От фото малоизвестных людей до каменных баб — музейные экспонаты веками хранят историю региона. Донетчина собирала свою коллекцию по крупицам, но из-за полномасштабной войны теряет ее. Что из музеев смогли эвакуировать, рассказываем на примере некоторых музеев Бахмутского района и Константиновской громады.
Многовековая каменная баба стала последней эвакуированной из Константиновского краеведческого музея. Он один из эвакуированных.
“Уже эвакуировали все. Экспонаты вывозили в этом году и в прошлом, начиная с июля. А вчера вывезли крупногабаритные, которые мы сами не смогли. Город выделил небольшой, но сильный погрузчик. Он ее [каменную бабу] поднял, мы ее упаковали, сделали для нее каркас. Она безопасно в этом каркасе “улеглась” и уехала”, — рассказывает Вильному радио директор музея Рита Карпова.
Несколько дней назад помещение музея попало в зону обстрела российской армии. Древняя каменная баба не “погибла” только чудом, хотя и была обложена мешками с песком.
“Повреждены окна и двери, все сейчас восстановлено листами USB, все закрыто. Ничего не пострадало существенно”, — говорит руководитель музея.
Также смогли спасти и большую часть Часовоярского историко-краеведческого музея.
“Основные фонды музея эвакуированы еще весной и в начале лета прошлого года. Основные экспонаты, представлявшие интерес, мы вывезли. Остались современные кирпичные изделия. Возможно и их тоже будем вывозить”, — рассказывает Вильному радио начальник Часовоярской городской военной администрации Сергей Чаус.
Но позитивной в плане защиты и сохранения музейных экспонатов ситуация есть не везде.
“На территории подконтрольной украинскому правительству находятся 20 музейных заведений, из которых 10 разрушены или получили повреждения разной степени. Непосредственно в зоне проведения активных боевых действий находятся 5 музейных заведений”, — сообщает Вильному радио в ответ на запрос исполняющая обязанности начальника управления культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации Алина Певная.
Среди этих пяти музеев — Бахмутский краеведческий музей в историческом центре города, который временно контролируют российские захватчики. Отсюда в прошлом году эвакуированы важнейшие экспонаты музейной коллекции. Однако в каком объеме и куда именно — во время полномасштабной войны не разглашают. Эта информация сейчас — под грифом “Для служебного пользования”.
Но шесть бахмутских каменных баб остались во дворе. Вероятно, и само историческое здание музея сильно пострадало, как и несколько десятков других разбомбленных россиянами исторических зданий Бахмута.
Треть из них повреждены или разрушены — это известно из видео и фото, которые распространяли в интернете местные жители или сами оккупанты. Это данные по состоянию на 8 мая этого года.
По данным облуправления культуры, Донецкий областной краеведческий музей, Донецкий областной художественный музей и государственный историко-архитектурный заповедник в Святогорске временно перемещены и работают в других регионах Украины. Но юридический адрес им не меняли, сообщает Певная.
В приоритете для всех музейщиков сейчас сохранить музейные коллекции до окончания боев на Донетчине.
Но в музеях остается работать меньше музейных работников.
“Музеи Донетчины в зависимости от ситуации работают по отдельному графику: часть сотрудников работает дистанционно, часть находится в простое, с частью работников приостановлено действие трудового договора”, – отмечает Алина Певная.
Например, сотрудника Бахмутского краеведческого Михаила Топило журналист Вильного радио недавно встретил в Бахмутском гуманитарном хабе в Харькове.
“В ноябре 2022 года я уехал из Бахмута. Дома нашего в центре уже нет, в мой подъезд попала ракета. Выбрали Харьков, потому что приехали пожить к родственникам. Когда открылся хаб, пришел сюда работать. Делаю все: разгружаю, раздаю, сортирую — все, что скажут. Благодаря работе здесь сохраняется моя зарплата как работника музея и пару раз получал гуманитарную помощь”, — рассказывает научный сотрудник Бахмутского краеведческого музея Михаил Топило.
Многие уникальные артефакты украинской истории и культуры в разных коллекциях не имеют официального статуса музейных и не подчиняются управлению культуры. А значит, их эвакуация под вопросом.
Это, например, различные экспозиции в школах и культурных заведениях. Но и их пытаются спасать от россиян.
Так, из уничтоженного россиянами Бахмута смогли вывезти часть коллекции украинских писанок работы местного писанкаря Дмитрия Денисенко. Эта коллекция хранилась в Народном доме, на северо-западной окраине города.
Смогли вывезти подальше от фронта и самобытный народный музей истории села Александро-Калиново “Довкілля”, который был недалеко от Константиновки. Бои с оккупантами продолжаются там на расстоянии 30 км.
“Экспонаты снова эвакуировали, уже второй раз — в 2014-м году вывозил иконы, вышиванки и прочее самое дорогое. Сейчас тоже вывезли все. Наш населенный пункт окружен с 3-х сторон — бои под Бахмутом, Торецком и Авдеевкой. Мы, значит, в этакой “скобе”. Но надеюсь, что до села бои не дойдут и будет все в порядке”, — рассказывает Вильному радио основатель этого музея Андрей Тараман.
Коллекция, которую Тараман с помощью односельчан собрал там, официального статуса музея не имеет.
“Но о нем заботится наша общественная организация “Энеида”, и у него есть официальное звание народного музея”, – говорит энтузиаст.
Сам он на фронте, защищает страну в армии на Запорожском направлении.
Из Серебрянки Северской громады краеведы и волонтер смогли вывезти и школьный музей о деятеле УНР Никите Шаповале. Его около 20 лет назад создал тогдашний руководитель отдела образования Бахмутского района Василий Терещенко.
Летом 2022 года волонтер гуманитарной миссии “Пролеска” из Часов Яра Евгений Ткачев вывез стенды с копиями фотографий и документов Шаповала, а также предметы народного обихода. Эти предметы приютил на время один из музеев Хмельницкой области.
На территории школы остался только памятник Шаповалу, который уже по состоянию на лето 2022 года был поврежден. В каком он состоянии сейчас, неизвестно. Серебрянка находится в серой зоне возле линии фронта, хотя село оккупанты до сих пор не контролируют. Местным жителям недавно удавалось выехать в соседний Северск за пенсиями.
Также есть такие коллекции без музейного статуса и в Константиновке.
“Они подчиняются управлению образования. Я обращалась к директорам школ, где были такие школьные музеи. Мне сказали, что экспонаты тщательно упакованы и убраны в безопасные места. Это народное творчество — вышитые рушники, рубашки, салфетки, кувшины”, — рассказывает директор Константиновского краеведческого музея Рита Карпова.
А вот единственный на подконтрольной части Донетчины музей Владимира Сосюры, который размещался в одной из Северских школ, до сих пор не эвакуировали. Заместитель городского головы Светлана Гатченко говорит, что это все-таки планируют сделать в ближайшее время.
Еще хуже ситуация с теми музеями, которые географически оказались ближе к линии фронта, образовавшейся после 24 февраля 2022-го. События там разворачивались очень быстро.
Это, в частности, музеи Волновахского, Мариупольского, Покровского и Лиманского районов — они пострадали больше всего.
“К сожалению, часть музейных заведений в начале полномасштабного вторжения в 2022 году оказалась в зоне активных боевых действий, поэтому музейные учреждения, расположенные в районах, где отсутствовала безопасность жизни и здоровья работников, не имели возможности осуществить эвакуационные мероприятия”,— сообщает чиновница.
Но о том, какие именно музеи захвачены и/или уничтожены россиянами и какие потери понесла культурная сфера Донбецкой области, смогут выяснить и рассказать подробнее после прекращения боев там и деоккупации этих территорий.
Из обнародованных российскими оккупантами данных известно, что россияне незаконно вывезли музейное собрание из Мариупольского краеведческого музея и из Центра современного искусства и культуры имени Архипа Куинджи.
Из Покровского краеведческого музея эвакуировали обновленную этнографическую экспозицию “Марко Железняк: дневник фотолюбителя”. Там были фотографии и воспоминания фотографа, документировавшего преступления советской власти во время коллективизации и раскулачивания сел в Донецкой области. Больше о Марке Железняке читайте в материале “Тот, кто снимал коллективизацию, раскулачивание, Голодомор: фотографу Марку Зализняку с Донетчины — 130 (ФОТО, ВИДЕО)”.