Россияне используют инфлюенсеров в социальных сетях, чтобы продвигать свои нарративы в Мариуполе. Молодежь оккупированного города обучают в «школах блогеров» и в медиапрограммах, которые пропагандируют политику страны-агрессора. Все это, вероятно, финансируется за счет Кремля.
Об этом говорится в расследовании журналистов CNN.
В своем материале журналисты утверждают, что жители оккупированного Мариуполя проходят обучение по программам «новых медиа» и в так называемых «школах блогеров» — они, вероятно, связаны с Россией. Среди инфлюенсеров — преимущественно молодежь от 16 до 22 лет.
В частности, в сентябре 2025 года организация «Донбасский медиацентр» (DMC) открыла такую «школу» в захваченном городе. Местным предлагают бесплатные двухнедельные курсы, по результатам которых обещают дать основы в съемках, монтаже и «понимании того, как зарабатывать популярность и деньги в интернете».
Как пишут в CNN, DMC основал пророссийский канал «Донбасс Медиа» и преимущественно работает в социальных сетях. В 2024 году он получил «премию Рунета» — национальную награду России при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, которая отмечает «совершенство в российском интернете».
Кроме того, «Донбасс Медиа» сотрудничает с «Топ-блогом» — это конкурс для инфлюенсеров, который проводит кремлевская программа под названием «Россия — страна возможностей».
В то же время преподавать в «школу блогеров» пригласили пророссийского медийщика Павла Карбовского. CNN называет его одним из растущего числа «создателей контента», который «рисует картину восстановления» захваченных страной-агрессором городов и поселков Украины. Впрочем, в комментарии журналистам мужчина заявлял, что не работает пропагандистом. Вместо этого его «миссия» — «показать правду» о жизни на оккупированных Россией территориях.
По данным издания, в январе этого года Карбовский был среди группы блогеров, которых пригласили на встречу с главари так называемой «ДНР» Денисом Пушилиным. В своем заявлении ставленник Кремля писал, что «рассчитывает» на поддержку инфлюенсеров, которые должны распространить информацию о так называемом «возрождении Донбасса».
Кроме того, в сентябре 2025 года выпускники российской правительственной программы «Мастерская новых медиа» запустили медиацентр в оккупированном Мариуполе для школьников от 14 до 17 лет. Захватчики якобы обучают детей фотографии, съемке видео и «работе в социальных сетях». Эта программа, по данным CNN, частично финансируется грантом президента России — около 12 тысяч долларов. Участников инициативы поощряют демонстрировать «позитивную сторону» захваченного города, говорится в расследовании.
Также в марте российская альтернатива YouTube — Rutube —, принадлежащая российской компании «Газпром-Медиа», объявила о создании «студий» на ТОТ Украины. Среди них есть и ячейки в Мариуполе, где «создатели контента» смогут пользоваться оборудованием и учебными программами. Как пишут расследователи, инициатива является частью совместного с Российским военно-историческим обществом проекта. Его создал лидер страны-агрессора Путин еще в 2012 году для «противодействия попыткам искажения военной истории России».
Медийщики CNN проанализировали более десятка профилей местных «лидеров мнений», которые могут продвигать московский проект русификации в Мариуполе через социальные сети. Некоторые из них, по словам журналистов, открыто пророссийские и обвиняют Украину. Однако были и те, кто выглядит аполитичным. Несмотря на аудиторию от 3 до 36 тысяч — их контент сосредоточен на «реконструкции» и собирает сотни тысяч просмотров.
Однако, отмечают расследователи, в их видео отсутствует какой-либо контекст относительно причины «восстановления».
Кроме того, большинство учетных записей в соцсетях начали публиковать посты после открытого вторжения России и, вероятно, имеют общую цель: показать «усилия оккупантов возродить Мариуполь».
«Когда я услышала, как люди говорят, что Мариуполь — плохой город, что от него ничего не осталось, я захотела показать, что город живет, восстанавливается, и именно поэтому я начала показывать, что здесь на самом деле происходит», — рассказала CNN 21-летняя выпускница DMC из Мариуполя Елизавета Червякова.
По словам журналистов, одно из ее самых популярных недавних видео собрало более 177 тысяч просмотров. В нем она показывает монтаж поврежденных и «восстановленных» зданий захваченного города. За кадром говорит «Мариуполь — приморская столица юга России».
«Смотрите, как красиво», — говорит другая авторка контента, известная как «Маша из Мариуполя», в видео на платформе TikTok. На записи она демонстрирует новопостроенный жилой массив на закате солнца. А в других клипах — позирует перед военным мемориалом, проводит «экскурсию» по открытому железнодорожному вокзалу и демонстрирует строительство в драмтеатре, где в 2022 году из-за российского авиаудара погибли сотни мариупольцев.
«Они создают впечатление подлинных инициатив снизу», — отметил профессор Университета Клемсона и эксперт по дезинформации в социальных сетях Даррен Линвилл, который также исследовал эти аккаунты для CNN.
Он отметил, что, несмотря на распространение схожих нарративов, однозначно утверждать о прямой координации с российскими государственными СМИ нельзя. «Эти материалы легки для восприятия», — добавил он.
Между тем эксперт по вопросам российских разведывательных служб и государственного слежения в интернете Андрей Солдатов пояснил, что Россия активно использует местных лидеров мнений, чтобы повлиять на население оккупированных территорий. По мнению специалистов, на ТОТ Украины традиционная государственная пропаганда менее эффективна.
«Нельзя автоматически использовать голоса, знакомые россиянам, которые живут в центральной России, Сибири или Москве, нужно найти местные голоса, которые понимают, как разговаривать с людьми, живущими на этих территориях», — говорит Солдатов.
Напомним, в декабре 2024 года лидер России Владимир Путин призвал так называемую «власть» Мариуполя раздать местным жилье, которое оккупанты признали «бесхозным». Таких в захваченном городе насчитали около пяти тысяч.
Кроме того, оккупанты заявляли о строительстве восьми новых многоэтажек. Квартиры в них отдали не мариупольцам, чье жилье разрушено, а распродали в ипотеку под 2%.
Между тем так называемый «глава Мариупольского муниципалитета» от оккупантов Олег Моргун заявил, что в городе на 94% завершили выдачу компенсационного жилья.