«Моя цель — научить детей не бояться математики, а увлекаться ею», — рассказывает Ольга Энзельт, учительница Покровской школы №9. В этом году она стала одной из десяти лучших педагогов Украины по версии Global Teacher Prize Ukraine. Более 25 лет Ольга учит детей алгебре, геометрии и математическому анализу. Что вдохновило ее на участие в конкурсе, как она прививает детям любовь к своему предмету и чем занимается в свободное время — расспросили у педагога наши журналисты.
Расскажите, с чего вы начинали свою учительскую карьеру? Где осваивали профессию? Где работаете сейчас?
С первого класса я мечтала стать учительницей. Это желание появилось после того, как я увидела свою первую учительницу. Она была для меня образцом: строгая, справедливая и всегда придерживалась делового дресс-кода. Юбки-карандаши, блузки и пиджаки — ее стиль выглядел очень профессионально. Уже тогда, глядя на нее, я знала, что буду учительницей. Сначала планировала преподавать в начальной школе, но в седьмом классе увлеклась точными науками. Моя учительница физики, которая также преподавала у моей мамы, убедила меня выбрать это направление, и я начала заниматься дополнительно и участвовать в олимпиадах.
Училась я в Житомирском государственном педагогическом институте, тогда — институт имени Ивана Франко. Родом я из Овруча Житомирской области, но в конце 90-х годов вместе с мужем переехала в Тернополь.
В 2023 году в силу определенных обстоятельств я осталась без работы, что заставило меня перейти на онлайн-преподавание. Сейчас я живу в Тернополе, но работаю уже второй год в Покровской школе №9 в Донецкой области. В прошлом году имела 33 часа нагрузки, в этом — 31, а также выполняю обязанности классного руководителя и председателя школьного педагогического сообщества учителей естественно-математического цикла.
Школа работает только дистанционно из-за событий, происходящих сейчас. Сейчас она остается невредимой, но ситуация с безопасностью такова, что даже пребывание в укрытии опасно. Поэтому дистанционный формат — единственный возможный способ обучения.
Как изменилась ваша работа из-за дистанционного обучения во время пандемии и открытой войны? С чем столкнулись?
Я бы сказала, что мне довольно трудно оценить это глубоко. Когда начался COVID-19, я работала с девятиклассниками — это уже старшие ученики. Они помогали мне осваивать новые технологии, подсказывали, куда нажимать и как работать с платформами. Потом эти ученики перешли в 10 класс, а в 2022-м, когда началась [открытая] война, они уже были в 11-м. То есть это были старшие, мотивированные дети, у которых была сформированная психика и которые могли концентрировать внимание на учебе.
Для таких учеников дистанционное обучение — это преимущество, поскольку у них много обязанностей и мало времени: кроме подготовки к УМТ, они посещают внеклассные занятия, занимаются спортом, танцами или искусством. Они говорили мне, что не тратят время на дорогу и могут учиться в комфорте дома. Таким образом, они имеют больше времени для сна и могут лучше сконцентрироваться на учебе.
Если говорить о младших учениках, то им сложнее?
Да, для младших учеников дистанционное обучение — это серьезный вызов. Я не представляю, как учителя начальных классов справляются с тем, чтобы научить детей писать или читать дистанционно. Ведь в школе они имеют возможность физически помогать детям, держать их за руку, направлять. Это требует большого мастерства.
В целом формы и методы работы кардинально изменились. Учитель стал более «цифровым». Теперь на моем столе ноутбук, графический планшет и стилус. Я научилась пользоваться этими инструментами, загружать и проверять работы онлайн.
Как вы решили принять участие в конкурсе на звание лучшего учителя? Были ли страхи перед участием? Если не ошибаюсь, то это второй раз, когда вы подаете заявку.
В 2019 году я уже подавала заявку на конкурс и получила благодарность от организаторов. Но стоит отметить, что тогда премия в Украине только начинала набирать обороты — она появилась в 2017 году. Я помню, как во время отпуска летом лежала дома, листала соцсети и увидела объявление об этом конкурсе. Решила заполнить анкету на телефоне, не прилагая особых усилий.
[info]Global Teacher Prize Ukraine — это ежегодная национальная премия для учителей-агентов изменений. Премия призвана отметить достижения учителя не только в отношении своих учеников, но и в отношении общества, и подчеркнуть важность педагогов в Украине. Главный победитель получит 1 миллион гривен для собственного образовательного проекта и отправится в путешествие на Мировую премию Global Teacher Prize. Имя станет известно уже 5-го октября на церемонии награждения.[/info]
Когда объявили результаты, я не попала в пятьдесят лучших, хотя получила благодарность за участие. Я не восприняла это как поражение, ведь знаю, что есть много талантливых и креативных учителей. После этого я продолжала посещать образовательные мероприятия, встречаться с коллегами, среди которых Оксана Вишняк (заместитель директора по учебно-воспитательной работе в Стреченской общеобразовательной школе, — ред.), Василий Дякив (лучший учитель Украины 2020 года по версии Global Teacher Prize Ukraine, — ред.) и Артур Пройдаков (лучший учитель 2021 года по версии Global Teacher Prize Ukraine, — ред.).
Именно Артур Пройдаков дал совет относительно того, как подходить к заполнению анкеты, выделяя на каждый вопрос отдельный день. Анкета содержала 25 вопросов, из которых лишь несколько касались библиографических данных, а другие требовали развернутых ответов.
Есть ли человек, который вас вдохновил податься на конкурс?
Первый раз я подала заявку на конкурс самостоятельно, а второй раз меня постоянно поддерживал и вдохновлял бывший директор, Анатолий Васильевич Крыжановский. Он узнал о премии и сказал: «Ну, Оля Павловна, подайте [заявку] еще раз». Я сначала отказывалась, но потом начала задумываться: почему он меня так настойчиво просит? Поэтому решила даже не говорить ему, а тихо попробовать во второй раз. Хотела проверить, хватит ли у меня сил ответить на 25 вопросов, систематизировать свои достижения, вспомнить важные моменты и не упустить ничего важного за 25 лет работы.
Что в процессе подготовки к конкурсу было самым сложным?
Во-первых, нужно перестать бояться выходить из зоны комфорта. Мы часто живем в своей зоне комфорта: проводим уроки, готовимся, выполняем минимум, и этого нам достаточно. Во-вторых, не стоит недооценивать себя. Я знаю замечательных педагогов, настоящих мастеров своего дела, которые любят свою работу и детей, а дети отвечают им взаимностью. Но они часто думают: «Да чего я стою?». Именно такие мысли были и у меня, когда я подавалась на конкурс. В этом году я открыла электронную почту и увидела, что вошла в топ-50. Это был момент, когда я поняла, что недооценивала себя.
В этом конкурсе нет предсказуемых заданий, здесь каждый раз что-то новое, поэтому ты не знаешь заранее, что тебя ждет. И это позволяет показать настоящий креатив, мышление, педагогическое мастерство.
Например, когда учитель сталкивается с ситуацией в классе, он не может побежать в библиотеку или загуглить решение. Он должен быстро принимать решения на ходу. Именно поэтому этот конкурс — креативный, современный, равный для всех.
Ольга, как вы чувствуете себя в десятке лучших учителей Украины?
Все стало понятно, когда я услышала свое имя в эфире новостей. Радость сразу накрыла меня, а телефон буквально «взорвался»: вайбер, телеграмм — все начали писать, звонить, поздравлять. Это было невероятно приятно.
Однако сначала я не могла полностью осознать, что это происходит со мной. И только поздно вечером, когда собиралась ложиться спать, до меня начало доходить: это действительно произошло, и это огромная ответственность.
Что, по вашему мнению, стало ключевым фактором вашего успеха?
У меня много изданных методических материалов по старой и новой программам, но, если честно, успех не в них. Успех — это любовь к своей профессии. Я уже 25 лет в учительстве, и были моменты, когда появлялись другие возможности, но я от них отказывалась, потому что это был совсем другой вид деятельности. Я всегда думала: «Как я могу делать то, чего сама не знаю?» Поэтому осталась в профессии. Я никогда не жалела, что выбрала этот путь, потому что выбрала энергию и любовь от детей.
Особенно приятно было получить поздравления от учеников, которых я раньше учила. Одна девушка, которая стала ученым, написала мне, что вспоминает мои уроки и конспекты.
Если когда-то учитель был единственным носителем знаний, то сейчас должен быть наставником, другом, идти с детьми в ногу или немного отставать, особенно в цифровых навыках. И когда они тебя чему-то учат, это их очень радует.
На что планируете потратить миллион гривен, если займете первое место? Есть ли у вас проект, который хотите воплотить в жизнь?
Конечно, у меня есть мечта, которая возникла после начала полномасштабной войны. Тогда на запад Украины приехало много внутренне перемещенных лиц, и я заметила, что физико-математическое образование на западе Украины значительно сильнее. На Львовщине есть известный физико-математический лицей, а на Тернопольщине таких возможностей значительно меньше — есть лишь единичные математические классы и нет физических классов.
Моя мечта — создать Центр ПИ, где дети будут получать углубленное изучение физики, математики, логики и умственных игр. Одновременно этот центр будет оказывать бесплатную помощь детям из малообеспеченных семей, которые не могут позволить себе репетиторов или другую дополнительную помощь. Даже если я не выиграю миллион, я верю, что найдется человек, готовый поддержать этот проект и сделать его реальностью.
Ваши ученики показывают высокие результаты на олимпиадах и конкурсах. Как вы их мотивируете и поддерживаете? Возможно, вспомните учеников с высокими достижениями из Покровской школы?
Я всегда мотивирую своих учеников участвовать в конкурсах и соревнованиях. Моя цель — не только расширить их знания и навыки, но и подготовить к стрессовым ситуациям, с которыми они могут столкнуться, например, на УМТ.
Чтобы подготовить учеников к такому стрессу, я решила ввести практику, заключающуюся в имитации реальных условий экзаменов. Например, я провожу итоговые тесты, похожие на ВНО или НМТ, уже с пятого класса. Я организовываю эти экзамены в условиях, приближенных к настоящим: большие аудитории, ограниченное время, формальные бланки. Это помогает ученикам привыкнуть к атмосфере экзаменов, уменьшить волнение и улучшить их стрессоустойчивость.
Например, в прошлом году двое моих учеников из Покровской школы достигли больших успехов на олимпиадах. Ученик 10 класса занял второе место на областной олимпиаде, а ученица 11 класса отстала на один балл от призового места. Это было результатом их упорной работы и участия в различных конкурсах. Я всегда говорю ученикам, что оценки — это лишь ориентир, а настоящий успех достигается через старания и готовность к вызовам.
Бывает ли такое, что ученики оспаривают свои оценки?
Однажды мы с учениками поехали на туристическую экскурсию, и один парень подошел ко мне с вопросом об оценке, которую я ему поставила. Он считал, что оценка была несправедливой, и попросил изменить ее. Я предложила ему сыграть в игру вопросы и ответы, чтобы доказать свои знания. В результате он ответил на все вопросы, и я изменила оценку на более высокую. Это был хороший урок для нас двоих: для него — как вести себя в стрессовых ситуациях, а для меня — как быть справедливой и открытой в учебе.
Были ли у вас моменты, когда вы сомневались в себе как учитель? Что помогало вам преодолеть такие периоды?
Я вот сейчас задумалась, были ли у меня такие минутки. Наверное, были, когда я взяла нушенят (учеников начальных классов «Новой украинской школы», — ред.), особенно после работы с одиннадцатиклассниками. Я имела дело с пятью классами в новом заведении, где дети приходили из разных школ, и это был не сплоченный коллектив. Добавьте к этому сложности войны, когда часть класса была на дистанционке, а часть — в классе.
Сначала я испытывала большой стресс и даже думала о том, чтобы отказаться от этих классов. Но со временем удалось найти баланс и научить детей, как правильно взаимодействовать независимо от формы обучения.
Математика дается далеко не всем, поэтому как вы мотивируете учеников ее осваивать? Какие педагогические приемы или хитрости используете? Есть ли истории, когда ваш подход изменил отношение учеников к математике?
Я всегда стараюсь показывать, что математика вокруг нас, что это не просто о подсчете денег или решении задач. Важно использовать современные инструменты, которые интересны детям. Например, если дети любят тикток, можно создавать видео с математическими задачами или использовать гаджеты для обучения через игровые моменты.
Математика должна быть подана так, чтобы дети видели ее полезность и применение в реальной жизни. Например, когда мы изучали многогранники, я использовала примеры из окон и столов, чтобы показать, как это работает на практике. Такие подходы помогают детям понять и полюбить математику.
Что, по вашему мнению, самое важное в работе современного учителя в Украине?
Современный учитель должен любить свою профессию и быть преданным детям, а не только выполнять обязанности ради формальности. Когда школа переполнена людьми, которые просто «пересиживают», это может негативно повлиять на качество обучения.
Современный учитель должен постоянно учиться, признавать свои ошибки и адаптироваться к изменяющимся условиям. Важно быть близким к ученикам, читать современную литературу, слушать музыку, которая им нравится, и делиться с ними своими интересами. Если учитель настоящий, отдается своему делу и постоянно совершенствуется, он сможет передать свою страсть к предмету и заинтересовать учеников.
Как, по вашему опыту, открытая война сказывается на украинском образовании, кроме перехода на дистанционное обучение?
Нынешние вызовы вносят существенные коррективы в образование. Современные педагоги должны сосредоточиться не только на учебном материале, но и на психологическом здоровье учеников. Психологическая поддержка становится важной частью образовательного процесса, особенно во времена кризисов.
Роль школьного психолога значительно изменилась. Теперь он должен помогать каждому ученику, учитывая их личные проблемы и травмы, которые могут быть вызваны войной, потерями или другими стрессовыми ситуациями. Важно, чтобы учителя также были чувствительными к этим аспектам и не только передавали знания, но и поддерживали учеников эмоционально и помогали справиться с трудностями.
Каким вы видите будущее образования в Украине, особенно в условиях войны? Какова роль учителей в это сложное время?
Изменения в образовании необходимы и важны, но они должны быть комплексными и сосредоточенными на реальных потребностях учеников и современного общества. Нынешняя система образования часто отстает, что видно на примере предметов, таких как физика и химия, которые имеют низкий уровень популярности среди учеников.
Инновационный подход, существующий в других странах, где естественные науки интегрируются в единую дисциплину, например, как в Японии, может быть полезным для нас. Это позволяет уменьшить разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением.
Проблема не только в содержании программы, но и в материальном обеспечении школ. Необходимо улучшить условия для обучения, обеспечить современные ресурсы и оборудование, которые бы способствовали лучшему усвоению знаний. Реформы должны быть направлены на уменьшение нагрузки, но одновременно на увеличение практической ценности знаний и близость к реальной жизни.
Как вы находите баланс между своей работой в школе и личной жизнью? Что вы делаете вне учебы?
Найти баланс трудно, особенно когда отдаешься профессии, которая отнимает много времени. Силы я черпаю разными способами. Люблю петь дома. Включаю компьютер и слушаю любимые песни — от украинских хитов до песен Романа Скорпиона (современный украинский исполнитель, — ред.). Это помогает расслабиться.
Также я увлекаюсь домашней консервацией и готовкой, но только когда есть время. Обожаю театр и путешествия, преимущественно с детьми. Мы садимся в автобус и отправляемся в путешествия: поем, жарим шашлыки и лезем в горы. Когда есть возможность, посещаю косметолога или иду в бассейн. Однако график всегда меняется, и я отдыхаю по-разному.
Планируете ли снова претендовать на звание лучшего педагога Украины?
Честно говоря, я не задумывалась об этом детально. Мой ближайший план — реализовать свою мечту. Что касается учительской деятельности, будем видеть. Трудно планировать далеко вперед, сейчас нужно радоваться каждому дню. Сегодня, например, я радуюсь, что видим солнце, даже когда дети жалуются на усталость. Планировать на далекую перспективу сложно, но то, что я не уйду из педагогики, это факт.