Переселенцов с оккупированных территорий приглашают стать гидами и провести в эвакуации экскурсии по родным городам. “Параллельные” экскурсии предполагают, что их участники будут гулять по одному городу и одновременно будут слушать рассказ о другом. Основные темы экскурсий – культура и история городов. Присоединиться к проекту можно, приняв онлайн участие в “Школе гидов”. Для этого нужно подать заявку до 15 сентября.
О “Школе гидов” Вильному радио рассказали ее соорганизаторы мариупольчанки Алена Крылова и Алевтина Швецова.
Идея создать “Школу гидов” появилась еще в Мариуполе, рассказывает Алена Крылова, которая работала в культурно-туристическом центре “Вежа”. Одним из направлений работы центра были экскурсии – их проводили почти каждый день, ведь такие образовательные прогулки нравились и местным, и гостям города. Так что традицию решили продолжить и в эвакуации.
“Хотели, чтобы это была школа, которая дала бы людям возможность больше узнать о туризме и стать амбассадорами своего города, изучать историю Мариуполя, Донетчины и ее особенности”, — рассказывает Алена.
После начала полномасштабного вторжения уже в эвакуации команда запустила проект “2:40 Параллели”. Это были экскурсии в тех городах, куда эвакуировались гиды. В течение прогулки они рассказывали об этом городе и о Мариуполе.
“Благодаря “Параллелям” мы рассказывали о Мариуполе не только коренным мариупольцам, но и людям, живущим там, куда переехали мариупольцы. Такие экскурсии имели спрос. Это вызвало очень теплые, искренние эмоции у людей, ведь, находясь очень далеко от дома, они могли узнать историю своего города и историю города, где они тогда находились”, — говорит девушка.
Алевтина Швецова экскурсию в таком формате впервые провела еще до открытой войны.
“Впервые экскурсию в формате “параллели” я провела в рамках “Гогольфеста” в 2021 году в Херсоне. Группа гуляла по Херсону и больше узнавала о Мариуполе. Мне очень понравился этот формат тогда, таким образом знакомиться с историей других городов. Тем более что аудитория прогулок “Параллели” — это обычно и переселенцы, и местные”, — вспоминает Алевтина.
Теперь к этому делу решили приобщать и других. “Школу гидов” организуют на волонтерских началах. Среди лекторов — музейщики, историки и исследователи городского пространства.
“Люди, которые причастны к теме туризма, которые уже являются амбассадорами своих городов, хорошо знают культуру и историю востока, проводят экскурсии в других городах, в течение трех недель будут проводить лекции и давать практические задания участникам обучения. Все встречи будут проходить в онлайн-формате”, — рассказывает Алевтина.
В “Школе гидов” планируют не только научить проводить экскурсии, но и создать сообщество, которое будет популяризировать историю своих городов.
“Таким образом, мы будем поддерживать свои города, даже если они находятся в оккупации. Переселенцы, не будучи дома, смогут популяризировать свою культуру, идентичность своего города. Это очень мощный кейс для исследования исторического и культурного наследия”, — говорит Алена.
После обучения участники школы подготовят и смогут провести экскурсию.
“Есть два варианта участия. Первый — когда люди приобщаются послушать лекции, найти единомышленников, с которыми в дальнейшем могут реализовывать культурные проекты. Второй вариант — в итоге создать экскурсию “Параллели” в своем городе. Я надесюь, что люди будут присоединяться к “Школе гидов” не только для того, чтобы получить теоретический базис, но и стать амбассадорами своего города и рассказывать в городах своего пребывания об исторических и культурных параллелях наших городов”, — говорит Алевтина.
Обучение в “Школе гидов” продлится с 18 сентября по 6 октября. Зарегистрироваться для участия можно до 15 сентября по ссылке.
Ранее мы рассказывали о бахмутском художнике Андрее Парахине, который проводит арт-терапию для малышей. На своих занятиях он предлагает детям рисовать на черно-белых распечатанных фотографиях все, что им хочется — так они могут дать волю своим чувствам.