Он родился в бедной крестьянской семье с 10 детьми. Жаждой к учебе “сделал сам себя”. Был профессиональным лесоводом, служил в армии, стал поэтом, соавтором IV Универсала и министром в правительстве УНР. Впоследствии – зачинщиком восстания против гетмана Скоропадского, а после поражения УНР – иммигрантом и основателем нескольких образовательных учреждений для украинцев за рубежом. Все это о Никите Шаповале, который 141 год назад родился в селе Серебрянка возле нынешнего Северска Бахмутского района.
Никиту Шаповала назвали “солью земли”, но этот украинский политический, государственный и общественный деятель с Донетчины остается почти неизвестен в Украине.
Поэтому на днях впервые в Украине издали книгу воспоминаний “Никита Шаповал. Схема жизнеописания. Биография. Письма”
Несколько версий черновиков жизнеописания хранятся в Центральном госархиве высших органов власти (ЦГАВО). Исследователи обработали их. Финансово поддержал такое исследование и печать книг фонд “ІЗОЛЯЦІЯ”. Организовали проект ОО “Крила” и турфирма “Київські фрески”.
Эта книга содержит фрагменты писем Шаповалу от родных, в них встречаются данные о страницах истории Донетчины, которые многие десятилетия власти пытались скрыть. Например, описание явлений голода 1920-х на территории современной Донецкой области и примеры сопротивления коллективизации.
“Шаповал рассказывает о том периоде, тех землях, историю которых он фиксирует для нас в своих воспоминаниях. Которые оставались к сожалению неизвестными более века, наверное, для жителей Донетчины. Которые для нас невероятно интересны. Поскольку освещают для нас подлинную историю Донецкого края, которая скрывалась, и подлинную сущность жителей, которая фальсифицировалась”, — говорит исследовательница Анжела Савченко.
В частности, в письмах родных Никите говорится о том, как в начале 1920-х из магазинов исчезло все, и что его мать вынуждена была ткать. Также есть упоминание о крестьянском восстании, которое свидетельствует о том, что Донетчина сопротивлялась установлению советской власти на своих территориях.
Книгу напечатали малым тиражом – всего 50 экземпляров. Их в первую очередь распространят по разным научным учреждениям и библиотекам. Если вы хотите иметь такую книгу, напишите на эл. почту [email protected] с пометкой «заказ книги». Себестоимость одной такой книги – 500 грн без доставки.
Первая часть сборника — о детстве деятеля, подростковых и юношеских годах, жизни на Донетчине, семье, общественной и политической деятельности.
“Вторая ее часть – это биография, написанная женой Никиты Шаповала Ольгой Филаретовной Павловской. И последняя часть посвящена письмам”, – говорит Анжела Савченко.
Знаток промышленной истории края, автор блога “Шахти та рудники Донбасу” Михаил Кулишов подобрал много фотографий и карт, иллюстрирующих текст.
Переселенцы-активисты рассказывают сейчас о Никите Шаповале в разных областях Украины, куда вынуждены были уехать подальше от обстрелов российских оккупантов. Ведь у них с деятелем теперь общей является не только родная земля, но и изгнание из нее. Самому Шаповалу столетие назад тоже пришлось покинуть родной край из-за оккупации Украины российскими большевиками.
Родился Никита Шаповал на территории современной Донетчины в селе Серебрянка, ныне оно в составе Северской громады Бахмутского района.
Исследователи создали генеалогическое древо Никиты Шаповала, в который вошли данные о его предках до прабабушки и прадедушки, а также о других родственниках, о которых есть сведения.
Участник проекта краевед Михаил Кулишов поработал с метрическими книгами и выяснил, что у Никиты Шаповала была сестра и 9 братьев, а не 8, как считали ранее.
Один из младших братьев умер в детстве, это был брат-близнец.
Род Никиты Шаповала происходит по линии деда по матери с Полтавщины. Эту семью вынужденно переселили на Донбасс, поскольку тот родственник был кантонистом. Так называли в старину тех, кого с детских лет призвали на военную службу. Поэтому после реформы 1861, когда закрепощенные ранее люди получили свободу, родители Никиты Шаповала остались так называемыми безземельными крестьянами.
“Именно поэтому он будет писать о происхождении — “из пролетариев”. Хотя на самом деле дед матери по матери происходит из дворян, то есть здесь были и дворянские корни. Но они остались без земли. Отец Шаповала вынужден был бесконечно наниматься, и возле их дома не было земли. Поэтому, нанимаясь каждый раз на новое место, вместе с ним переезжала вся его семья”, – говорит исследовательница Анжела Савченко.
Отец Никиты Шаповала нанимался и в мельники, и на шахту шахтером. Это была многодетная семья, где дети не просто помогали родителям, а с 8-9 лет начинали работать — на шахтах, предприятиях и так далее. Это были нетрудные работы, но они и соответственно оплачивались.
“Мы видим Донбасс в начале индустриализации. Когда промыслы становятся индустрией, когда основной работой местных становится работа на шахтах и предприятиях”, – объясняет тот период Анжела Савченко.
Никита с детства любил читать: страсть к этому и жажда знаний остались с ним на всю жизнь. Земская реформа способствовала развитию учебных заведений. Так что парень учился в Петро-Марьевской школе.
“Никита быстро становится лучшим учеником. Открылся первый “социальный лифт”. Парень из очень бедной семьи получает возможность учиться. Обучение было исключительно на языке империи, на русском”, – рассказывает соавтор книги о деятеле.
Но дома и вокруг он был окружен украинским языком и никогда не ассимилировался. Мать Никиты, когда слышала, как сын приносит с учебы какие-то русские слова, корректировала его и призывала их не употреблять.
Родная Серебрянка стала для Никиты Шаповала особым «местом силы». Там Никита Шаповал сформировался сначала как украинофил, потом как сознательный украинец, а впоследствии и как украинский революционер.
Его мама сначала боялась влияния образования на сына, дважды сжигала библиотеку, которую Никита собрал за свой счет.
Но прозрение о важности образования для сына наступило, когда брат Никиты Грицько умер, и Никита стал читать Псалтырь у тела брата. Тогда сельские бабы шептали между собой, что, мол, “грамотный парень не пропадет с голоду, потому что будет кормить семью, хотя семья и бедная”.
Следующим шагом образования Никиты Шаповала был выбор профессии. Он мог бы пойти учиться на штейгера — популярную профессию мастера горных дел в шахте. Но стало известно, что недавно в Кременной открыли лесную школу. В семье вспомнили, что один из предков был лесоводом, поэтому выбор пал на лес.
Никита и здесь учится очень хорошо. Высоты, которых он достиг, побуждают родителей к осознанию того, что обучать надо и младших сыновей. Так все братья Никиты Шаповала, его семья стали сознательными украинцами.
Далее в биографии собраны данные о работе Никиты Шаповала на разных должностях и разных губерниях, а также его эмиграцию.
С тех пор связь с родными для Шаповала становилась с годами слабее. Пока не сошел на нет. Семью Шаповала, которая осталась в Донецкой области, преследовали, его братьев арестовали, продолжались допросы. В 1928-29 годах советские власти запретили и переписку между Шаповалом и его родственниками в УССР.
Братьев Дороша, Иосифа и Ивана Шаповалов расстреляли в УССР во время коллективизации.
На 140-летие Никиты Шаповала журналистка Вильного радио побывала на его вероятной могиле. Выдающийся украинский деятель с Донетчины, но умер в Чехословакии раньше жены. Его прах якобы похоронили в ее могиле. Мы разыскали вероятное погребение, но на надгробии фамилии Шаповалов нет. Почему — рассказываем в материале “Оружие украинской Донетчины против российских оккупантов”. Никите Шаповалу родом с Бахмутского края — 140”. Никите Шаповалу родом из Бахмутского края – 140”.