом — в «личной художественной резиденции» на Трахтемировском полуострове. Там у нее есть сад, огород, пространство для сбора и выращивания материалов.
“Я сама выращиваю, например, чеснок или кукурузу. Затем использую их для создания абажуров в той же технике, что и из одуванчиков”, — рассказывает художница из Авдеевки.
Ее столичный дом построен из деревянного сруба, а дом в области имеет в основе саман — кирпич из смеси глины, соломы и песка. Для мастерицы это не экзотика, а естественный выбор. Говорит: так люди жили веками, и именно к этому хочется возвращаться.
Некоторые серии светильников имеют особое символическое значение. Например, серия, созданная из веток белой акации — инвазивного растения, которое росло в ее родной Авдеевке.
“Я не планировала вкладывать смысл, но во время работы накрыли воспоминания. Эти деревья пахли в детстве, а теперь они — чужие, как и то, что случилось с моим городом. И эти колючие ветки, которые ранят руки — это метафора боли, через которую мы проходим”, — делится Анна.
Для Анны почти каждое растение имеет свой характер и глубокую эмоциональную выразительность. Например, лоза дикого винограда, которая оплетает ее забор, стала материалом для ламп в форме сферы.
“Я хаотично плела ветки — а получилась идеальная форма. В этом тоже есть метафора”, — добавляет она.
Свет, пробивающийся сквозь такую лампу, создает особую игру теней. Анна говорит: это как смотреть вверх, лежа на лужайке среди леса, на солнце через ветки.
Об авторской выставке Анна мечтает уже давно. Она часто участвует в маркетах и тематических мероприятиях, но хочет иметь отдельное пространство, где все работы будут собраны в единую коллекцию. Больше всего для этого ей импонирует одна киевская андеграунд-галерея.
“Очень хочу это провернуть именно там. Но пока не могу себе позволить — все деньги от крафта идут обратно в материалы, инструменты и участие в мероприятиях”, — рассказывает Анна.
Учить других не планирует. Ее творчество — это способ побыть наедине с собой.
Сейчас Анна работает над новой серией настольных светильников. Показать их планирует осенью на ярмарках и дизайнерских мероприятиях.
“Дальше загадывать не берусь. Из-за войны мой горизонт планирования — максимум неделя. А часто — просто завтра”, — подводит итог женщина.
Ранее мы рассказывали о семье мастеров Поповых из Славянска, которые после уничтожения мастерской продолжают расписывать посуду у себя дома и создают орнаменты на гильзах.