Последние 3 года Людмила Денищук работает учительницей в гимназии №3 города Северск, что на Донетчине. Здесь ее застала война с Россией. Армия оккупантов уничтожила здание гимназии, но учебное заведение продолжает работать онлайн. Учителя и дети не теряют надежды, что снова встретятся в стенах гимназии после войны.
Учительница Северской гимназии Людмила Денищук рассказала журналистам Вильного радио о своей работе, трудностях, которые сейчас приходится преодолевать учителям, детям и родителям, и о надеждах, которыми они живут.
Уроженка Горловки Людмила Денищук более 40 лет прожила в селе Верхнекаменское в Донецкой области. Местных детей она учила родному языку и литературе. Выйдя на пенсию, женщина поняла, что не мыслит себя без любимой работы. Поэтому пошла работать в Северскую гимназию №3, где преподает уже 4-й год.
«Сначала я преподавала зарубежную литературу. А в прошлом году мне предложили стать ассистентом учителя в инклюзивном классе. В моей педагогической практике это был новый интересный опыт — работать пришлось с ребенком с особыми образовательными потребностями по состоянию здоровья. Мальчик хороший: не только я помогаю ему учиться и жить, но и он учит меня”, — рассказывает Людмила Денищук.
На уроках учительница все время была рядом со своим воспитанником, после — помогала с домашним заданием. Однако полномасштабная война внесла коррективы не только в их работу, но и всей гимназии, говорит Людмила.
«Из-за войны с Россией нам пришлось перейти на обучение в онлайн. Дети занимались дома, а учителя ходили на работу. С каждым днем ситуация в Северске становилась более опасной. Мне нечем было добираться до гимназии — не ходили автобусы. Поэтому расстояние в 12 километрах от Северска до Верхнекаменского приходилось преодолевать пешком. Иногда мне удавалось вызвать такси», — рассказывает учительница.
Война истощала не только физически, но и морально, вспоминает Людмила.
«Чтобы хоть как-то отвлечься, я с головой погрузилась в работу. Домой приходила очень уставшая, да еще поздно. А там меня ждала старенькая больная мать — переселенка из Горловки. Она хорошо знала, что такое война, ведь пережила эту беду. И снова война ее догнала — теперь уже у меня дома. Это трудно осознать”, — жалуется женщина.
Учить детей, когда рядом шли бои, было нелегко, признается Людмила. В любой момент могла исчезнуть связь.
«Мы работали в классах, где был интернет. Программу и домашнее задание выкладывали наперед — боялись, что в любой момент связь может прерваться. Это, конечно, создавало большие трудности для онлайн-обучения. Поэтому учителя все время были в работе. Мы консультировали учеников, которым не удалось вовремя послушать важную информацию. Кроме азов школьных предметов, учили их главным правилам безопасности в условиях войны», — говорит Людмила.
Она отмечает: в сложной ситуации учителей все время поддерживали родители.
«Война просочилась в жизнь каждого из нас и нарушила все наши планы. Родители понимали, что сейчас всем нужно держаться вместе. Они пытались поддерживать с нами постоянную связь, всегда откликались на наши просьбы», — рассказывает педагог.
Связь между школой и учениками не прервалась даже после того, как они с родителями уехали из города.
«Родители понимали: дальше будет хуже, поэтому нужно спасать детей. В начале апреля они начали выезжать в безопасные города Украины и за ее пределы. На новом месте родители выходили с нами на связь, чтобы дети продолжили обучение. В середине мая уехала и семья моего ученика», — говорит учительница.
Вслед за своими школьниками в конце апреля начали эвакуироваться и учителя. Сама Людмила долго не выезжала из-за больной матери.
«Моя семья жила под обстрелами в Верхнекаменском почти 3 месяца. За это время я ни разу не спустилась в подвал — была в доме с тяжелобольной матерью. Из-за постоянных вражеских «прилетов» наш дом стал непригодным для проживания. — более-менее уцелела мамина комната, где мы жили вчетвером (Людмила, ее муж, сын и мать, — ред.). В тяжелое время продуктами и морально нас поддержали украинские военные, среди них у нас появились новые друзья, благодаря которым нам удалось выжить в то трудное время”, — вспоминает Людмила Денищук.
На эвакуацию семья учительницы решилась в июле. К тому времени в доме жить было невозможно — от нее остались стены и перекошенная крыша, говорит женщина.
“К счастью, к тому времени матери немного стало лучше и она предложила как можно быстрее уехать из села: “Все люди уезжают, а мы досидимся, пока вражеская армия придет к нам. Я хоть и не выхожу из дома, а понимаю, что это будет ужас”. Поэтому мы сразу собрались и под обстрелами «Градов» на собственном автомобиле поехали в Сумы к родне, которая давно нас звала», — рассказывает Людмила.
От вражеских обстрелов пострадал не только дом Людмилы Денищук, но и ее второй дом — здание Северской гимназии.
“Первый «прилет», от которого пострадала Северская гимназия, был в середине мая. Почти на пешеходном переходе перед гимназией разорвалась авиабомба, и на дороге образовалась глубокая, до 8 метров, яма. Обломки от снарядов повредили центральный вход в гимназию. К счастью, в помещении никого не было. К тому времени из города эвакуировались почти все учителя, а кто не уехал, был дома. После этого гимназия неоднократно подвергалась авиаударам и артиллерийским обстрелам. Последний «прилет», который полностью разрушил гимназию, был в сентябре. Теперь она восстановлению не подлежит”, — утверждает учительница.
Но несмотря на это, ученики и учителя Северской гимназии верят: после победы они вернутся домой и снова соберутся вместе в одном здании.
“Возможно, это детские мечты, но не хочется и мысли допускать, что гимназия никогда не будет работать. Надеемся, после нашего возвращения местные власти выделят под нее помещение. Возможно, ее еще отстроят. Верим: после войны в нашей гимназии будут работать все те же учителя и учиться все те же дети”, — делится своими надеждами учительница Людмила.
Она отмечает: почти все ученики, которые посещали гимназию до открытой войны, и дальше в ней учатся, только отдаленно.
“В другие школы перешли дети где-то из 10-15 семей. Даже ученики, которые пока еще остаются в Северске, выходят с нами на связь. С этими детьми учителя работают индивидуально, потому что там не всегда бывает интернет. Сейчас в Северске остаются более полутора десятков детей. Поэтому мы не бросаем их на произвол судьбы, а по возможности продолжаем учить”, — уверяет учительница.
В условиях войны не стали закрывать и инклюзивный класс. Поэтому Людмила продолжает работать со своим учеником: она — из Сум, а он — из Кривого Рога.
“По-прежнему вместе со своим учеником я посещаю все уроки, помогаю ему во время занятий. Потом, если в этом есть необходимость, консультирую мальчика и его маму по разным учебным и воспитательным вопросам и обязательно помогаю с домашними заданиями. Мы ежедневно поддерживаем связь как через интернет, так и по телефону. Единственное, о чем мы мечтаем — поскорее вернуться домой и встретиться в стенах своей родной гимназии”, — говорит Людмила Денищук.
* * *
Напомним, в прифронтовом Северске во время полномасштабной войны оккупанты повредили или разрушили все образовательные учреждения. В некоторые из них попали авиаударами, а другие пострадали от постоянных обстрелов россиян из тяжелой артиллерии.
Читайте также: