Уроженец Бахмута Марк Гольдберг, который чудом уцелел во Второй мировой войне, потерял в оккупированном нацистами Артемовске всю семью. Но фамилии его родных в официальные списки погибших не попали. В конце 1970-х, перед эмиграцией в США, Гольдберг через суд внес имена отца, матери, бабушки и сестры в официальный перечень погибших в Артемовске. А еще установил памятник жертвам Холокоста и издал книгу воспоминаний.
Сегодня во всем мире чтят память миллионов евреев, планомерно уничтоженных нацистским режимом Гитлера. Как это происходило — на примере одной семьи из Бахмута рассказывает Марк Гольдберг в своей книге «Из воспоминаний о…», которую он издал за свой счет в 1999 году. Он также самостоятельно установил памятник в Бахмуте на Мариупольском кладбище — в память о своих родных, павших жертвами Холокоста.
Сами евреи на иврите называют это планомерное уничтожение еврейского этноса Шоа, или Катастрофой. Жертвами Шоа считаются те, кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима и погиб в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, приютах, лесах, а также был убит при попытке сопротивления, как участник партизанского движения, подполья, восстания, при попытке нелегального пересечения границы или бегства, от рук нацистов и/или их подручных (включая местное население). А также те, кто находился на захваченных территориях и был убит/погиб в результате прямого столкновения с вооруженными силами Германии и ее союзников, в результате бомбежек, побега, во время эвакуации в 1941-42 годах.
Марк Львович Гольдберг родился в Бахмуте (который впоследствии переименовали в Артемовск) в 1923 году в бедной еврейской семье. До революции 1917 года его дед был купцом 2-й гильдии, имел в Бахмуте мыловаренный завод, 6 домов и торговал вместе с сыновьями бакалейными товарами. После прихода к власти большевиков все имущество у Гольдбергов отобрали. Учился Гольдберг в школе им. Тимирязева (ныне здание Бахмутского управления образования, — ред.) и в других школах города.
Выпускной вечер праздновал 22 июня 1941, а 3 августа выехал из Артемовска на поезде поступать в Куйбышевскую военно-медицинскую академию. Окончил 2 курса и стал военным фельдшером 123-го артполка и 154 дорстройбата, прошел боевой путь до Берлина в составе Украинского, Белорусского и Забайкальского фронтов.
После войны учился в медицинском институте. В 1949-м Марка Гольдберга, студента 5-го курса, исключили из института и комсомола «за антисоветские взгляды и пренебрежительное отношение к врачебной профессии» и едва не арестовали. Это произошло из-за «антисоветского» содержания студенческого дневника по медицинской практике, в котором Гольдберг подробно и правдиво описал свою медицинскую практику. Работал на различных медицинских должностях в азиатских республиках СССР. В 1955 году вновь исключен из университета за отказ собирать хлопок. Но ему все же удалось получить высшее медицинское образование: он стал рентгенологом. С 1956 года до 1979 работал рентгенологом в поликлиниках Москвы.
Был женат дважды. В 1979 году в 56-летнем возрасте эмигрировал с семьей в США. В следующем году подтвердил свои медицинские знания, закончил 2-летнюю ординатуру в Чикагском университете и работал по специальности до выхода на пенсию.
Перед эмиграцией через суд добился внесения членов своей семьи, погибших в оккупированном нацистами Артемовске, в официальные списки погибших.
В 1984-м Марк Гольдберг внес фамилии 4-х своих погибших родственников в Центральную базу данных имен жертв Шоа.
И в 1989-м установил отдельный памятник им и всем жертвам Холокоста на Мариупольском кладбище города, недалеко от входа на одной из центральных аллей. На нем изображена звезда Давида и высечены слова: «Погибшим от уцелевшего. MG».
«В 1999 году Марк Гольдберг издал книгу «Из воспоминаний о …», экземпляры которой распространил по библиотекам города. Оцифровала книгу общественная организация «Бахмут Украинский», ее в формате fb2 можно скачать здесь.
Известно, что автор воспоминаний контактировал с краеведческим музеем Бахмута. Его дальнейшая судьба Свободному радио пока неизвестна.
Далее публикуем от первого лица цитаты из книги Марка Гольдберга о Катастрофе в его семье.
Мы выбрали самые важные отрывки из его воспоминаний и сформировали сокращенный монолог, который он рассказал на страницах своей книги.
Выпускной вечер был радостный, и настолько головокружительный, что от него в памяти ничего не осталось, кроме времени возвращения домой — где-то около трех часов ночи 22-го июня 1941 г. В 12 часов дня я проснулся или меня разбудили, и я стал слушать сообщение наркоминдела В.Молотова о том, что началась война. С бомбежки столицы Украины Киева и других городов. Немцы бомбили аэродромы, в то время, как мы танцевали. Что такое война, я себе не представлял и не задумывался, как и многие другие.
Война шла мимо нас. Временно. Меня вызвали в военкомат и вместе с другими, допризывниками послали на медицинскую комиссию. Медицинский осмотр в числе других докторов проводил доктор Махлин. Как он потом сказал маме: «Не к чему было придраться». Его сочувствие понятно. Я родился одновременно с его сыном. Наши первые детские годы прошли вместе. Так мое хорошее здоровье спасло мне жизнь: я не остался в Артемовске, оккупированном через два месяца немцами. В военкомате мне сообщили, что в числе трех других, меня направляют учиться в Куйбышевскую военно-медицинскую академию.
Я получал письма от мамы, папы, Иры, Нины (сестры и девушки автора воспоминаний, — ред.). С Ниной договорились, что обойдем цензуру (все письма проверялись) тем, что Нина будет ставить точки над буквами, из которых я составлю предложения. Так Нина сообщила о неверии людей в способность Красной Армии остановить продвижение немцев до Урала. Осознавая неизбежность захвата немцами Артемовска, Нина сообщила адрес тети. В октябре письма перестали приходить. В Артемовск немцы вошли 3 октября 1941 г. — через две месяца после моего отъезда. В газетах о захвате Артемовска сообщений не было.
В своем последнем письме в сентябре 1941 г. он писал, что записался на эвакуацию. Райком, райисполком и коммунистов эвакуировали. Евреев нет, хотя правители знали, что происходило с евреями в Германии и оккупированных немцами странами. Не думал папа, что немцы 1941 г. — это не те немцы, которые были в Бахмуте в 1918 г. — люди высокой бытовой культуры, как он мне рассказывал.
В первые же недели после прихода в Артемовск немцев отца арестовали, хотя он не был ни коммунистом, ни командиром Красной армии или высокопоставленным советским служащим. У немцев не было на уме заниматься с одним евреем, если уже существовал план уничтожения всех евреев. Сработал донос соседей, их сыновей забрали в Красную армию, может быть, на погибель, а у этого еврея, недорезанного буржуя, сын (автор воспоминаний, — ред.) будет отсиживаться в военной академии в глубоком тылу?!
В магистрате (в городской администрации во время нацистской оккупации города, — ред.) за антисемитами дело не стало, и арестовали сначала отца, потом мать. Магистрат возглавлял учитель немецкого языка Главня — отец моего одноклассника в течение пяти лет учебы в школе им. Тимирязева, не раз видевший меня у себя с его сыном — мы жили друг от друга в пяти минутах ходьбы.
Отца и мать расстреляли до массового уничтожения евреев города — 22 января 1942 г. (массовое уничтожение евреев в Артемовске произошло 11 января 1942, автор неверно указывает дату, — ред.) Кто расстрелял? Немцы или соседи, как Колька Медведев, сын пьянчужки Митьки из нашего двора, или мой одноклассник в первые 5-6 лет, Колька Деев?
Немцев, не зная их в лицо, если не в военной форме, ненавидеть трудно, а их женщин и детей — невозможно. Знаю по собственному опыту. Своих ненавидеть легко, знаешь за что. И нет у меня симпатии к их братьям и сестрам, отцам и матерям. Вот почему я не искал встречи с ними в мои приезды в Артемовск даже много лет спустя.
Еще до начала войны 1941 г. мама сказала мне: «Если будет война, нам, евреям, будет хуже, чем всем». 3 августа 1941 г., когда война началась, но немцы были еще далеко, от перрона вокзала отходил поезд, увозивший меня в г. Куйбышев, куда я был направлен военкоматом сдавать приемный экзамен в Военно-медицинскую академию. Из окна вагона я услышал голос мамы: «Марочка! Мы больше никогда не увидимся». Мне запечатлелись ее красивые плачущие глаза. Скольким бы грамотеям и эрудитам-евреям эти мысли спасли бы жизнь, если бы родились в их головах и определили их действия?!
После прихода немцев маму арестовали вслед за папой. Их расстреляли вместе за городом — через неполных 20 лет после замужества.
…В конце лета (1943 года — ред.) Артемовск был освобожден от немцев, и я написал письмо родителям. Ответ пришел от соседки. Моя семья погибла. Я убежал в поле, чтобы остаться одному.
Бабушка вернулась из Москвы в Артемовск на свою погибель. Не захотела остаться в Москве у сестры. Сказала, что ее место с дочерью. Знаю, что девичья фамилия бабушки Бережинская. Говорила с нами исключительно по-еврейски. Благодаря ей, сестра Ира и я знали идиш. Людей она делила на евреев и гоев. Гой не враг, но добра от него не жди. Какой иной могла быть философия еврейки из гетто прошлого века? Жизнь очень быстро подтвердила правду деления людей на евреев и гоев. Руками гоев немцы уничтожили папу, маму, сестру и бабушку. Память о бабушке — Хае Марковне Корецкой — переживет меня.
В первый послевоенный приезд в Артемовск …мне было не больше 35 лет. Тогда в городе были две братские могилы. Одна за городом, где хоронили расстрелянных. В ней покоились папа и мама. Другая могила была на площади перед вокзалом Южно-Донецкой железной дороги. Здесь после изгнания немцев похоронили несколько тысяч евреев, замурованных в подземелье. Здесь лежали Ира и бабушка.
В списках погибших, хранившихся в сейфе секретаря горисполкома, имен членов моей семьи не было. Внести имена в списки можно было только на основании Свидетельства о смерти, выданного ЗАГСом. Но для этого следовало установить в судебном порядке факт смерти.
Мой следующий приезд в Артемовск был с этой целью. Суд состоялся позже, в мое отсутствие. Меня представляла на суде юрист городской юридической консультации Лидия Дмитриевна Павленко. Ее белоснежная блузка контрастировала с тем, как были одеты другие женщины.
Соседи по двору дали свидетельские показания. В решении суда гибель семьи объяснялась нежеланием семьи эвакуироваться. Папа писал мне, что записался на эвакуацию.
Так, неспособность советского правительства предотвратить массовое истребление евреев была оправдана по суду. Значит, у судьи была установка, как вести подобные дела. Регистрация смерти членов моей семьи была моральной необходимостью — не ушли бесследно для Артемовска из жизни мои родители, сестра, бабушка. Была и другая причина. Я хотел иметь возможность приехать на могилу моей семьи в будущем, из эмиграции.
Решение суда я отослал в Артемовский ЗАГС. После длительной переписки с ЗАГСом из-за неправильной регистрации причины смерти (не указано, что погибли насильственной смертью), ошибочного написания фамилий и пересылки Свидетельства о смерти для исправлений почтой в Артемовск на Дальнем Востоке, я наконец получил Свидетельство о смерти. Вместе с решением суда представил их секретарю Артемовского горисполкома для внесения имен в списки погибших.
В третий раз я навестил Артемовск, уже имея разрешение на эмиграцию. В списках погибших имен членов моей семьи не было. Как не думать, что гитлеровские преступления и их артемовских подручных не покрывались с самого начала, когда составляли списки погибших подворными обходами.
Из двух братских могил сделали одну, в дальнем углу кладбища. Установили стандартный памятник женщине. О братской могиле кое-кто из моих расспросов не знал. Два дома в моем дворе пришли в негодность, и никто в них не жил. Я взял немного земли с братской могилы и уехал. С тягостным чувством, но без сожаления. Москва стала мне ближе. Ненадолго.
Мысль о том, что в Артемовске нет и следа о моих близких, привела меня к решению установить им памятник. В этой мысли меня поддерживало умалчивание в надписи на надгробной плите места захоронения факта о гибели именно тысяч евреев г. Артемовска. Через дочь Соню в Москве я обратился к юристу Л.Д.Павленко, представлявшей меня в суде в 1978 г., с просьбой получить разрешение установить могильную плиту на артемовском кладбище в память о моих близких. Для этого нужны были свидетельства о смерти и доверенность на имя Лидии Дмитриевны.
[Тогда Марк Гольдберг прилетел из США в Москву, сделал такую доверенность на имя артемовского юриста Павленко и приехал в Артемовск менее чем на сутки — больше не позволил тогдашний ОВИР]
Разрешение (Артемовского, — ред.) Горисполкома на установку могильной плиты было получено. Какую высечь надпись на могильной плите? Погибли не только мои родители, сестра, бабушка, погибли 17-летняя соседка Ханна Зельдович, косившаяся на меня, Леня Рейзенсон, мой школьный товарищ, Коля Смиренномудренский, одноклассник и товарищ в младших классах, Леня Сагал, соученик из Б-класса, которому проспорил пять руб., но он не взял у меня денег, Саля из дома напротив, товарищ по играм в пяти-шести летнем возрасте, сосед Сангурский, проигрывавший нам, детям дореволюционные пластинки на граммофоне с большой трубой — всех знакомых не перечислить. Все погибшие стали в моих глазах одной семьей. Памятник должен быть всем. Склонность к лаконизму подсказала надпись: ПОГИБШИМ ОТ УЦЕЛЕВШИХ. Деньги на памятник дал Лева.
Фотографию памятника мне прислала Соня (дочь Марка Гольдберга, — ред.). Она побывала в Артемовске. Теперь я увидел памятник. Он был сделан, как я хотел, по американскому типу — вертикальная плита. В Артемовске это было неуместно. Поэтому я заказал цементное надгробье и воспользовался возможностью сделать ограду.
На официальную церемонию встречи, одобренную горкомом партии и потом описанную в газете, я не остался и улетел домой. В Америку.
Читайте также: