Поддержите Вильне Радио
Децентрализация отопления, оборудование для котельных, техника для уборки мусора, обучение кадров — все это громады могут получить за счет доноров. Однако инвесторы выбирают для сотрудничества не все муниципалитеты. Как построить эффективное сотрудничество между частными инвесторами и громадами, обсуждали на конференции Ukraine Reimagined: Rebuilding Communities and Public Infrastructure.
Журналисты Вильному Радио собрали несколько советов для громад, которые стремятся привлекать средства для развития из различных источников.
Привлекать публичные инвестиции в Украину можно через:
Один из основных инвестиционных инструментов на данный момент — Ukraine Investment Framework (UIF), созданный в рамках программы ЕС Ukraine Facility. Механизм предлагает различные инструменты финансирования: кредиты, гранты, гарантии, участие в капитале, техническую помощь.
Средства международных партнеров-инвесторов привлекаются по различным механизмам. Вот несколько из них:
По мнению начальницы управления публичными инвестициями Министерства экономики, экологии и сельского хозяйства Украины Аллы Кинщак, ключевую роль в привлечении доноров часто играет именно подготовка проектов. Потому что их основная задача — показать и повысить способность громады.
“Мы на государственном уровне это понимаем, поэтому имеем две действующие программы, которые помогают в подготовке проектов. Первая — это Ukraine Government PPF, которую внедряем при поддержке Всемирного банка. Вторая — Ukraine FIRST, которая работает при поддержке Европейской комиссии, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития”, — рассказала Алла Кинщак.
Чиновница отметила, что Минэкономики взяло на себя роль координатора, который помогает регионам получать донорскую поддержку. В частности, в министерстве размышляют над созданием специальных центров экспертизы, которые должны помогать органам местного самоуправления и исполнительным органам готовить качественные проекты.
“Так у регионов будет больше шансов привлечь финансирование и сразу перейти к имплементации. Это возможно, когда проектная документация подготовлена качественно. В начале декабря мы планируем представить концепцию центров экспертизы. Нам будет важно услышать мнение тех, для кого все это разрабатывается, чтобы доработать систему”, — добавила начальник управления публичными инвестициями Минэкономики Алла Кинщак.
В то же время, по словам первого заместителя городского головы Ковеля Тараса Яковлева, решения принимаются гораздо дольше, если в качестве партнеров привлекаются государственные органы власти. Это не обязательно сложнее, но процессы существенно тормозятся с самого старта.
“Если мы работаем горизонтально, в системе “город-донор”, то это происходит быстрее. У нас есть проекты, которые регистрируются через профильное министерство, и это задерживает процесс”, — рассказал Яковлев.
Иногда местные советы получают помощь, которой не могут воспользоваться. Так, во время отопительного сезона громадам было крайне важно получить необходимое оборудование, но средства на его установку были не у всех. Об этом заявил глава Государственного агентства по восстановлению и развитию инфраструктуры Украины, в прошлом городской голова Житомира Сергей Сухомлин.
“Не буду называть конкретный город, но два крупных донора — GIZ и UNICEF — предоставили оборудование для котельных на 56 МВт, а у прифронтовой громады нет средств на установку. Это оборудование год пролежало, и во время тяжелого отопительного сезона громада не знала, что делать. Мы вместе со специалистами разработали новую схему подключения и установки оборудования. Выяснилось, что потребности громады значительно меньше — всего 23 МВт”, — привел пример глава Государственного агентства по восстановлению и развитию инфраструктуры Украины.
Другая проблема возникает не из-за недостатка финансирования, а из-за недостатка компетенции. Например, некоторые громады до сих пор не могут установить газопоршневые и модульные котельные, которые получили от доноров.
“На местах часто не хватает экспертизы, чтобы скоординировать доноров по потребностям. Потому что иногда получают много ресурсов, которые не могут использовать”, — подытожил Сергей Сухомлин.
Заместитель мэра Николаева Сергей Коренев подчеркнул, что успех сотрудничества зависит от уровня децентрализации, который выстроен в громаде. Потому что в некоторых случаях коммунальные предприятия города могут рассказать о насущных проблемах больше, чем исполнительные органы.
“Я бы не запрещал коммунальщикам самостоятельно выходить и общаться с международными организациями. Они точно знают о своих потребностях значительно больше и лучше. Важно только, чтобы они эту информацию собирали и передавали. У нас, например, водоканал и облтеплоэнерго отдельно сотрудничают с донорами”, — рассказал Коренев.
В разнообразии предложений помощи действительно можно запутаться, убеждена глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Анна Замазеева. В то же время нужно ориентироваться во всех требованиях и ограниченных ресурсах доноров, чтобы знать, за чем и к кому конкретно обращаться.
“Я думаю, что мэры городов точно должны быть осведомлены об общей картине. Но в каждой громаде сейчас должен быть энергоменеджер. Он должен знать обо всех программах, куда бежать, как себя спасти и к кому обращаться. Этот человек должен быть вовлечен во внутренние процессы, владеть информацией о текущих потребностях и потенциале. Сейчас этого нет, но так должно быть. Никто не задумывается, нужна ли должность бухгалтера в громаде, правда? Но энергоменеджер — это тоже необходимость в нынешних условиях”, — отметила Анна Замазеева.
Не лишней была бы и координация доноров, добавляет чиновница, потому что довольно часто доноры идут в одни и те же громады. Так происходит обычно из-за положительного опыта и уверенности в руководстве и команде громады. Но Замазеева называет это внутренней проблемой, а не тем, что должны решать инвесторы.
“Мы не создали такую институцию, которая бы имела базу всех доноров с их условиями и проектами от громады. И получается, что громады не знают, к кому бежать, кто не загружен заявками. Потому что на самом деле инвесторы хотели бы сотрудничать с разными громадами. Но у них тоже есть требования по KPI, они хотят работать с теми, кто показывает результат”, — пояснила глава Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению.
Поэтому, подытоживает Анна Замазеева, иметь в штате руководства громады человека, который будет отвечать за поиск и координацию инвесторов — не роскошь, а необходимость.
Почти все доноры имеют мониторинговые миссии. Они могут называться по-разному, но их основная цель — отчитаться перед налогоплательщиками и показать эффективность использования денег. На этом акцентировал представитель компании Panasonic Виталий Поплавский. Особенно это касается использования оборудования.
“Оно требует обслуживания, контроля, понимания особенностей использования, ремонта. После любой реализации проекта важно знать, что будет дальше. На первых этапах мы стараемся помогать громадам со всеми техническими аспектами”, — поделился Виталий Поплавский.
Он добавил, что сейчас компания работает над реализацией проекта районного отопления. Речь идет об отдельных кварталах в городах или улицах, которые из-за обстрелов могли быть отключены от централизованного отопления.
Руководительница представительства NEFCO в Украине Татьяна Литвин рассказала, что организация сейчас работает исключительно с громадами и делает это напрямую, без посредничества государственных программ. В фокусе — малые и средние громады. В основном деньги дают на устойчивость энергоснабжения, энергоэффективность, модернизацию школ, больниц, системы тепло- и водоснабжения и водоотведения, а с 2022 года — на строительство социального жилья для переселенцев.
“Сейчас есть несколько громад, которые раньше никогда не работали с международными организациями. У нас практика такая: к каждому проекту мы привлекаем международного консультанта и пул экспертов, которые сопровождают громаду с момента разработки проекта, завершая мониторингом результатов. Поэтому громады параллельно с получением помощи учатся тому, как должны внедряться проекты”, — рассказала представительница NEFCO.
Легче всего, добавляет Литвин, работать с громадами, которые уже имеют опыт. Но сейчас организация заинтересована в работе с теми, кто нуждается в помощи и готов учиться. Поэтому, в частности, начали сотрудничество и с несколькими прифронтовыми громадами.
Ранее мы рассказали, что Украина получила от Банка развития Совета Европы 100 млн евро на поддержку ВПЛ. Это уже второй транш для реализации проекта. Средства уже поступили в общий фонд государственного бюджета.