Траса ралі між Бахмутом та Часовим Яром у 1984 та 2024 році
Траса ралі між Бахмутом та Часовим Яром у 1984 та 2024 році. Колаж: Вільне радіо

С 1981 года сотни людей ежегодно собирались летом и зимой на холме между Бахмутом и Часовым Яром. Центром внимания было авторали, которое проводили здесь бахмутские таксисты. Участники и гости десятилетиями съезжались из соседних городов, всей страны и даже других республик СССР. Последняя гонка прошла здесь в 2012-м, но местные энтузиасты поддерживали состояние трассы. Теперь это зона боевых действий, и между хитроумными поворотами прорыты окопы. Рассказываем историю возникновения и упадка соревнования, известного местным как “Бахмутский шлях”.

 

Ралли или «Бахмутский путь» во время полномасштабной войны

В начале июня 2024 года российские оккупанты показали, как выглядит авторали между Бахмутом и Часовым Яром. Это трасса для гонок расположена на холме за «Восьмым» ставком.

Траса ралі між Бахмутом та Часовим Яром у червні 2024 року
Трасса ралли между Бахмутом и Часовым Яром в июне 2024 года. Скриншот видео из оккупационных источников

Оккупанты снимали трассу ориентировочно из села Богдановки. На общем плане можно увидеть село Хромовое и сам Бахмут, который от трассы отделяет всего один километр.

Траса ралі між Бахмутом та Часовим Яром у червні 2024 року
Трасса ралли между Бахмутом и Часовым Яром в июне 2024 года. Скриншот видео из оккупационных источников

Трасса «Бахмутский шлях» попала во временную оккупацию зимой 2023 года

Оккупанты, комментируя видео, надеяться поездить когда-то по трассе, но признают, что необходимы более “спокойные времена”. Кое с чем можно даже согласиться: трасса действительно сохранилась в почти нетронутом состоянии. Окопы рядом с дорогой есть, но последствий обстрелов почти не заметно.

Траса ралі між Бахмутом та Часовим Яром у червні 2024 року
Трасса ралли между Бахмутом и Часовым Яром в июне 2024 года. Скриншот видео из оккупационных источников

Эта трасса узнаваема: ее видели из разных уголков района и хорошо видно со спутника. Сейчас можно увидеть, что ВСУ обустраивали оборону восточнее трассы, явно готовясь к наступлению россиян со стороны Бахмута.

Окопи біля траси ралі між Бахмутом та Часовим Яром, літо 2023 року
Окопы у трассы ралли между Бахмутом и Часовым Яром, лето 2023 года. Карта: Nakarte/Вильне радио

По состоянию на июнь 2024 года эту территорию временно контролирует российская армия. Поэтому на этих позициях могут быть исключительно россияне.

Бои за территорию вокруг трассы продолжались почти два года. Впервые на территорию трассы авторалли оккупанты зашли 18 декабря 2023 года, такие данные предоставляет аналитический портал DeepState.

18 грудня 2023 року російська армія вперше змогла увірватися на територію траси ралі між Бахмутом та Часовим Яром
18 декабря 2023 года российская армия впервые смогла ворваться на территорию трассы ралли между Бахмутом и Часовым Яром. Карта: DeepState

С тех пор и по июнь 2024 года бахмутская достопримечательность находится во временной оккупации, и гонки здесь в ближайшее время не ожидается.

История ралли «Бахмутский шлях» и их основателя Владимира Титаренко

Гоночную автотрассу на западной окраине Бахмута организовали усилиями местного жителя Владимира Титаренко и его коллег, работавших в автотранспортном предприятии тогдашнего Артемовска. Мужчина родился в городе в 1941 году.

Володимир Титаренко
Владимир Титаренко. Фото из архива работника городского автопарка Артемовска, спортсмена автоспорта, участника ралли «Бахмутский шлях» Григория Заколодяжного

Титаренко и его коллеги работали в городе водителями и занимались перевозками. Городское автотранспортное предприятие имело достаточное государственное финансирование, поэтому в свободное время водители могли заниматься гонкой на машинах.

Стоянка таксі по вулиці Воровського/Торговій в Артемівську, 1980-ті роки
Стоянка такси по улице Воровского/Торговой в Артемовске, 1980-е годы. Фото из архива Григория Заколодяжного

“Я познакомился с Владимиром в 1980 году, когда 21-летним парнем устроился работать в городской автопарк и стал его напарником. Тогда в автопарке работало более 70 водителей. Работали сменами: пока один из нас «крутил баранку» с 06:00 до 15:00, второй был свободным и заступал на смену с 15:00 и до полуночи. Владимир Титаренко всегда носил белую кепку, и мы уважительно называли его «Дед». Он сразу завлек меня автоспортом! В это время он получил новую машину. Ее разбирали и перерабатывали под спортивную, усиливая каркас жесткости”, — делился воспоминаниями с бахмутской краеведом Наталией Жуковой автоперегонщик Владимир Шевченко.

Машина Володимира Титаренка
Машина Владимира Титаренко. Фото из архива Григория Заколодяжного

Трассу для ралли «Бахмутский путь» построили бахмутские таксисты-энтузиасты

Так и появилась идея создать трассу для ралли между Бахмутом и Часовым Яром.

“Видел, как Владимир Титаренко шел впереди грейдера, размечая будущую трассу. Благодаря ему трасса получилась безупречной: с подъемами, крутыми спусками и отрицательными поворотами”, — добавлял участник ралли Александр Лукьянов.

Володимир Титаренко на ралі “Бахмутський шлях”
Владимир Титаренко на ралли «Бахмутский путь». Фото из архива Григория Заколодяжного

Запчасти для модификаций машин бахмутские таксисты покупали за свой счет. А вот топливо на гонки выделял автопарк.

Модифіковані машини на авторалі у Бахмуті, 1984-1985 роки
Модифицированные машины на авторалли в Бахмуте, 1984-1985 годы. Фото из архива Натальи Жуковой

Гонки «Бахмутский шлях» собирали людей со всего СССР

“Медкомиссию для гонки проходили в областной больнице им. Калинина. Потом появилась поддержка городского руководства, а позже и областного и республиканского (Украина тогда была одной из республик в составе СССР, — ред.). Городская автошкола помогала с грузовым транспортом, фишками, лентами и прочим”, — продолжает вспоминать Владимир Шевченко.

Первый сезон ралли прошел в 1980-1981 годах, и назвали гонку «Бахмутский шлях». Продолжались они не один десяток лет.

Ралі на “Бахмутському шляху” у 1987 році
Ралли на «Бахмутском пути» в 1987 году. Фото из архива Григория Заколодяжного

Посетители стекались на зрелище сотнями. Они собирались не только из Бахмута, но и приезжали со всех уголков Украины и СССР.

“Помню, мы сидели вдоль хитроумной трассы, которая шла петлями” по холмам. Теперь я представляю, насколько это было опасно, если б одна из машин взлетела с трассы в толпу зрителей”, — делится воспоминаниями краевед Наталья Жукова.

Авторалі у Бахмуті, 1984-1985 роки
Авторалли в Бахмуте, 1984-1985 годы. Фото: Наталья Жукова

Инфраструктура, по воспоминаниям очевидцев, была скромной: ни общедоступных туалетов, ни магазинов свидетели гонки не помнят.

“Мы проводили зимние и летние автокроссы. Однажды здесь проходил чемпионат Вооруженных сил, в котором участвовали представители Венгрии и Германии. Одно из соревнований Титаренко посвятил освобождению Донбасса во Второй мировой войне”, — вспоминал автогонщик Владимир Шевченко.

Ралі на “Бахмутському шляху” у 1980-х роках
Ралли на «Бахмутском шляху» в 1980-х годах. Фото из архива Григория Заколодяжного

Участниками ралли бывали Алексей Рева и Виктор Янукович, а среди гостей был Реджеп Эрдоган

Среди участников авторалли в конце 1990-х годов бывали мэр города Алексей Рева и будущий президент Украины Виктор Янукович.

Олексій Рева та Віктор Янукович (у червоно-блакитних костюмах) на ралі “Бахмутський шлях” на рубежі 1990-2000-х років
Алексей Рева и Виктор Янукович (в красно-голубых костюмах) на ралли «Бахмутский шлях» на рубеже 1990-2000-х годов. Фото из архива Григория Заколодяжного

Иногда гонкам давали особые названия. Так, на рубеже 1990-2000-х одно из ралли в Бахмуте получило название «Директор» — в тех заездах принимали участие директора разных предприятий региона.

Стаття про ралі “Директор” у міській газеті “Вперед”. На фото можна побачити Олексія Реву та Віктора Януковича
Статья о ралли «Директор» в городской газете «Вперед». На фото можно увидеть Алексея Реву и Виктора Януковича. Фото: Наталья Жукова

“На рубеже 1990-2000-х годов на ралли приезжал Реджеп Тайип Эрдоган (нынешний президент Турции, — ред.). Он тогда был просто турецким бизнесменом, который якобы был в Украине в бизнес-командировке, и кто-то его пригласил на ралли. Мне это рассказывали ветераны автоспорта ралли в Бахмуте”, — пересказывает местная краевед Наталья Жукова.

Авторалі у Бахмуті, 1984-1985 роки
Авторалли в Бахмуте, 1984-1985 годы. Фото: Наталья Жукова

По воспоминаниям коллег, в середине 1990-х организатор авторалли Владимир Титаренко работал водителем у местного предпринимателя Валерия Слесарева. В день, когда предпринимателя убили, водитель чудом остался жив, но получил ранения.

Для справки:
Валерий Слесарев был известным артемовским предпринимателем. 11 февраля 1994 года мужчину расстреляли из автомата в машине во дворе. Убийство Слесарева связывали с перераспределением влияния на рынке горюче-смазочных материалов.

“Владимир Титаренко — выдающийся человек, мастер спорта СССР, проводил в нашем городе спортивные мероприятия в масштабах УССР и СССР, выигрывал кубки, оставил после себя одну из лучших гоночных автотрасс на постсоветском пространстве, продолжал активную деятельность и в независимой Украине. Поэтому помнить о нем мы обязаны”, — отмечал участник ралли Александр Лукьянов.

«Ралли без людей не бывает»

Умер Владимир Титаренко в 2010 году. Его похоронили на Ильиновском кладбище в Бахмуте. После смерти основателя традиция проводить гонку просуществовала недолго. Последняя прошла здесь в 2012 году.

Чемпионат Украины 2012 года на ралли в Бахмуте

Видео: Roma Roganovich

С тех пор за трассой официально не ухаживали, поэтому взялись за это местные энтузиасты. Они убирали дорогу и следили за ее состоянием, чтобы в выходные можно было “погонять на ралли”. Одно из последних видео с проездом по ралли записал на видео местный житель Александр Терещенко летом 2021 года. На кадрах можно убедиться, что в преддверии полномасштабного вторжения трасса оставалась в пригодном для езды состоянии.

Как выглядела трасса на ралли «Бахмутский шлях» летом 2021 года

Видео: Саша Терещенко

Тогда же появилась идея построить на месте трассы парк экстремальных развлечений. Однако этим планам не суждено было осуществиться из-за полномасштабной войны, которую развязало против Украины российское руководство.

“Для нас, бахмутчан, это была неотделимая часть нашей жизни. Теперь я читала в оккупационных ресурсах, что оккупанты мечтают восстановить ралли. Да ничего у них не получится! Потому что для ралли нужны люди, а россияне убили Бахмут, обезлюдили его. Такого даже нацисты не смогли сделать. А ралли без людей не бывает”, — отмечает местная краевед Наталья Жукова.

Напомним, более 80 лет назад Бахмут также был разрушенным, а затем город пришлось отстраивать после масштабных боев. За это взялись почти сразу же после освобождения от нацистов. Некоторые здания исчезли навсегда, а другие постепенно отстраивали. Со временем появлялась и новая инфраструктура. Город удалось возродить, однако на это ушло немало лет. В материале мы подробно рассказали, каким было это время и как его упоминают местные.


Загрузить еще