Изображение к публикации«Мы все от Бога». Как и по каким правилам живет мусульманская община на Донбассе
.
"Мы все от Бога"
Как и по каким правилам живет
мусульманская община на Донбассе
Мечеть исламского культурного центра "Бисмилля" в Северодонецке — единственная на свободной Луганщине. Ее не построил благодетель или меценат, а годами собирали деньги сами верующие. Во многом это стало возможным благодаря энтузиазму председателя общины Темура Беридзе. Мы провели с ним не один час, чтобы узнать: как живут мусульмане Луганщины, чувствуют ли себя здесь "своими", каких правил придерживаются и какие стереотипы о собственной религии пытаются разрушить.
В серии материалов спецпроекта "Религия объединяет" мы рассказываем о 4 разных конфессиях, их особенностях и о том, чего читатели, возможно, не знали. Главная цель каждого текста— рассказать о различных религиозных людях востока Украины, их традициях и взглядах. Ведь все мы живем рядом и вместе формируем жизнь в нашем регионе такой, какая она есть. И в этом многообразии — сила.

В финальном пятом тексте мы сравним четыре религии, о которых нам рассказали представители вероисповеданий, и вместе поищем между ними общие и отличительные черты.
Этот репортаж Свободное радио делает по собственной инициативе. Мы не хотим никого обидеть или задеть чувства людей разных вероисповеданий и конфессий.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Имам и его путь
С имамом в Северодонецке мы договорились встретиться по адресу Гвардейский проспект, 10-А. Тут небольшое серое двухэтажное здание. Первое, что бросается в глаза, — табличка, написанная необычными, словно сказочным буквами. Мы приехали в "Бисмилля" — исламский культурный центр и единственную на подконтрольной Луганщине мечеть. До карантина на праздники здесь собираются несколько сотен человек. Но так было не всегда. История центра началась задолго до войны. Началась с нескольких людей и их непреодолимого желания.
Фото: Свободное радио
На пороге центра встречает Темур Беридзе — имам. То есть глава мусульманской общины и духовный руководитель. Ему 51 и уже 12 лет он пытается активно развивать ислам на луганщине. Говорим по-русски, у Темура заметный акцент: он приехал из Грузии. Там в школе 9 лет преподавал историю. В этой преимущественно православной стране Темур родился в мусульманской семье.

"Я бы не сказал, что стал мусульманином только потому, что мои родители мусульмане. Я этот выбор уже более сознательно сделал после армии, когда стал студентом. В Грузии мусульманин — не совсем полноценный человек, большинство относится как-то не так. Когда я в школе работал, мне директор говорила "Темур, зачем это тебе нужно, ты же образованный человек". У меня нет сомнений, что это правильный выбор".
Что мне по душе — в Исламе во всех вопросах поставлена четкая точка. Нет сомнений. Если Бог един — нет других вариантов. Христиане также говорят, что Бог один. Но здесь и Бог-отец и Бог-сын и Святой Дух. Ислам категорически против этого. Это как 2х2 = 4
Фото: Свободное радио
Мы общаемся в кабинете имама. Рядом с Кораном на столе лежит Библия. Ее мусульмане считают одной из книг, которая, в определенном смысле, предшествовала Корану. Вообще значительную часть комнаты занимают полки с книгами. На одной замечаю медаль "За служение Исламу и Украине". Ее Темур получил в день открытия "Бисмилля".
Фото: Свободное радио
Единственная мечеть на свободной Луганщине
Название означает "именем Аллаха милостивого, милосердного". История центра началась в 2008 году. На тот момент Темур жил в Северодонецке уже 10 лет, общался с несколькими мусульманами, но ни о какой совместной деятельности речи не было. Все изменил случай.

"Причиной того, что здесь появился исламский культурный центр, стала женщина-христианка. Мы занимались торговлей. К моей жене подошла эта женщина и сказала, что какой-то человек распространяет газету на исламскую тематику, принес ее мужу на работу. Мусульман почти не было, так он ее всем раздавал. Я захотел с этим человеком познакомиться. Примерно через неделю он подошел. Впоследствии познакомились с братьями и сестрами из других городов, которые у себя собирались хотя бы раз в месяц. И у нас возникла идея".

Сначала, кроме идеи и 4 энтузиастов, не было ни места, ни денег. Сперва собирались дома у Темура, из Луганска приезжал преподаватель Ислама. В 2010 центр официально зарегистрировали, впоследствии купили помещение, на которое долго понемногу собирали деньги. Официально открылись в сентябре 2019 года.

На праздники собираются от 150 человек, на пятничную молитву около 40. На втором этаже есть женский зал. Проводим различные мероприятия. За 12 лет это большой прогресс, чтобы создать общину и развивать в таком темпе. Это большой труд, но никто из нас не герой
Фото из личного архива Темура Беридзе
До начала войны на Донбассе было 17 мусульманских общин, из них пять в Луганской области. После 2014 года на подконтрольной части региона остались общины в Северодонецке и Константиновке.

"В Луганске собирались по 500 человек на молитву, но где это все сейчас? Мечеть стоит пустая. Нам удалось открыть центр после начала войны, хотя мне иногда говорили, что я не в своем уме: в такие времена продвигать эту идею. Но я понимал, что мечеть потеряна, если ничего не делать здесь — уже ничего в области не будет. А мусульмане есть. Есть переселенцы, есть такие, кто приезжает и надо где-то остановиться. Студенты медицинского университета, который сейчас перемещен, также были прихожанами мечети в Луганске".

Но я понимал, что мечеть потеряна, если ничего не делать здесь — уже ничего в области не будет

Фото: Свободное радио
Темур показывает зал для молитвы — он светлый и просторный. Чтобы его рассмотреть, снимаем обувь (на полу толстый чистый ковер). Здесь есть микрофон, несколько полочек с религиозной литературой. Украшенный потолок, большие люстры — в общем все выглядит довольно торжественно. Проскакивает мысль, что до сих пор не знала о такой красоте в своем городе. По серыми стенами ее действительно трудно представить. Для мусульман мечеть — важное место, где можно встретиться, поговорить, обменяться новостями.
Фото: Вільне радіо
"В Исламе есть такое понятие — коллектив воспитывает человека. Коллективная молитва награждается больше в 25 или 27 раз. Если у человека мысли куда-то "побежали", он молитву читал не сосредоточено, в коллективе Аллах все равно примет такую молитву. И каждую пятницу мусульманин должен идти в мечеть — это время коллективного намаза (молитвы). Эта молитва отличается ".
Фото: Свободное радио
В мечети рады гостям, рассказать о ней, показать. Просят только женщин быть с покрытой головой. Ведь это рассказа о вере. А распространять такие знания важно, считает имам.
Война и капеланство
Вспоминая о войне, Темур ненадолго уходит. И возвращается с военной формой. На привычном "пикселе" шеврон с полумесяцем и звездой. Мой собеседник — один из нескольких украинских капелланов-мусульман. По предварительной договоренности с Генштабом он приезжает к единоверцам, которые служат в рядах ВСУ, привозит литературу, беседует, обеспечивает разрешенной — халяльной — едой. Например, мусульманам запрещено есть свинину.
Фото: Свободное радио
"Это очень интересная и нужная работа.

Расскажу одну историю. Когда в 2014 году были бои за Луганский аэропорт, там была очень сложная ситуация. Родственники не могли заехать забрать тело. А у нас есть свой обряд, как нужно хоронить. Оказалось, что я ближе всех к этому месту, 100 километров. И получил предложение забрать тело и похоронить. Человек пролежал там в морге больше месяца. Поняли, что надо сделать свою структуру, чтобы проводить религиозные обряды. Нам пошли навстречу, и в 2015 году мы присоединились к капелланам других конфессий. Нас всего 5-6 человек".

Не противоречит ли служба в армии и участие в боевых действиях основам религии, Темур отвечает без всяких сомнений. На войне кто-то нападает, другой защищается. Позиция Ислама, добавляет, — защищаться.

Твоя вера, твоя семья, твоя земля. Бог обязывает нас это защищать. Аллах дал тебе эту землю, она тебя кормит. Ты должен ее защищать
Фото из личного архива Темура Беридзе
"Украина — уникальная страна по свободе вероисповедания"
На этой земле, которая уже давно стала ему родной, на какое-то особое негативное отношение к мусульманам Темур не жалуется. Отдельные люди, говорит, не очень гостеприимно настроены вообще ко всем приезжим. Но таких не много.

"Украина — уникальная страна по свободе вероисповедания. Везде есть какие-то ограничения. В Грузии не только мусульмане, но и неправославные христиане имеют много проблем. В Украине отношение другое. Общество здесь, к сожалению, больше склонно к атеизму. Над чем и работаем — чтобы люди хоть во что-то верили. Это наследие советского союза, когда уничтожали всё — и церкви, и мечети ".

Труднее было с бюрократией. Из-за невозможности получить землю отказались от идеи отдельно построить небольшую мечеть. Возникали сложности и с захоронениями.

"У нас обряды несколько отличные от христианских. Желательно иметь свое кладбище. Сколько я бегал по кабинетам! И только в 2020 году нам выделили место в Рубежном —- полгектара. Уже двух человек похоронили".

Все же жизнь мусульман отличается от будней большинства украинцев. В профессиональной деятельности есть ограничения. Например, можно торговать, чтобы обеспечить семью, но запрещено давать в долг под проценты. Нельзя также продавать свинину и алкоголь. Работать врачом — пожалуйста, но делать аборт религия запрещает.

"Это большой грех. Это как убить взрослого человека, потому что это такой же человек, который создал Бог. Сказано, что когда сгусток плоти превращается в плод, приходит ангел, по приказу Аллаха, и дает ему душу. Врач не может участвовать в этом. Нельзя в профессии распространять грехи. Мы должны защищать общество, а не развращать".


Много профессии, в которых частично сужается поле деятельности. Но чтобы полностью была запрещена профессия — нет
Также под запретом алкоголь и сигареты. Но этого придерживаются не все.
Пятикратный намаз и другие обряды
Каждый мусульманин в любой точке мира должен также выполнять ежедневные обряды. Чтобы их объяснить, надо познакомиться с основами религии. Ислам его сторонники называют последней религией. Мусульмане считают, что все другие религии ей предшествовали и вели к единобожию. Бог — един, у него 99 имен. Но самое распространенное "Аллах".

Ислам стоит на "пяти столпах":

— признание того, что нет Бога кроме Аллаха (шахада), а Мухаммед (мир ему и благословение от Аллаха — именно так нужно указывать, когда упоминается пророк, — прим.) последний пророк и посланник;
— пятикратная молитва (намаз);
— пост (ураза);
— налог или пожертвование (закят);
— паломничество (хадж).



Фото из личного архива Темура Беридзе
Совершеннолетний мусульманин обязан молиться пять раз в сутки в определенное время. Такой перерыв мы делали и во время интервью.

— Мужчина, женщина, никто от этого не освобождается. Если человек на работе — тоже. Все молитвы за сутки, если их собрать, занимают полчаса. На работе у человека должен быть для этого перерыв, максимум 10 минут.

— Что еще нужно, кроме перерыва?

— Нужно место, постелить коврик или на чем он молится, и условия для чистоты. Перед молитвой мусульмане омывают руки, лицо, ноги. Надо повернуться лицом в направлении Каабы (это главная святыня мусульман, которая находится в городе Мекка в Саудовской Аравии, — прим.).

— Есть ли среди них главная молитва?


— Нет, более или менее важной молитвы нет. Они просто все произносятся в разное время. Это обязательные. Есть исключение, в пятницу полуденная молитва заменяется пятничной молитвой с проповедью. Кроме этого есть желательные молитвы. Есть ночные молитвы, также добровольные.

Расскажу такую историю: пророк Мухаммед поднимался к Богу, и он ему дал установку, что надо молиться 50 раз в день. Но Мухаммед встретил Моисея, еврейского пророка, который ему сказал: Люди не смогут так много молиться. Попроси Аллаха уменьшить это". Мухаммед несколько раз возвращался, пока не осталось 5 молитв. Но вознаграждение от Бога за них осталась, как за 50.

— О чем говорится в пятикратной молитве? Это какие-то просьбы к Богу или, возможно, благодарность?

— В молитве читается текст из Корана на оригинальном языке — арабском. Могу прочитать перевод открывающей суры (раздел в Коране — прим). Здесь мы признаем и восхваляем Аллаха, что он милостив, просим направить нас на верный путь. Дальше уже человек своим языком может просить у Бога то, что ему нужно. То есть две части: общая для всех и обращения к Богу".

Коран — это священная книга. Его желательно читать в оригинале на арабском. Есть отдельная дисциплина тафсир, которая занимается толкованием Корана.

Мухаммед получил Коран не сразу, а в течение 23 лет. Нет такого, что не может объяснить Коран. Верующий человек должен его знать. Но на том уровне, на котором он "потянет". Никто не говорит, что каждый мусульманин должен знать его наизусть
Ежегодно каждый мусульманин (Темур уточняет — здоровый и здравомыслящий) должен поститься в течение месяца. В это время от рассвета до заката нельзя есть, пить,курить, заниматься сексом.

Еще один столп ислама — налог "закят". Мусульманин должен отдавать тить 2,5 процента от своего имущества (которым не пользуется каждый день), на помощь бедным единоверцам.

И последнее — если есть возможность, хотя бы раз в жизни надо совершить паломничество к Каабе. В кабинете Темура есть ее стилизованное изображение — черное с золотым, выглядит торжественно.
Фото: Свободное радио
Также есть шесть столпов веры. Мусульманин должен верить в Аллаха, его ангелов, всех пророков, его книги, судный день и судьбу (все происходит по воле Бога).
Праздники, данные Богом
Мусульмане отмечают два больших праздника в году. Даты рассчитываются по лунному календарю и ежегодно смещаются на 10 дней. Первый — праздник жертвоприношения или Курбан-Байрам. Тот, у кого есть деньги и возможность, совершает паломничество в Мекку (хадж). Состоятельные мусульмане приносят жертву Богу.

"Был такой пророк Авраам. Ислам, как и христианство, авраамическая религия. Пророку было уже более 90 лет, когда у него родился сын. Аллах решил его испытать и сказал, что Авраам должен принести в жертву своего сына. Когда он уже поднял нож, Бог заменил ребенка на барана".

Так появилась традиция в этот праздник заколоть барана. Треть мяса оставляют семье, треть для гостей, а треть раздают бедным. Так продолжается 4 дня. Также в этот день есть специальная праздничная молитва.

Фото из личного архива Темура Беридзе
Второй большой праздник Ураза-байрам — окончание 30-дневного поста Рамадана. Мусульмане также молятся, общаются с близкими, жертвуют бедным. Эти праздники считаются данными Богом, а не придуманными людьми.

Небольшим праздником считается каждая пятница. Имам читает проповедь, рассказывает о Коране, верующие обсуждают какие-то вопросы или проблемы.
"Мы — не экстремисты"
В Северодонецке мусульманская община достаточно открыта. Одной из своих задач имам считает борьбу с предубеждениями в отношении ислама. Образ "мусульманина-радикального экстремиста" — это навязанный политический стереотип, — считает Темур. Убийство в Исламе — тяжкий грех. Как и самоубийство.

"В Коране есть сура, который гласит: где встретишь неверного — убей его. Кто-то сегодня может это место прочитать и сказать — вот, пойду и убью. Это не правильно. Этот аят (наименьшая единица текста Корана, "стихотворение" — прим.) был послан Мухаммеду, когда жители Мекки выгоняли его из дома и не давали ему распространять Ислам. И, когда он снова возвращался в Мекку, был послан этот аят. Именно к ТОМУ времени. И то, тогда никого не убивали, а дали выбор: принять Ислам или покинуть Мекку. После этого этот аят был аннулирован. Религия не может приносить зло и нести вред".

Не должен мусульманин и враждебно относиться к представителям других религий, — убеждает Темур. Вообще в Исламе человек является высшей ценностью. Если, например, в мусульманской стране живут христиане, для них должны быть условия, церкви.
Фото из личного архива Темура Беридзе
Когда иудеи хоронили своего человека, пророк Мухаммед плакал. Его спросили: "Чего ты плачешь за иудеем?". Он ответил: "А разве он не человек?". Мы все от Бога. Мы все разные милостью Аллаха. Он создал нас с разными языками, разным цветом кожи, различными вероисповеданиями, чтобы мы познавали друг друга
Женщина в Исламе — ограничения или привилегии?
Положение женщины в мусульманской семье — еще одна тема, за которую критикуют мусульман. Якобы ей многое запрещено: работать, садиться за руль, учиться. Здесь стоит разграничивать религию и традиции отдельной страны, — убеждает мой собеседник.

"В доисламской Аравии женщину вообще не считали за человека. Когда рождалась девочка, ее могли выбросить в колодец. Женщина могла быть одна на несколько мужчин. Когда пришел Ислам, все изменилось. Мы иногда шутим, что лучше женщиной родиться. Во многом в Исламе женщина впереди мужчины".

Например, добавляет, мужчина обязан обеспечивать свою жену и свою семью. Женщина может работать, если этого хочет. Заработанное также может тратить исключительно на себя, а может помогать мужчине — по желанию. Она имеет право на образование, отец обязан дать образование детям — светское или религиозное. Женщина также имеет право на свою профессию. Выдавать ее замуж силой или в юном возрасте, подчеркивает Темур, запрещено.

"Когда заключается брак, есть такое понятие "брачный дар". Это могут быть деньги, украшения, что-то ценное. Муж должен его дать жене. И этот дар неприкосновенный. Если что-то случилось, они расстались, женщина должна быть обеспечена на определенный период. На это дается 4 месяца, и должно хватить брачного дара. И после развода мужчина должен поддерживать женщину, предоставить жилье, если нужно, относиться с уважением".

Из обязанностей на женщину возложено воспитание детей.
Женщина настолько пользуется уважением, что Аллах доверил воспитание будущих поколений ей, а не мужу!
Не требуя от нее зарабатывать, Ислам ставит требования к внешнему виду, а именно одежде женщины. Она должна быть полностью закрыта, чтобы можно было увидеть только лицо ты кисти рук.

"Это, прежде всего, чтобы женщина была защищена. От других взглядов, мужчин. Женщина — для одного мужчины, для своего мужа. Сейчас люди думают, что это такое наказание. Жарко, + 30, а она одета. Но это для ее безопасности в Исламе. Если женщине надо быть на работе, например, без платка, если это жизненная необходимость — это допускается. Она не должна из-за этого быть голодной".
Семья и вера
Фото: Свободное радио
У Темура трое дочерей и сын. Все в семье также мусульмане, но дети все же не такие религиозные, как отец. "Ещё молодые", — добавляет Темур. Даже малейшего принуждения, по его словам, в этом вопросе не разрешено.

"Такую веру Бог не принимает. Бог принимает только то, что у человека в сердце. Мы даем объяснения, учим. Выбор делают сами. Мои дочери пост держат, но хиджаб (специальный наряд, который скрывает фигуру, волосы — прим.) не носят. Мне это не нравится, но что же делать (улыбается)".
Фото: Свободное радио
Вообще в Исламе семья очень важна, однако только законный брак. Нельзя просто пожить вместе несколько лет — это грех. Часто бывают смешанные семьи, но именно принуждать принимать Ислам свою "вторую половинку" не считают нужным. Мусульманин также может иметь до 4 жен. Этому есть отдельное объяснение и несколько причин. Вот одна из них.

"Но это при определенных условиях, а не для какого-то своего удовольствия. Например, когда война, мало мужчин, а женщин много. Эти женщины имеют право быть защищены, иметь поддержку".
"Если твой сосед голоден — твоя вера неполноценна"
Фото из личного архива Темура Беридзе
На выходных Темур выполняет еще одну не слишком привычную "работу": готовит обеды и кормит нуждающихся. Для семьи Беридзе такая помощь бездомным также выполнение "четвертого столпа Ислама", который учит часть дохода отдавать на благотворительность.

Обычно приходят до полусотни человек. Из них — ни одного мусульманина.
Мы им не рассказываем "примите Ислам, мы лучше". Они голодны. Наша цель — чтобы они вернулись к нормальной жизни. Узнали, заинтересовались Исламом — пожалуйста. Нет так нет.

Есть выражение пророка: "Если твой сосед ложится спать голодным, а ты сытым, твоя вера неполноценна". Ты о себе только заботишься, не замечаешь никого вокруг. Ты можешь молиться сколько хочешь, но твои молитвы "обнуляются", потому что ты именно так жил
Фото из личного архива Темура Беридзе
Деликатесов, говорит Темур, не раздают, но блюда готовят, как для своей семьи. В меню может быть каша, салат, что-то мясное. Во время карантина за столом много людей не собирают, еду дают с собой.

Такую благотворительность, к которой присоединились уже не только мусульмане, Темур считает чем-то естественным. Он верит, что кто-то беднее, а кто богаче также милостью Бога. А дело верующих — уже протянуть руку помощи. Кто знает, возможно, завтра она понадобится тебе самому. Поэтому надо всегда быть человеком, невзирая на разные религии.

Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.


Спонсор
Загрузить еще