Всего 10 пилотных школ страны тестируют новую методику обучения детей не урокам, а общению. Мы побывали в одной из них. Чему учатся дети на необычном факультативе и какие они сами дают советы, чтобы не допустить травли в школе – читайте далее.
Бахмутская СОШ №1 уже второй год участвует в пилотном партнерском проекте МОН Украины и фонда ЮНИСЕФ «Безопасная и дружественная к ребенку школа». Его цель – создать для школьников среду без буллинга, насилия и несправедливого обращения. Программу внедряют в тех школах Донецкой и Луганской областей, которые находятся вблизи линии разграничения.
В рамках проекта в школах организуют тренинги для учеников и работников. Так, 26 сентября для учеников всех классов провели урок по правилам ненасильственного поведения. Это уже второе мероприятие в рамках программы. Журналисты Свободного радио побывали на тренинге, который проводили с учащимися 5 и 6 классов.
Прежде, чем начать, школьники вспомнили правила работы в группе, которые они разработали на прошлом тренинге.
Далее дети разделились на три команды. Каждая из них выбрала для себя цвет стикеров, чтобы писать в течение занятия. И начали с размышлений над вопросом «Для чего нужны правила?»
Учительница: У нас есть устав школы, с которым и вы знакомы, и ваши родители, и учителя. И в этом уставе прописаны какие-то правила. Приведите примеры этих правил.
Ученица: Правило не обижать других учеников.
Учительница: И эти правила зачем? Чтобы мы жили с вами как?
Ученики вместе: Мирно!
Учительница Чтобы мы друг друга что?
Ученики вместе: Уважали!
Учительница: Вот зачем нужны эти правила.
Следующая задача несколько другая: в группах дети обсуждают, что такое желательное поведение. Время от времени к каждой команде подходят учительницы и помогают детям подобрать нужные слова.
После обсуждений школьники с места выкрикивают ответы, которые учительница записывает на флипчарте. На листе одно за другим появляются слова «искренность», «уважение», «понимание», «вежливость».
Следующая задача – самим разработать правила, которые позволят человеку комфортно чувствовать себя в коллективе. Детям предложили представить, что они переходят в другую школу и знакомятся с новыми одноклассниками. Желательное отношение учащиеся записывали на стикерах, а потом говорили вслух. Среди вариантов были гостеприимство, улыбчивость, дружба. Также некоторые отмечали, что хотели бы, чтобы другие оценивали их способности и навыки, а не внешность.
Тренинги проекта – это не просто уроки, а интерактивная игра. Ученики должны быть постоянными участниками процесса и сами искать ответы на вопросы. Так, команды попытались представить жизнь без каких-либо правил. Последствия такого дети по очереди записывали на доске, а затем проговорили вместе.
Учительница: Если правил нет, у нас появляется что? Давайте хором.
Ученики вместе: Буллинг, насилие, оскорбления, травмы, одиночество и боль.
Чтобы закрепить успех, школьники вывели топ-3 советов как не допустить буллинг и насилия в школе:
«Я никогда не задумывалась, что было бы, если бы не было правил в мире. И вот на этом уроке я задумалась и была в шоке», – говорит ученица 6 класса Даша.
«Нельзя не уважать учеников. Надо уважать их. Нельзя относиться по-другому к другим ученикам. Надо быть хорошим ребенком», – добавляет ее одноклассница Роза.
Уроки толерантности в школе №1 будут проходить и в дальнейшем. Проводить их помогают представители службы согласия «Медиаторы», которую создали при школе в прошлом году. Ее цель в том, чтобы решать конфликты между детьми мирным путем. Для того, чтобы стать медиаторами, ученики и учителя прошли тренинг в Киеве. Теперь в школе на постоянной основе дежурят 10 учеников, которые помогают сверстникам урегулировать недоразумения. Такой подход является частью методики «равный – равному», которая предусматривает, что дети должны учиться решать проблемы без участия учителей.
«Учительница учит учителей, а дети учат детей. Но мы еще эту преподавательскую деятельность только начинаем. Я так понимаю, что этот новый проект, в который мы вовлечены, тут уже мы детей будем запускать «в массы», в другие школы, чтобы они уже учили других детей», – рассказывает заместитель директора Юлия Скабичевская.
Директор СОШ №1 отмечает, что комплекс методов, которые уже успели ввести в школе, помогает создать комфортные условия для детей и учителей.
Например, в СОШ №1 сейчас учится 141 ребенок. Это меньше, чем в других школах города. Но больше, чем до того, как школа начала сотрудничать с программами ЮНИСЕФ.
«Я могу сказать с гордостью, что мы в том году начали работать в этом направлении, и так оно хорошо пошло, что в этом году к нам пришло больше, чем 30 детей. Такого никогда не было», – говорит директор.
И это не единственный результат проекта.
«Дети стали спокойнее. Дети понимают, они разговаривают. В школе давно уже нет такого, чтобы старшеклассники как-то травили младших. Этого нет. Нет у меня таких детей, которые очень-очень были бы проблемные. Поэтому участие в этом нужно. Знаете, как говорят: «Вода и камень точит». Это очень, очень нужно. То, что мы разучиваем формулы или какие-то правила – это одно. Но направление как детям жить, что им делать – вот этот выход… Они общаются, мы им рассказываем, и они, – понимаете, – они добрее становятся», – рассказывает Елена Рудцкая.
Читайте также: