Підтримати
Стела Донецкой области. Фото: Вильне радио
Донецкая область. Иллюстративное фото: Вильне радио

Поддержите Вильне Радио

Поддержать

Большинство общин Донецкой области, где в апреле 2025 года были созданы военные администрации, получили своих руководителей. Однако все полномочия они пока не имеют. Например, не могут принимать бюджет или распоряжаться имуществом — эти функции обычно выполняет местный совет. Чтобы главы военных администраций получили всю власть, в Верховной Раде должны принять соответствующее постановление.

Какими полномочиями обладают главы военных администраций сейчас и что изменит постановление парламента, мы спросили у основателя экспертной группы «Цегрин.Pro» Виталия Загайного.

Почему новоназначенные главы ВА должны ждать решения Верховной Рады

Начальника военной администрации назначает президент. Но это еще не значит, что он может полноценно управлять общиной, потому что с момента назначения его полномочия ограничиваются в основном вопросами безопасности, взаимодействия с полицией и военными.

«Это главный пласт его полномочий. Но в момент, когда действующего органа местного самоуправления нет, потому что депутаты уехали, эмигрировали, женщины с детьми уехали на запад страны или выехали вообще за пределы Украины. Кто-то, наоборот, коллаборационист, переметнулся на сторону Российской Федерации. То есть много таких случаев», — объясняет «Свободному Радио» Виталий Загайный, основатель экспертной группы «Цегрин.PRO».

Первоначальные полномочия позволяют обеспечивать правопорядок, координировать эвакуации, реагировать на чрезвычайные ситуации. Но их недостаточно, чтобы управлять общиной в полном объеме.

«Чтобы глава военной администрации мог принимать бюджет, управлять коммунальными учреждениями или распоряжаться имуществом, ему нужно передать функции, которые в мирное время выполняют местные советы. И это может сделать только Верховная Рада — отдельным постановлением», — говорит Виталий Загайный.

В ответ на наш информационный запрос в Донецкой ОГА подтвердили, что по общинам, где созданы новые военные администрации, Верховная Рада еще не приняла ни одного постановления о передаче полномочий.

«Следовательно, их начальники имеют лишь ограниченный круг полномочий. В случае принятия постановления ВРУ начальник ВА временно осуществляет полномочия местного совета, исполкома и председателя. Это включает утверждение структуры органов, подчинение ему аппарата совета, исполкома, учреждений и предприятий общины. Для работников, должности которых не предусмотрены временным штатным расписанием, может быть объявлен простой или перевод на другие должности», — говорится в ответе.

10 новых военных администраций появились в Донецкой области 16 апреля 2025 года. Это 6 ВА в Мариупольском районе и еще 4 в Волновахском. Почти во всех уже есть свои начальники, но Мариупольская и Волновахская городские военные администрации до сих пор остаются без глав — их должен назначить президент.

«Формально технических препятствий нет, но не хватает политической инициативы», — почему не передают полномочия

В целом процедура передачи полномочий следующая: президент создает ВА и назначает ее начальника. Затем Офис президента подает в Верховную Раду представление о передаче полномочий. И только после голосования парламента руководитель ВА может единолично выполнять функции совета, исполкома и главы.

«Без этого постановления он не может, например, утвердить бюджет. А если совет не собирается, потому что депутаты разъехались, эмигрировали или просто исчезли — община остается без управления», — объясняет эксперт.

В 2022 году Верховная Рада принимала такие решения массово — было более 100 постановлений. Сейчас же этот процесс тормозится. По словам Загайного, формально технических препятствий нет, но не хватает политической инициативы.

Еще один нюанс: руководителями ВА нередко назначают людей, которые не имеют связи с общиной и не знают ее проблем. Из-за этого, по словам эксперта, в некоторых общинах руководители часто меняются каждый год-полтора, и там нет стабильного управления.

Впрочем, новые главы военных администраций, которые образовались в Волновахском и Мариупольском районах, до этого имели опыт работы на аналогичных должностях в тех же или соседних общинах. Некоторые работали в администрациях районов, к которым относятся эти общины.

«Когда глава ВА получает все полномочия, вся полнота власти сосредоточена в его руках»

Передача всех функций местного самоуправления одному человеку — вынужденный шаг, который возможен только в условиях войны. Закон гласит, что после завершения военного положения эти полномочия сохраняются максимум 30 дней.

«В мирное время это был бы большой минус — мы же строим демократическое государство. Но сейчас это инструмент выживания для общин, которые остались без советов и глав», — говорит эксперт Виталий Загайный.

Впрочем, основания для создания военных администраций в законе прописаны очень мягко, считает собеседник. Из-за этого, по его словам, иногда их создают даже в тыловых общинах, где советы и главы работают исправно. Например, в городе Вараш на Ровенщине или в Чернигове. Однако там параллельно работают и органы местного самоуправления.

Эксперт подчеркивает: законодательство должно четко определять, при каких обстоятельствах и в каких общинах вся полнота власти передается в руки одного человека.

«Фактически мы забираем у избирателей их право и передаем его одному человеку. А значит, должно быть четко определено, когда именно это допустимо: например, когда совет не собирается более 45 дней, а это показывает, что орган местного самоуправления — совет — не является дееспособным. Мы должны понимать, что от совета все зависит: совет формирует исполком, утверждает бюджет, утверждает структуру исполнительных органов. И поэтому, в принципе, то, что сейчас нужно — детализировать, в каких случаях президент может создавать военную администрацию», — объясняет эксперт.

Без решения Совета общины остаются в неопределенности

Пока постановления не приняты, руководители ВА могут лишь частично выполнять свои функции. А это означает, что общины остаются в неопределенности: без бюджета, без четкой управленческой структуры, без возможности оперативно принимать решения.

«У нас более 200 общин с военными администрациями. И пока часть из них (начальников ВА, — ред.) не получила полномочий, они не могут работать в полную силу», — подытоживает Загайный.

Поэтому руководители вновь созданных ВА должны дождаться постановления Верховной Рады, чтобы получить всю власть. Однако сроки, в течение которых должно быть принято это постановление, в законодательстве не прописаны. Как и четкие условия и причины, которые заставили бы законодательный орган принять соответствующее решение.

Напомним, ранее мы писали о том, что 19 чиновников из Донецкой области имеют криптовалюту. Об этом они указали в своих декларациях.


Завантажити ще...