С 1981 года сотни людей ежегодно собирались летом и зимой на холме между Бахмутом и Часовым Яром. Центром внимания было авторали, которое проводили здесь бахмутские таксисты. Участники и гости десятилетиями съезжались из соседних городов, всей страны и даже других республик СССР. Последняя гонка прошла здесь в 2012-м, но местные энтузиасты поддерживали состояние трассы. Теперь это зона боевых действий, и между хитроумными поворотами прорыты окопы. Рассказываем историю возникновения и упадка соревнования, известного местным как “Бахмутский шлях”.
В начале июня 2024 года российские оккупанты показали, как выглядит авторали между Бахмутом и Часовым Яром. Это трасса для гонок расположена на холме за «Восьмым» ставком.
Оккупанты снимали трассу ориентировочно из села Богдановки. На общем плане можно увидеть село Хромовое и сам Бахмут, который от трассы отделяет всего один километр.
Оккупанты, комментируя видео, надеяться поездить когда-то по трассе, но признают, что необходимы более “спокойные времена”. Кое с чем можно даже согласиться: трасса действительно сохранилась в почти нетронутом состоянии. Окопы рядом с дорогой есть, но последствий обстрелов почти не заметно.
Эта трасса узнаваема: ее видели из разных уголков района и хорошо видно со спутника. Сейчас можно увидеть, что ВСУ обустраивали оборону восточнее трассы, явно готовясь к наступлению россиян со стороны Бахмута.
По состоянию на июнь 2024 года эту территорию временно контролирует российская армия. Поэтому на этих позициях могут быть исключительно россияне.
Бои за территорию вокруг трассы продолжались почти два года. Впервые на территорию трассы авторалли оккупанты зашли 18 декабря 2023 года, такие данные предоставляет аналитический портал DeepState.
С тех пор и по июнь 2024 года бахмутская достопримечательность находится во временной оккупации, и гонки здесь в ближайшее время не ожидается.
Гоночную автотрассу на западной окраине Бахмута организовали усилиями местного жителя Владимира Титаренко и его коллег, работавших в автотранспортном предприятии тогдашнего Артемовска. Мужчина родился в городе в 1941 году.
Титаренко и его коллеги работали в городе водителями и занимались перевозками. Городское автотранспортное предприятие имело достаточное государственное финансирование, поэтому в свободное время водители могли заниматься гонкой на машинах.
“Я познакомился с Владимиром в 1980 году, когда 21-летним парнем устроился работать в городской автопарк и стал его напарником. Тогда в автопарке работало более 70 водителей. Работали сменами: пока один из нас «крутил баранку» с 06:00 до 15:00, второй был свободным и заступал на смену с 15:00 и до полуночи. Владимир Титаренко всегда носил белую кепку, и мы уважительно называли его «Дед». Он сразу завлек меня автоспортом! В это время он получил новую машину. Ее разбирали и перерабатывали под спортивную, усиливая каркас жесткости”, — делился воспоминаниями с бахмутской краеведом Наталией Жуковой автоперегонщик Владимир Шевченко.
Так и появилась идея создать трассу для ралли между Бахмутом и Часовым Яром.
“Видел, как Владимир Титаренко шел впереди грейдера, размечая будущую трассу. Благодаря ему трасса получилась безупречной: с подъемами, крутыми спусками и отрицательными поворотами”, — добавлял участник ралли Александр Лукьянов.
Запчасти для модификаций машин бахмутские таксисты покупали за свой счет. А вот топливо на гонки выделял автопарк.
“Медкомиссию для гонки проходили в областной больнице им. Калинина. Потом появилась поддержка городского руководства, а позже и областного и республиканского (Украина тогда была одной из республик в составе СССР, — ред.). Городская автошкола помогала с грузовым транспортом, фишками, лентами и прочим”, — продолжает вспоминать Владимир Шевченко.
Первый сезон ралли прошел в 1980-1981 годах, и назвали гонку «Бахмутский шлях». Продолжались они не один десяток лет.
Посетители стекались на зрелище сотнями. Они собирались не только из Бахмута, но и приезжали со всех уголков Украины и СССР.
“Помню, мы сидели вдоль хитроумной трассы, которая шла петлями” по холмам. Теперь я представляю, насколько это было опасно, если б одна из машин взлетела с трассы в толпу зрителей”, — делится воспоминаниями краевед Наталья Жукова.
Инфраструктура, по воспоминаниям очевидцев, была скромной: ни общедоступных туалетов, ни магазинов свидетели гонки не помнят.
“Мы проводили зимние и летние автокроссы. Однажды здесь проходил чемпионат Вооруженных сил, в котором участвовали представители Венгрии и Германии. Одно из соревнований Титаренко посвятил освобождению Донбасса во Второй мировой войне”, — вспоминал автогонщик Владимир Шевченко.
Среди участников авторалли в конце 1990-х годов бывали мэр города Алексей Рева и будущий президент Украины Виктор Янукович.
Иногда гонкам давали особые названия. Так, на рубеже 1990-2000-х одно из ралли в Бахмуте получило название «Директор» — в тех заездах принимали участие директора разных предприятий региона.
“На рубеже 1990-2000-х годов на ралли приезжал Реджеп Тайип Эрдоган (нынешний президент Турции, — ред.). Он тогда был просто турецким бизнесменом, который якобы был в Украине в бизнес-командировке, и кто-то его пригласил на ралли. Мне это рассказывали ветераны автоспорта ралли в Бахмуте”, — пересказывает местная краевед Наталья Жукова.
По воспоминаниям коллег, в середине 1990-х организатор авторалли Владимир Титаренко работал водителем у местного предпринимателя Валерия Слесарева. В день, когда предпринимателя убили, водитель чудом остался жив, но получил ранения.
“Владимир Титаренко — выдающийся человек, мастер спорта СССР, проводил в нашем городе спортивные мероприятия в масштабах УССР и СССР, выигрывал кубки, оставил после себя одну из лучших гоночных автотрасс на постсоветском пространстве, продолжал активную деятельность и в независимой Украине. Поэтому помнить о нем мы обязаны”, — отмечал участник ралли Александр Лукьянов.
Умер Владимир Титаренко в 2010 году. Его похоронили на Ильиновском кладбище в Бахмуте. После смерти основателя традиция проводить гонку просуществовала недолго. Последняя прошла здесь в 2012 году.
Видео: Roma Roganovich
С тех пор за трассой официально не ухаживали, поэтому взялись за это местные энтузиасты. Они убирали дорогу и следили за ее состоянием, чтобы в выходные можно было “погонять на ралли”. Одно из последних видео с проездом по ралли записал на видео местный житель Александр Терещенко летом 2021 года. На кадрах можно убедиться, что в преддверии полномасштабного вторжения трасса оставалась в пригодном для езды состоянии.
Видео: Саша Терещенко
Тогда же появилась идея построить на месте трассы парк экстремальных развлечений. Однако этим планам не суждено было осуществиться из-за полномасштабной войны, которую развязало против Украины российское руководство.
“Для нас, бахмутчан, это была неотделимая часть нашей жизни. Теперь я читала в оккупационных ресурсах, что оккупанты мечтают восстановить ралли. Да ничего у них не получится! Потому что для ралли нужны люди, а россияне убили Бахмут, обезлюдили его. Такого даже нацисты не смогли сделать. А ралли без людей не бывает”, — отмечает местная краевед Наталья Жукова.
Напомним, более 80 лет назад Бахмут также был разрушенным, а затем город пришлось отстраивать после масштабных боев. За это взялись почти сразу же после освобождения от нацистов. Некоторые здания исчезли навсегда, а другие постепенно отстраивали. Со временем появлялась и новая инфраструктура. Город удалось возродить, однако на это ушло немало лет. В материале мы подробно рассказали, каким было это время и как его упоминают местные.