Чи не бояться співробітники КП “БАХМУТ ВОДА” пити воду з-під крану? (ІНТЕРВЬ’Ю)

С заместителем директора КП «Бахмут вода» и главным инженером обсудили качество воды в городе, состояние труб, по которым вода поступает к потребителям, и риск отключения водоснабжения в случае обесточивания «Воды Донбасса». Подробнее — в материале.

 

Диана Шароди: В эфире Свободного радио актуальное интервью, и сегодня будем говорить о теме водоснабжения. Как в городе, так и постараемся разобраться в система в целом. О работе коммунального предприятия «БАХМУТ-ВОДА», тарифах, ремонтных работах, и проблемах, на которые жалуются потребители. Об этом расспросим у заместителя директора коммунального предприятия Дмитрия Подкуйко и исполняющего обязанности главного инженера предприятия Сергея Марохина. В студии Диана Шароди. Начнем с цифр. Дмитрий, вопрос к вам, по данным вашего отчета за 2018 год, «БАХМУТ-ВОДА» предоставляет услуги водоснабжения более чем 72 тысячам потребителей. Это только жители города или нет? 

Дмитрий Подкуйко: Это жители города и района, Бахмут, поселок Опытное, Ивановское, Клещеевка, Ягодное, Иванград. Соледар уже отошел. 

Диана Шароди: И сколько это примерно воды в год? Есть же конкретные данные?

Дмитрий Подкуйко: 4 млн 230 куб метров в  год. 

Диана Шароди: Дмитрий, хочу спросить о вашей личной оценке работы предприятия. Вы пьете воду из-под крана дома или на работе? 

Дмитрий Подкуйко: Да, конечно. 

Диана Шароди: Теперь нам помогут знания инженера предприятия. Утром мы набрали стакан воды, чтобы оценить ее вместе с вами. Сергей, могли бы вы, как потребитель и представитель предприятия, описать, что видите и почему именно так выглядит наша вода из под крана? 

Сергей Марохин: Вода выглядит прозрачной, отсутствует мутность, запаха нет, на вкус отличная. Я тоже пью всегда воду с крана. 

Диана Шароди: Опишите по какому пути вода приходит к потребителям.

Сергей Марохин: По какому району?

Диана Шароди: Центр города.

Сергей Марохин: К вам вода приходит с Красносельского водозабора, там скважины. Это артезианские скважины, чистая вода, меловые горы. Оттуда насосами качают на западный резервуар, который находится возле второй школы. Оттуда распределяется в сети уже, на потребителей.

Диана Шароди: В каком состоянии те трубы, по которым вода приходит к потребителям?

Сергей Марохин: По ситуации в целом, 50% труб изношены. 

Диана Шароди: Во все ли районы города такой же путь поставки воды и условия обработки?

Сергей Марохин: Нет, не во все. С Красносельского и Клещеевского водозаборов мы подаем воду на поселок Цветмет, часть центра города, Собачевка, Буденовка, Западный микрорайон, улица Юбилейная. А восточная часть города питается с Артемовской фильтровальной станции. 

Диана Шароди: Несколько потребителей, с которыми мы общались перед интервью, жалуются на низкое качество воды, а именно: на приборах и стекле остается налет. Почему так?

Сергей Марохин: Потому что мел, он дает осадок. 

Диана Шароди: Как часто происходит мониторинг состояния качества воды?

Сергей Марохин: Ежедневно. У нас есть своя специализированная лаборатория, которая делает пробы по качеству воды. 

Диана Шароди: Где публикуются результаты?

Сергей Марохин: Мы для себя ведем, и отдаем отчет в санстанцию. Потребителям, если они дают заявку, тоже отправляем. 

Диана Шароди: Дмитрий, как представитель руководства, расскажите: какой процент потери воды?

Дмитрий Подкуйко: По итогам 2018-го года он составляет 37%. 

Диана Шароди: Я читала, что это средний показатель по Украине. Но из-за чего показатель потерь воды настолько высокий?

Дмитрий Подкуйко: Дело в том, что согласно индивидуальных технологических нормативов использования питьевой воды, которые утверждены по нашему городу, с учетом особенностей нашего города, нормой является 32%. У нас 37%. Если взять позапрошлый год, то это было почти 50%. То есть за период 2017-2018 года было снижено примерно на 13%, я считаю что это очень хороший показатель, которого удалось добиться благодаря слаженной работе по ликвидации аварийных ситуаций, по оборудованию приборов учета воды, и эта работа продолжается дальше. Поэтому мы думаем, что в ближайшие несколько лет процент потерь воды удастся снизить до нормативного уровня. 

Чи не бояться співробітники КП “БАХМУТ ВОДА” пити воду з-під крану? (ІНТЕРВ’Ю)

Диана Шароди: Для того, чтобы оперативно устранять порывы и чинить отдельные участки, есть “задвижки”. Для тех, кто не работает в коммунальной сфере я попрошу вас , Сергей, объяснить что это, как много их у нас в городе?

Сергей Марохин: Это механизм, который перекрывает, в данном случае воду. 

Диана Шароди: Какой уровень их изношенности? 

Сергей Марохин: Такой же, как и изношенность труб. 

Диана Шароди: Как я понимаю, больше всего потерь воды происходит именно из-за аварии на линиях водоснабжения? Или нет?

Дмитрий Подкуйко: Нет. 

Диана Шароди: А по каким причинам?

Дмитрий Подкуйко: Две причины основные — несанкционированный отбор воды, то есть воровство, и аварии. 

Диана Шароди: Какие плановые и внеплановые ремонты устаревших труб провели за 2018 год?

Дмитрий Подкуйко: Для улучшения работы системы водоснабжения и сокращения сверхнормативных потерь за 2018 год было заменено 13,8 км водопроводных сетей общей стоимостью 52 млн 670 тыс грн. Из них 6 км за счет средств предприятия, и 7,8 км за счет средств бюджета разного уровня. 

Диана Шароди: Кто платит деньги за воду, которая пошла по сути никуда вследствие аварии или прорыва?

Дмитрий Подкуйко: Эти расходы покрывает предприятие. 

Диана Шароди: Расскажите об этом механизме подробнее. Как высчитывается именно стоимость потерянной воды? 

Дмитрий Подкуйко: Методом прямого счета: поданная вода в сеть минус реализованная вода. 

Диана Шароди: Как это отмечается в платежках?

Дмитрий Подкуйко: В тариф уже включено 30% потерь вне зависимости от того, сколько потеряло предприятие. Согласно механизму формирования тарифа, это не более 30%.

Диана Шароди: Если проводится определенная профилактическая работа, и прекращается подача воды, как об этом сообщают населению?

Дмитрий Подкуйко: Через СМИ, сайты местные. На сегодняшний день это самый оперативный способ. Были мысли, чтобы делать это через смс-уведомления, но мы столкнулись с тем, что зачастую потребитель, проживая в одном месте, может регистрировать свой телефон как проживающий по другому адресу. Поэтому решили от этой идеи отказаться. 

Диана Шароди: Когда и как вы предупреждаете о начале работ?

Дмитрий Подкуйко: Дело в том, что работы бывают плановые и внеплановые. Если это плановые, то стараемся заблаговременно — 2-3 дня. Если внеплановые, то уведомить не получается. 

Диана Шароди: Перейдем от плановых работ к ликвидации аварий. Если вам сообщают об аварии или прорыве, как и где это фиксируется?

Дмитрий Подкуйко: Это регистрируется в журнале, в бумажном варианте. И в электронном варианте на ПК. 

Диана Шароди: Как быстро ремонтная бригада выезжает на место?

Дмитрий Подкуйко: После получения информации об аварийной ситуации, служба выезжает на место, оценивает степень сложности работы, и после этого принимается решение о дате начала работ. Разные бывают ситуации, бывает что нужно дополнительно согласование и со службами, у которых там могут проходить коммуникации (связь, электроэнергия, тепло).

Диана Шароди: Как назначают ответственного за проведение работы на аварийном участке?

Дмитрий Подкуйко: В каждой бригаде есть бригадир, он ответственный. Также у бригадиров есть руководители, мастер, начальник участка. Они все ответственные. 

Диана Шароди: Дмитрий, расскажите, пожалуйста, за чей счет проводят ремонты?

Дмитрий Подкуйко: Либо за собственные средства, либо за бюджетные. 

Диана Шароди: Что имеется ввиду под понятием “собственные”?

Дмитрий Подкуйко: Собственные — это средства, которые получены вследствии хозяйственной деятельности предприятия. Ну, грубо говоря, за счет тарифа. 

Диана Шароди: Как фиксируют потраченные средства?

Дмитрий Подкуйко: На предприятии ведется абсолютно прозрачный бухгалтерский учет. Все согласно действующего законодательства. 

Диана Шароди: Каким образом оценивается степень выполнения или невыполнения работы? (Показатель эффективности)

Дмитрий Подкуйко: Путем проведения гидравлического испытания отремонтированного участка сети. 

Диана Шароди: Как это более просто описать для слушателей?

Дмитрий Подкуйко: Если на участке проводилась ликвидация аварии, то подается давление, и смотрим, есть ли утечка. 

Диана Шароди: Если для вашего ремонта пришлось разрыть дорогу или тротуар, с кем коммунальное предприятие это согласовывает?

Чи не бояться співробітники КП “БАХМУТ ВОДА” пити воду з-під крану? (ІНТЕРВ’Ю)

Дмитрий Подкуйко: С управлением развития городского хозяйства, и со службами, у которых могут там проходить коммуникации. 

Диана Шароди: Как это документально фиксируется?

Дмитрий Подкуйко: Составляется акт. 

Диана Шароди: Кто отвечает за восстановление покрытия? 

Дмитрий Подкуйко: Наше предприятие. 

Диана Шароди: И кто это финансирует? 

Дмитрий Подкуйко: Бюджет предприятия. 

Диана Шароди: Дмитрий, в нескольких информационных запросах от Свободного радио мы просили предоставить акты выполненных работ. Расскажите, пожалуйста, существуют ли все-таки они? Непосредственно акты или какой-то определенный учет. (Речь идет о том, как мы, как потребители, можем убедиться в том, что работы действительно были выполнены на конкретном объекте, в конкретный день, и на это были потрачены средства).

Дмитрий Подкуйко: Согласно положению и стандартам бухгалтерского учета, акт выполненных работ составляется только в том случае, если он нужен для стороннего потребителя. Для внутреннего пользования акты не нужны, и никакой нормативно-правовой акт не обязывает предприятие их составлять. 

Диана Шароди: Если идет ремонт, на него тратят определенные средства?

Дмитрий Подкуйко: Составляется дефектная ведомость, смета. Все это оценивается и списывается на расходы предприятия. 

Диана Шароди: Как можно потребителям тогда убедиться, что аварию ликвидировали, и на нее потратили определенную сумму денег?

Дмитрий Подкуйко: Дело в том, что аварии на системах водоснабжения трудно скрыть. И любому потребителю будет видно, если проблему не исправили. Только так. А сколько расходов понесено — только пойти и заглянуть главному бухгалтеру в компьютер. 

Диана Шароди: Дмитрий, сейчас на уровне области активно обсуждают вопрос отключения электроэнергии у “Воды Донбасса”. Я кратко напомню в чем суть ситуации: по новому закону все водоканалы должны подписать договоры с поставщиком электроэнергии. Пока этого не произошло, есть компания последней надежды “Укринтерэнерго”. Эта компания должна 3 месяца в переходной период поставлять электроэнергию для не определившихся с поставщиком. Так вот эта компания последней надежды не подписывает договор с “Водой Донбасса” (и не только) из-за долгов за свет. По информации главы области, долг составил 270 млн грн. Как от “Воды Донбасса” зависит компания “Бахмут Вода”? Что грозит потребителям, в случае полного отключения “Воды Донбасса” от электроснабжения?

Дмитрий Подкуйко: От электроснабжения КП “Вода Донбасса” “БАХМУТ ВОДА” зависит напрямую. Потому что “Вода Донбасса” является для нас основным источником питьевой воды, поэтому если компания останется без электроэнергии, то, я думаю, в ближайшее время примерно 60% потребителей города и района остануться без водоснабжения.

Диана Шароди:  Какие это улицы, районы? Кто в итоге останется с водой?

Дмитрий Подкуйко: Восточная часть, центр, Ступки. 

Диана Шароди: Есть ли у “Бахмут Воды” какие-либо резервуары, которые бы создавали определенный водный запас? На случай серьезной аварии или отключения.

Дмитрий Подкуйко:  К сожалению, нет. Есть только собственные скважины, это Клещеевский и Красносельский водозаборы. Но их производительность не позволяет обеспечить всех потребителей на 100%.

Диана Шароди: При обсуждении этого вопроса на областном уровне, глава Донецкой облгосадминистрации Александр Куць заявил, что причина долга — долги на местах.  В списке крупнейших должников за воду Мариуполь, Покровск, Краматорск, Бахмут и Константиновка. Так сколько должен Бахмут? 

Дмитрий Подкуйко: Из вышеперечисленных городов мы должны меньше всего — 32 млн (гривен, — ред.). Лидер из них, по моей информации, Мариуполь, далее Славянск со штрафными санкциями, это 90 млн долга, Покровск, Краматорск. 

Диана Шароди: Каждый город по своему решает вопрос долга. Есть ли план у “Бахмут воды”? Уже есть конкретные договоренности по погашению задолженности? Если да, то какие? 

Дмитрий Подкуйко: По моей информации, этот вопрос решился по всем городам одинаково. С “Водой Донбасса” был заключен договор о реструктуризации задолженности. По нашему городу это три года.  

Диана Шароди: Так, а у самой “Бахмут воды” есть договор с электропоставщиком по новым правилам? Если да, то: с какой компанией и на каких условиях?

Дмитрий Подкуйко: Да, конечно, и платим мы своевременно. Долгов нет. С ДТЭК. 

Диана Шароди: Водоснабжению Донецкой области сейчас уделяют много внимания. Есть международные организации, которые помогают налаживать водоснабжение, предоставляют кредиты или помощь безвозмездную. Как вы ищете себе помощников и к кому обращались, чтобы найти дополнительные пути финансирования на улучшение состояния сетей?

Дмитрий Подкуйко: Мы сейчас плотно работаем с ЮНИСЕФ. В рамках этого сотрудничества ЮНИСЕФ сейчас проводит комплексный аудит нашего предприятия, и по результатам этого аудита нашему КП будут выделены какие-то материалы для улучшения качества работы. Может это будет насосное оборудование, может трубы большого диаметра. Но так или иначе, речь идет о солидных суммах. И мы очень большие надежды на это возлагаем. 

Диана Шароди: Какой план развития предприятия на следующие 5 или 10 лет? Чего ожидать потребителям? 

Дмитрий Подкуйко: Да, есть программа оптимизации, программа реформирования. Разрабатывается программа социально-экономического развития, и во всех программах мы стараемся максимально участвовать. И, мне кажется, что наше предприятие среди городов спутников привлекает больше всего средства. В этом плане нам есть чем похвастаться. Все программы нацелены на замену старых сетей, и улучшение качества воды. 

Диана Шароди: Перейдем к следующему блоку нашего интервью. Он будет состоять из вопросов наших слушателей и читателей в соц.сетях. Накануне мы спросили их мнение по поводу работы коммунального предприятия “Бахмут вода”, и предложили задать интересующие вопросы. Отмечу, что были те, кого все устраивает. Но мы огласим проблемные моменты.   

— Почему часто вода исчезает на целый день (утром после 9-10 и до 16-17 часов)? Без предупреждений и уведомлений. Почему летом воду отключают ежедневно почти на весь день? Это речь про Западный микрорайон. 

Дмитрий Подкуйко: Ну я хотел бы, чтобы потребители понимали, что воду просто так не отключают. Любое отсутствие воды — это аварийная ситуация, чаще всего. На сегодняшний день около 50% водопроводных сетей 100% изношены. Чтоб вы понимали, из 590 км сетей 240 полностью исчерпали срок своей службы. 

Диана Шароди: Готова ли «Бахмут-Вода» к приходу на рынок конкурента? Видите ли Вы возможность удержать позиции? И что будете делать в первую очередь, если в Бахмут придет новая современная компания Вашего профиля?

Дмитрий Подкуйко: Ну, у нас уже был печальный опыт современной компании, которая называлась “Артемовск Водоканал”. Ничего хорошего из этого не получилось. 

Диана Шароди: Проводились ли в КП антикоррупционные проверки? Какой результат?

Дмитрий Подкуйко: В конце прошлого года на нашем предприятии проводился аудит. Аудиторская фирма из Харькова была привлечена через систему “Прозорро”. Результаты можно найти на сайте Бахмутского городского совета, или Абонент Инфо. Каких-либо серьезных нарушений на предприятии не нашли, никакой двойной бухгалтерии, мы работаем строго в правовом поле. 

Диана Шароди: Какая процедура работы с юридическими лицами? Каким образом КП должно получать показатели от юридических лиц? 

Дмитрий Подкуйко: Согласно договоров, представители юридических лиц должны являться в службу реализации для предоставления показаний. Раз в квартал мы стараемся сами выходить на места и фиксировать показания. 

Диана Шароди: И небольшой блиц-опрос напоследок. Дмитрий, попрошу отвечать вас. Что лучше не выливать в канализацию?

Сергей Марохин: Ничего не выливать, кроме хозбыта. 

Диана Шароди: Куда жаловаться на не зарытую яму после ремонта труб от “Бахмут воды”? 

Дмитрий Подкуйко: В “Бахмут воду”. 

Диана Шароди: А на открытый люк водоканала посреди тротуара? 

Дмитрий Подкуйко: В “Бахмут воду”. Кстати, если люк, то это не значит что он 100% от водоканала. 

Диана Шароди: Учитывая состояние труб, по которым проходит вода и все обработки, насколько безопасно пить на постоянной основе кипяченую воду дома?

Дмитрий Подкуйко: На сегодняшний день я не слышал о фактах отравления. Она полностью пригодна для употребления. 

Сергей Марохин: По-моему, в начале нашей дискуссии я пробовал воду, и никто еще не умер. 

Дмитрий Подкуйко: Хорошо себя чувствуешь?

Сергей Марохин: Пока да (улыбаются, — ред)

Диана Шароди: Почему нужно экономить воду?

Дмитрий Подкуйко: Потому что запасы воды не безграничны, и нужно рационально их использовать. Есть точки земного шара, где вода на вес золота, где ее только привозят. 

Диана Шароди: Спасибо вам за объяснения и комментарии, я напомню, что сегодня в студии Свободного радио мы говорили с заместителем директора коммунального предприятия “БАХМУТ-ВОДА” Дмитрием Подкуйко, а также с инженером предприятия Сергеем Марохиным. У микрофона работала Диана Шароди. 


Загрузить еще