Переселенка из Донецка Татьяна Калюжная более 20 лет изготавливает ювелирные украшения и арт объекты из природных камней и минералов. Через художественные образы своих работ она разговаривает с миром. Мы расспросили Татьяну о том, как она стала ювелиром, почему предпочитает все натуральное и что хочет сказать своими работами.
Своей историей художник-ювелир, геммолог и эксперт драгоценных камней и бриллиантов Татьяна Калюжная поделилась с нашими журналистами. Далее – ее рассказ от первого лица.
Родилась я в Донецке в семье шахтеров. С детства мне нравится все природное — натуральное. Я любила рассматривать на листочках клеточки под микроскопом и мечтала стать биологом. С интересом рассматривала натуральные камни, которые брат и дядя (шахтеры, — ред.) доставали из глубин земли. Это были редкие минералы с золотыми вкраплениями. Попадались также и камни с отпечатками папоротника или чем-то окаменевшим. И такое все было удивительное и красивое!
Мама также любила натуральные камни. У нее была своя коллекция, которую она впоследствии подарила мне на свадьбу. В этой коллекции были и минералы, которые родители привезли из Шри-Ланки. Я любила рассматривать их вместе с дедушкой. Он объяснял: «Этот камень — сапфир, а этот — рубин». Так я знакомилась с их удивительным миром.
Мой дедушка был знатным ювелиром и ловко работал с кожей. Он мастерски чеканил и изготавливал красивые бутылки с рисунками. Когда дед работал, стоял такой звон! Однако в мастерскую к себе никого не пускал. Уже потом, когда выносил серебряную или золотую бутылку, моему удивлению не было предела — как такое можно сделать своими руками? Так что, видимо, от дедушки мне передалось умение изготавливать красивые ювелирные вещи и арт объекты из натурального материала.
В детстве я также любила рисовать, особенно ажурное кружево. Начинала с середины листа и по кругу его весь разрисовывала. И так бесконечно. Этот ажур я потом передала в своих ювелирных работах.
Однако папа не считал рисование серьезным делом. Так что свой первый диплом электрика я получила в политехническом вузе.
Когда в стране началась перестройка, я еще выучилась и на юриста. Мне тогда очень хотелось иметь свой бизнес. Пришлось хорошо поразмыслить, чтобы осуществить свою мечту. В Донецке я нашла маленькое помещение и открыла магазин украшенный, где сначала продавала бижутерию. Впоследствии в самолете я познакомилась с директором Харьковского ювелирного завода, который предложил открыть его первый филиал в Донецке. Я согласилась.
Однако ювелирные украшения нуждались в обслуживании. Где-то надо было убрать царапину или вставить выпавший камешек или же подогнать размер кольца. И я пригласила на работу ювелира. С его появлением занялась дизайном новых ювелирных украшений, потому что мне не нравилось, когда для продажи всем покупателям навязывали одну и ту же модель.
Первым украшением по моему эскизу стала подвеска из 4 желтых цитринов. Заказчик сама не знала, каким именно должно быть ее украшение. Тогда я нарисовала 6 или 7 подвесок, и она выбрала самый интересный для нее вариант. Так и пошло — я рисовала украшения и изготавливала их вместе с ювелирами.
Наблюдая за их работой, в то же время я и сама училась ювелирному делу. Они объясняли: здесь такой сплав и такая жесткость, а здесь такая плотность. Мои знания обо всех этих плотностях и твердости из политехнического вуза помогли быстро вникнуть в ювелирное ремесло и самой сесть за верстак, чтобы делать украшения.
Первыми работами, которые я собственноручно изготовила, были кольцо в форме змеи и серьги, которые родители подарили мне на окончание школы — в них я переделала застежку.
Однажды мы с мужем поехали в Антверпен (город в Бельгии, — ред.). Гуляя по городу, я увидела объявление о 4-часовых курсах сортировщиков бриллиантов. Тогда, в 90-х, такое обучение стоило более 470 долларов. Я любила бриллианты и разбиралась в них, поэтому и пошла на эти курсы, благодаря которым подтвердила свою квалификацию.
В конце 90-х, когда в Киеве организовывали работу Государственного геммологического центра Украины, с таким дипломом нашли только 4 специалистов. Именно тогда я стала ювелирным экспертом — ходила по магазинам и проверяла, правильно ли подписаны этикетки на украшениях. Ведь часто под маркой натуральных камней продавали синтетические. Первое слово, которое должно быть на этикетке ювелирного украшения с камнем — «природный» или «термальный» (синтетический, — ред.). Например, природный изумруд или термальный топаз. Таким образом мы помогали покупателям приобретать ювелирные украшения в соответствии с их стоимостью.
В 1999 году я стала членом Союза дизайнеров Украины. А через 8 лет перевела с английского книгу «Все об оценке бриллиантов». И очень этим горжусь, ведь в то время в нашей стране таких инструкций еще не было.
Мне всегда нравились стильные украшения с камнями, которые имеют смысл и легенду. Я всех клиентов хочу одеть по-разному. Каждому человеку подбираю модель, которая подходит только его цвету волос и глаз, овалу лица, форме мочки уха и даже возраста. Например, у женщины старшего возраста форма суставов рук одна, а у молодой — совсем другая.
Если заказчик не знает, какую именно вещь сделать из своих камней — серьги, браслет, кольцо или подвеску, я смотрю на их цвет, количество и предлагаю оптимальный вариант. Однако 90% моих клиентов знают, какое именно украшение хотят получить. Для них важно, чтобы оно «засветилось». Тогда я создаю до 20 эскизов одного украшения, и заказчик выбирает тот, который ему больше нравится.
Ювелирные украшения рисую в их натуральном размере. Например, если там есть миллиметровый камешек, то я изображаю его именно таким же. Потом расчерчиваю все по цвету: где и какой будет камень, где и какая эмаль. Далее делаю украшение по выбранному заказчиком эскизу, ведь мои ювелиры часто говорят: «Сама придумала, сама и делай». За более 20 лет мне совершенно ничего не надоело. Напротив, этот процесс так сильно увлекает, что я обо всем забываю. Я живу этим.
Иногда заказывают украшения, которые я раньше не делала. К примеру, одна женщина заказала наладонный браслет — своеобразную накладку на кисть руки. Его нужно было украсить ласточками. Я говорю заказчице: «Да вы же не ласточка, вы похожи на колибри». И эта идея ей понравилась. Дни и по ночи я рисовала эскизы браслета и еще к тому же разработала собственную технологию его изготовления. Так получила новый опыт в своей работе.
Я поклонница натурализма. Для меня лучший дизайн — природный. Я с удовольствием создаю украшения и арт объекты из угля и соли. Осенью 2013 года в Киеве в Национальный реестр рекордов внесли мою первую арт работу «Шахтерская каска» как самую дорогую каску, ведь в то время ее оценили в 50 тысяч долларов.
Ее я сделала из угля, латуни и серебра. Молитву к святой Варваре в верхней части обработала черными индийскими алмазами. На это у меня ушло более 2 лет. Каску сделала натуральной величины, а весит она более 3 килограммов. После создания “Шахтерской каски” я начала работать над арт объектами. Пока их у меня 21.
Например, в декабре прошлого года у меня появились необычные арт работы. Это мозг и сердце человека. Их я сделала из угля и соли. Украсила янтарем и серебряным венцом с черными алмазами. Идея выразить свое восхищение сердцу и мозгу пришла из-за того, что человек часто занижает свою самооценку и недооценивает себя. Кто разработал искусственный интеллект? Кто изготовил брендовые вещи, которым мы поклоняемся? Это все заслуга человека.
В мозгу рождаются идеи, кроется память, приходят мечты. Он как жесткий диск в компьютере. А в сердце — все наши эмоции. Недаром мы говорим: я сердцем чувствую, у него все хорошо или наоборот — что-то не так. Как художник я вижу это, чтобы передать человеческую натуру через свои работы. Поэтому мое сердце и мой мозг несут венец.
Как художнику мне приходят мысли о том, что нашему углю более 260 миллионов лет, а украинской соли, подземному мертвому морю, примерно 250 миллионов лет. И это наша ДНК, кровь нашей украинской земли. Больше нигде вы не найдете такого блестящего антрацита. Нигде! И такой соли как у нас в Украине. Хочу, чтобы как можно больше людей увидели эти работы и сказали: “Это мое сердечко, которым я все чувствую. Это мой мозг — мое сокровище”.
Свои работы я выставляю на международных выставках в Украине с 2000 года. И только через 7 лет смогла представить их за границей. После того, как я отправила в Мюнхен кольцо из угля и брошь, мне прислали анкету с пометкой, что я могу удивлять мир.
С 2015 года я ежегодно выставляю свои работы на зарубежных выставках в Германии, Италии, Испании, Японии и многих других странах мира. Через свои работы как украинский художник я говорю со всем миром на единственном языке искусства и ювелирного дизайна.
Война 2014-го на востоке Украины внесла коррективы в мою жизнь. Папа, который получил ранения на нашей даче под Иловайском во время вражеского прилета, через 3 дня умер. После этого мама настояла, чтобы я уехала из Донецка. Я взяла ювелирный складной стол, полировальную машину и все необходимое, что могло поместиться в автомобиль, и уехала в Киев. С тех пор арендую и жилье, и мастерскую.
Вскоре, когда маму парализовало, забрала к себе и ее. Из Донецка взяла с собой полмешка угля. Каждый раз, когда переезжала из квартиры на квартиру, перевозила и его. Понимала: сейчас это мой материал, мой ресурс, с которым мне нравится работать.
С началом полномасштабной войны поняла, почему все время уголь был со мной. В такое нелегкое время я не опускаю руки и работаю, чтобы показать всему миру: Украина богата разными мастерами искусства, которые прославляют волю, наше безграничное желание мира.
25 февраля, сидя в укрытии, я смогла преодолеть оцепенение и принялась рисовать. У меня был карандаш. Я рисовала сквозь слезы и боль, потому что снова почувствовала безысходность и страх. Меня охватывало огромное желание прекратить этот ужас. Я представляла, как мой рисунок будет воплощен в жизнь.
И тогда я увидела, как острый и крепкий антрацит играет своим цветом, весь переливается. Ни с чем нельзя сравнить этот блеск. Так родился образ воли — птица. Я начала соединять кусочки угля эпоксидной смолой. Однако через 30 дней антрацит стал трещать и покрываться чернильным налетом. Эпоксидный клей отторгал уголь. Тогда знакомый мастер подсказал мне, как правильно сделать клей для соединения кусков угля. И у меня все получилось.
На протяжении 100 дней, склеивая кусочек за кусочком, моя нано смола «подружилась» с антрацитом. Готовую основу я обработала наждаками и ювелирными борами. Серебром покрыла лапки, из желтого цитрина сделала глаза. Я так радовалась, что в моих руках родилась птица — Голубь Свободы Украины. Это мой протест, моя борьба против войны. Установила я его на подставке из украинской соли. Пусть все видят, какие мы, украинцы, несокрушимые. Эту работу швейцарские эксперты оценили в 350 тысяч гривен.
Теперь я мечтаю сделать коллекцию обожженных аистов, которых видела собственными глазами в марте этого года. Аиста — из угля, а ребенка под ним — из белой соли. А еще хочу сделать донецкие шахтерские розы в их натуральную величину. Но чёрные, с красной кровью внутри. Сейчас я рисую эскизы роз, и как только появится время, обязательно их сделаю.
К сожалению, в условиях полномасштабной войны материальная сторона немного тормозит мой творческий процесс. Нужно платить налоги, аренду, покупать бензин, разные инструменты для работы и материалы. И на все это нужны деньги. Поэтому сейчас я должна зарабатывать, хотя так хочется творить. Голубь Воли пока моя последняя арт работа.
Свои знания и умения, секреты мастерства еще с 2010 года я передаю ученикам. С ними знакомлюсь на собственных выставках. Пока у меня 47 последователей. К сожалению, из-за войны они все разъехались, поэтому продолжаю их обучать в онлайн-режиме. Занятия бесплатные.
На моем пути всегда встречаются единомышленники. Я верю в сильных женщин, которые сегодня поддерживают своих сыновей и мужей на войне. Именно они предложили мне написать письмо Елене Зеленской, чтобы сделать аукцион рукодельных изделий, а вырученные средства передать в помощь украинской армии. Я полностью согласна с ними. Своего Голубя Воли я с огромным удовольствием отдам и заработаю деньги для ВСУ, если у меня появится такой меценат.
Верю, победа будет за нами. Я вернусь на Донетчину. Это моя родная земля, я родилась там. И своими работами я хочу сказать: мы не только умеем плакать, мы можем еще говорить художественными образами, которые передают наше желание воли и мира.
* * *
Посмотреть другие работы Татьяны Калюжной можно здесь.
Читайте также: