Поддержите Вильне Радио
Большинство общин Донецкой области, где в апреле 2025 года были созданы военные администрации, получили своих руководителей. Однако все полномочия они пока не имеют. Например, не могут принимать бюджет или распоряжаться имуществом — эти функции обычно выполняет местный совет. Чтобы главы военных администраций получили всю власть, в Верховной Раде должны принять соответствующее постановление.
Какими полномочиями обладают главы военных администраций сейчас и что изменит постановление парламента, мы спросили у основателя экспертной группы «Цегрин.Pro» Виталия Загайного.
Начальника военной администрации назначает президент. Но это еще не значит, что он может полноценно управлять общиной, потому что с момента назначения его полномочия ограничиваются в основном вопросами безопасности, взаимодействия с полицией и военными.
«Это главный пласт его полномочий. Но в момент, когда действующего органа местного самоуправления нет, потому что депутаты уехали, эмигрировали, женщины с детьми уехали на запад страны или выехали вообще за пределы Украины. Кто-то, наоборот, коллаборационист, переметнулся на сторону Российской Федерации. То есть много таких случаев», — объясняет «Свободному Радио» Виталий Загайный, основатель экспертной группы «Цегрин.PRO».
Первоначальные полномочия позволяют обеспечивать правопорядок, координировать эвакуации, реагировать на чрезвычайные ситуации. Но их недостаточно, чтобы управлять общиной в полном объеме.
«Чтобы глава военной администрации мог принимать бюджет, управлять коммунальными учреждениями или распоряжаться имуществом, ему нужно передать функции, которые в мирное время выполняют местные советы. И это может сделать только Верховная Рада — отдельным постановлением», — говорит Виталий Загайный.
В ответ на наш информационный запрос в Донецкой ОГА подтвердили, что по общинам, где созданы новые военные администрации, Верховная Рада еще не приняла ни одного постановления о передаче полномочий.
«Следовательно, их начальники имеют лишь ограниченный круг полномочий. В случае принятия постановления ВРУ начальник ВА временно осуществляет полномочия местного совета, исполкома и председателя. Это включает утверждение структуры органов, подчинение ему аппарата совета, исполкома, учреждений и предприятий общины. Для работников, должности которых не предусмотрены временным штатным расписанием, может быть объявлен простой или перевод на другие должности», — говорится в ответе.
10 новых военных администраций появились в Донецкой области 16 апреля 2025 года. Это 6 ВА в Мариупольском районе и еще 4 в Волновахском. Почти во всех уже есть свои начальники, но Мариупольская и Волновахская городские военные администрации до сих пор остаются без глав — их должен назначить президент.
В целом процедура передачи полномочий следующая: президент создает ВА и назначает ее начальника. Затем Офис президента подает в Верховную Раду представление о передаче полномочий. И только после голосования парламента руководитель ВА может единолично выполнять функции совета, исполкома и главы.
«Без этого постановления он не может, например, утвердить бюджет. А если совет не собирается, потому что депутаты разъехались, эмигрировали или просто исчезли — община остается без управления», — объясняет эксперт.
В 2022 году Верховная Рада принимала такие решения массово — было более 100 постановлений. Сейчас же этот процесс тормозится. По словам Загайного, формально технических препятствий нет, но не хватает политической инициативы.
Еще один нюанс: руководителями ВА нередко назначают людей, которые не имеют связи с общиной и не знают ее проблем. Из-за этого, по словам эксперта, в некоторых общинах руководители часто меняются каждый год-полтора, и там нет стабильного управления.
Впрочем, новые главы военных администраций, которые образовались в Волновахском и Мариупольском районах, до этого имели опыт работы на аналогичных должностях в тех же или соседних общинах. Некоторые работали в администрациях районов, к которым относятся эти общины.
Передача всех функций местного самоуправления одному человеку — вынужденный шаг, который возможен только в условиях войны. Закон гласит, что после завершения военного положения эти полномочия сохраняются максимум 30 дней.
«В мирное время это был бы большой минус — мы же строим демократическое государство. Но сейчас это инструмент выживания для общин, которые остались без советов и глав», — говорит эксперт Виталий Загайный.
Впрочем, основания для создания военных администраций в законе прописаны очень мягко, считает собеседник. Из-за этого, по его словам, иногда их создают даже в тыловых общинах, где советы и главы работают исправно. Например, в городе Вараш на Ровенщине или в Чернигове. Однако там параллельно работают и органы местного самоуправления.
Эксперт подчеркивает: законодательство должно четко определять, при каких обстоятельствах и в каких общинах вся полнота власти передается в руки одного человека.
«Фактически мы забираем у избирателей их право и передаем его одному человеку. А значит, должно быть четко определено, когда именно это допустимо: например, когда совет не собирается более 45 дней, а это показывает, что орган местного самоуправления — совет — не является дееспособным. Мы должны понимать, что от совета все зависит: совет формирует исполком, утверждает бюджет, утверждает структуру исполнительных органов. И поэтому, в принципе, то, что сейчас нужно — детализировать, в каких случаях президент может создавать военную администрацию», — объясняет эксперт.
Пока постановления не приняты, руководители ВА могут лишь частично выполнять свои функции. А это означает, что общины остаются в неопределенности: без бюджета, без четкой управленческой структуры, без возможности оперативно принимать решения.
«У нас более 200 общин с военными администрациями. И пока часть из них (начальников ВА, — ред.) не получила полномочий, они не могут работать в полную силу», — подытоживает Загайный.
Поэтому руководители вновь созданных ВА должны дождаться постановления Верховной Рады, чтобы получить всю власть. Однако сроки, в течение которых должно быть принято это постановление, в законодательстве не прописаны. Как и четкие условия и причины, которые заставили бы законодательный орган принять соответствующее решение.
Напомним, ранее мы писали о том, что 19 чиновников из Донецкой области имеют криптовалюту. Об этом они указали в своих декларациях.