Поддержите Вильне Радио
Налогов собирают меньше – дефицит закрывают дотациями из госбюджета. Расходы на культуру и ЖКХ сократили, самые большие суммы уходят на работу администраций и поддержку военных. Где берут и на что тратят бюджетные деньги администрации оккупированных громад Донетчины — рассказываем в материале.
О том, куда направляют больше средств из бюджетов оккупированных громад Донецкой области, рассказали на презентации исследования проекта “Бюджеты в экзиле. 2.0”, который проводили Общественное партнерство “За прозрачные местные бюджеты!” и ОО “Кризисный медиацентр “Северский Донец”.
После оккупации бюджеты остаются только у тех громад, чьи военные администрации эвакуировались и работают удаленно. Они распоряжаются финансами, которых бюджеты стали получать с громад меньше, а компенсировать это пытаются дотациями из госбюджета.
Так, в 2022 году из-за активных боевых действий и оккупации громадам Донетчины удалось получить гораздо меньше доходов, чем планировалось. К примеру, в Мариупольской громаде получили лишь половину запланированных доходов, в Соледарской — 53%. В 2023-2024 годах показатели постепенно выровнялись. Больше повысить доходы в бюджет удалось Соледарской ГВА — если в 2022 году на одного жителя в местной казне было заложено более 7 тыс. грн, в 2024 году эта сумма превысила 9 тыс. грн. Впрочем, вернуться к показателям до полномасштабного вторжения не удалось — в 2021 году доход на одного жителя громады составлял более 13 тыс. грн.
Основные доходы общего фонда местных бюджетов – налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и другие налоги. После начала полномасштабного вторжения и оккупации громад налогоплательщиков стало меньше. Часть из них закрыли предприятия или перерегистрировали их в других регионах после эвакуации, часть погибла. При этом уменьшились и суммы налогов, поступающих в бюджеты.
К примеру, до начала полномасштабного вторжения в 2021 году Бахмутская громада имела более 7 тыс. грн. налогов на одного жителя, а в 2024 году эта сумма уменьшилась до 929 гривен.
Чтобы компенсировать недополученные налоги, громадам выделяют дотации и субвенции из госбюджета. В 2022 году для таких громад ввели дополнительную дотацию. Суммы поступлений рассчитывают отдельно для оккупированных и деоккупированных громад, а также для тех, где продолжаются активные боевые действия.
Дотация — это деньги, которые передают из одного бюджета другому для финансирования нужд, на которые не хватает доходов. Дотации выделяют без целевого назначения, так что получатель может сам определять, на что пойдут эти деньги. Возвращать их передатчику не нужно.
Субвенция – это деньги, которые выделяют на конкретные нужды: образование, медицину, инфраструктуру и т.д. К примеру, громада может получить субвенцию на ремонт дорог или выплату зарплат медикам, и потратить эти средства на что-то другое нельзя. Если использовать их не по назначению или не в полном объеме, неизрасходованную часть могут потребовать возвратить.
В 2024 году ряд громад Донетчины получили увеличенные дополнительные дотации:
В Волновахской и Мариупольской громадах объем дотации уменьшился.
После начала полномасштабного вторжения оккупированные громады тратили из бюджета меньше денег, чем планировали. К примеру, в Светлодарской ГВА в 2024 году смогли покрыть только 17% запланированных расходов, в Мариупольском городском совете — 28%. В Мариуполе низкая сумма обусловлена тем, что городской совет существовал лишь формально, до апреля 2025 года военной администрации там еще не создали, поэтому финансировали временно лишь 1/12 от плановых назначений.
“Наибольший спад наблюдался в жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере духовного развития, где финансирование практически сошло на нет уже в 2022 году. Вместе с тем общегосударственные функции и образование оставались относительно стабильными, хотя и значительно ниже уровня, который был до начала полномасштабной войны. В 2024 году временно оккупированные громады направили ограниченные ресурсы на наиболее чувствительные направления — образование, социальную поддержку и помощь военным, сохраняя при этом хотя бы частичное финансирование других сфер”, — рассказала ведущая экспертка проекта “Бюджеты в экзиле. 2.0” Елена Нижельская.
Приоритетными в прошлом году были расходы по следующим направлениям:
Наибольшие расходы в 2024 году на общегосударственные функции были у:
Значительная часть этих средств – трансферты в поддержку военных подразделений и обеспечение базовых административных потребностей.
Лидером по расходам на духовное и физическое развитие стала Бахмутская ГВА — 313 грн на одного жителя. Например, среди нынешних закупок Бахмута — книги для центров поддержки ВПЛ. А на соцзащиту больше выделяли в Соледарской ГВА — 1 278 грн на одного жителя.
Коммунальные предприятия больше финансируют в Мариупольской ГВА (232,5 млн грн на 3 предприятия с 405 работниками) и Бахмутской ГВА (17,6 млн грн на 9 предприятий). Например, для КП “Бахмут-вода” покупали запасные части на спецтехнику, а для КП “Мариупольтеплосеть” — экскаваторы.
Среди других основных закупок громад эксперты также называют топливо и энергоресурсы в Волновахской ВА, пищевые продукты — в Мариупольской, технику для коммунальных и восстановительных работ – в Бахмутской.
Авторы исследования отмечают, что в некоторых громадах руководство не ведет детальную коммуникацию относительно финансов. В частности, жителям не объясняют, как формируется бюджет, куда его тратят. А отладка системной коммуникации — предпосылка для сохранения громад как сообществ.
“Участники выражали потребность в том, чтобы люди имели не только возможность получить справку, но и понять, почему громада до сих пор существует, как формируется ее бюджет, на что тратятся средства и как они могут повлиять на принятие решений. Мы констатируем, что в громадах в экзиле отсутствует реальный бюджетный диалог с жителями, а коммуникация с ВПЛ ограничена административными функциями. В условиях длительной релокации это составляет не только управленческую, а и социальную угрозу: без налаженной обратной связи громада постепенно теряет доверие и потенциал к восстановлению после деоккупации”, – объяснила Елена Нижельская.
Напомним, журналисты Вильного Радио проанализировали, как изменились бюджеты оккупированных громад Донетчины за три года полномасштабной войны.