Анастасия Шаповалова с родителями. Фото из архива собеседницы

Анастасия Шаповалова всегда мечтала быть учителем, усердно училась и шла к поставленной цели. Но полномасштабная война изменила ее планы на жизнь. Пережив оккупацию, 24-летняя девушка оставила работу в школе и ушла на фронт. Теперь Анастасия служит в ВСУ на родной Донетчине, применяя педагогические знания в армейских условиях и мечтая о завершении войны и возвращении домой.

Мечта стать учителем появилась у Анастасии еще в детстве

Анастасия Шаповалова родилась в маленькой деревне Боровского района Харьковской области. 

“С детства я увлекалась рукоделием, которое доставляло мне большое удовольствие, и всегда мечтала делиться своими знаниями с детьми. К тому же мне очень нравилось общаться с ними”, — рассказывает Анастасия.

Еще во время учебы в школе Анастасия поняла, что мечтает стать учителем, поэтому усердно училась, готовясь к поступлению в университет.

Училась после школы девушка в Донбасском государственном педагогическом университете. Впоследствии девушка переехала в Соледар, где начала преподавать трудовую учебу и информатику, а также занимала позицию воспитателя по подвозу в опорной школе.

Жизнь в оккупации в Харьковской области: сидели тихо, чтобы не попасть на глаза оккупантам

В начале полномасштабного вторжения Анастасия находилась в Соледаре, в то время как ее семья находилась в Харьковской области. Утром родственники сообщили, что слышат взрывы. Несмотря на это, Настя пошла на работу, потому что никаких приказов от руководства оставаться дома не было. 

Лишь впоследствии девушка решила уволиться и уехать в семью на Харьковщину. 

“На работе мне сказали, что если ситуация стабилизируется в течение месяца, меня возьмут обратно на работу. Я рассчиталась и поехала к родителям”, — вспоминает Анастасия.

Позже семья оказалась под оккупацией. Они старались жить тихо и не привлекать к себе внимания.

“Бывали случаи, когда колонна проходила по улице, и если замечали, что кто-то выглядывает из окна, могли открыть огонь. Поэтому мы вели себя очень осторожно, чтобы избежать каких-либо столкновений с ними”, — вспоминает Анастасия.

В оккупации находились многочисленные блокпосты, где тщательно проверяли документы, транспорт и выясняли цель поездки, но не было связи и интернета. Чтобы позвонить по телефону родным, которые оставались на подконтрольной Украине территории, людям приходилось ехать 40-50 километров до места, где находилась школа с бесплатным доступом в интернет.  

Родное село Анастасии Харьковской области после оккупации и бомбардировок России. Фото из архива девушки

От учителя информатики и трудового обучения к службе в ВСУ

После пережитого опыта оккупации, девушка по окончании учебы в университете и решении всех дел с работой пошла в местный военкомат.  Уже в мае 2024 года Анастасия присоединилась к ВСУ. Семья очень волновалась, но наконец приняла ее выбор, ведь это было ее собственное решение.

Военная Анастасия Шаповалова. Фото из архива девушки

В настоящее время Анастасия служит солдатом в отделении связи в Донецкой области. Прежде она прошла курс базовой военной подготовки, поскольку не имела предыдущего опыта в этой сфере.

“Запомнился почти весь курс обучения, поскольку я попала в учебный центр “Десна”, где всем предоставляли достаточно большой уровень знаний. Нам рассказывали о первой медицинской помощи, также было много практики по стрельбе”, — делится военная.

Но работает все-таки с документацией. Опыт гражданской жизни согласился в армии. 

“Это тоже важная часть, ведь документы составляются в больших объемах, ведутся разные учеты, поэтому я не могу точно сказать, чем занимаюсь, но документальная работа никогда не заканчивается. Я считаю, что я гораздо полезнее здесь, чем на передовой. Заполняем таблицы, проводим расчеты по формулам — все это гораздо быстрее и эффективнее, когда у тебя есть соответствующие навыки. А педагогические знания, в частности психология, также важны. Учитель всегда изучает психологию, и здесь она необходима для правильной коммуникации и психологической поддержки, имеющей большое значение”, — делится собеседница.

На службе встретила и новых друзей. За время полномасштабной войны ее подразделение не раз переезжало. С некоторыми уже оборвалась связь из-за расстояния, с некоторыми — вынужденно. 

“Моя знакомая была с ребятами, они работали водителями. Они отправились на эвакуацию, но из-за проблем с транспортом и сложных погодных условий произошла беда. У нас с ними были очень хорошие отношения, но, к сожалению, они пропали без вести”,  — вспоминает Анастасия.

Анастасия у стелы на въезде в Донецкую область. Фото из архива собеседницы

Служить бывшая учительница из Соледара планирует до мирных времен, а затем хочет вернуться в школу 

Анастасия планирует вернуться в гражданскую жизнь только после завершения полномасштабной войны. Говорит: сейчас ей спокойнее на службе, потому что так может приближать победу. Ее родные остаются в Изюме, Харьковской области, и она не хочет, чтобы они снова оказались под российской оккупацией.

“Я вижу, что происходит здесь и там, по линии фронта. Не хочу, чтобы они снова пережили оккупацию и испытания, которые мы прошли в прошлом году”,  — говорит Анастасия.

А после войны девушка мечтает вернуться к своей мирной профессии – преподавать. И вернуться домой. 

“Да будет, скажем так, дом разбит, но главное – дома. И чтобы родные были рядом”, — делится военная.

Раньше мы рассказывали об общественной организации «Землячки», которую начали Ксения Драганюк вместе со своим мужем 31 марта 2022 года для поддержки женщин в армии. За это время им удалось обеспечить более 200 миллионов гривен запросов, включая боксы с женской гумпомощью, бронеплиты, женскую форму, шлемы, обувь, тепловизоры и другие необходимые передовые предметы.


Загрузить еще