Поддержать

Поддержите Вильне Радио

Поддержать

Децентрализация отопления, оборудование для котельных, техника для уборки мусора, обучение кадров — все это громады могут получить за счет доноров. Однако инвесторы выбирают для сотрудничества не все муниципалитеты. Как построить эффективное сотрудничество между частными инвесторами и громадами, обсуждали на конференции Ukraine Reimagined: Rebuilding Communities and Public Infrastructure.

Журналисты Вильному Радио собрали несколько советов для громад, которые стремятся привлекать средства для развития из различных источников.

Для довідки:

Привлекать публичные инвестиции в Украину можно через:

  • многосторонние институты (банки развития, целевые фонды, организации системы ООН и т.д.);
  • двусторонние институты (агентства развития, правительства иностранных государств и т.д.), исполнительные партнеры (например, неправительственные организации);
  • частные компании, банки или фонды.

Один из основных инвестиционных инструментов на данный момент — Ukraine Investment Framework (UIF), созданный в рамках программы ЕС Ukraine Facility. Механизм предлагает различные инструменты финансирования: кредиты, гранты, гарантии, участие в капитале, техническую помощь.

Средства международных партнеров-инвесторов привлекаются по различным механизмам. Вот несколько из них:

  • Украинская платформа доноров, направленная в первую очередь на макрофинансовую помощь и наиболее актуальные направления восстановления;
  • Платформа соинвестирования Ukraine Co-Investment Platform от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), ориентированная на сотрудничество с частным сектором;
  • Платформа мультидонорских ресурсов (MRII) от Группы Всемирного банка, предназначенная для поддержки институтов и инфраструктуры Украины;
  • Инициатива EU for Ukraine Initiative от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Имплементирующий, или исполнительный партнер — это организация, которая непосредственно выполняет проект или программу на местах. Обычно это понятие используют в контексте международной помощи и гуманитарных проектов: донор предоставляет финансирование, а имплементирующий партнер обеспечивает, чтобы эти деньги превратились в конкретные результаты для людей.
владение долей в уставном капитале компании или предприятия

Помогает или мешает: что делает государство для координации процессов между громадами и донорами

По мнению начальницы управления публичными инвестициями Министерства экономики, экологии и сельского хозяйства Украины Аллы Кинщак, ключевую роль в привлечении доноров часто играет именно подготовка проектов. Потому что их основная задача — показать и повысить способность громады.

“Мы на государственном уровне это понимаем, поэтому имеем две действующие программы, которые помогают в подготовке проектов. Первая — это Ukraine Government PPF, которую внедряем при поддержке Всемирного банка. Вторая — Ukraine FIRST, которая работает при поддержке Европейской комиссии, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития”, — рассказала Алла Кинщак.

Начальник управления публичными инвестициями Министерства экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины Алла Кинщак. Фото: EUEA

Чиновница отметила, что Минэкономики взяло на себя роль координатора, который помогает регионам получать донорскую поддержку. В частности, в министерстве размышляют над созданием специальных центров экспертизы, которые должны помогать органам местного самоуправления и исполнительным органам готовить качественные проекты.

“Так у регионов будет больше шансов привлечь финансирование и сразу перейти к имплементации. Это возможно, когда проектная документация подготовлена качественно. В начале декабря мы планируем представить концепцию центров экспертизы. Нам будет важно услышать мнение тех, для кого все это разрабатывается, чтобы доработать систему”, — добавила начальник управления публичными инвестициями Минэкономики Алла Кинщак.

В то же время, по словам первого заместителя городского головы Ковеля Тараса Яковлева, решения принимаются гораздо дольше, если в качестве партнеров привлекаются государственные органы власти. Это не обязательно сложнее, но процессы существенно тормозятся с самого старта.

“Если мы работаем горизонтально, в системе “город-донор”, то это происходит быстрее. У нас есть проекты, которые регистрируются через профильное министерство, и это задерживает процесс”, — рассказал Яковлев.

Инвесторы предоставляют финансирование компетентным и способным громадам

Иногда местные советы получают помощь, которой не могут воспользоваться. Так, во время отопительного сезона громадам было крайне важно получить необходимое оборудование, но средства на его установку были не у всех. Об этом заявил глава Государственного агентства по восстановлению и развитию инфраструктуры Украины, в прошлом городской голова Житомира Сергей Сухомлин.

“Не буду называть конкретный город, но два крупных донора — GIZ и UNICEF — предоставили оборудование для котельных на 56 МВт, а у прифронтовой громады нет средств на установку. Это оборудование год пролежало, и во время тяжелого отопительного сезона громада не знала, что делать. Мы вместе со специалистами разработали новую схему подключения и установки оборудования. Выяснилось, что потребности громады значительно меньше — всего 23 МВт”, — привел пример глава Государственного агентства по восстановлению и развитию инфраструктуры Украины.

Глава Государственного агентства по восстановлению и развитию инфраструктуры Украины Сергей Сухомлин. Фото: EUEA

Другая проблема возникает не из-за недостатка финансирования, а из-за недостатка компетенции. Например, некоторые громады до сих пор не могут установить газопоршневые и модульные котельные, которые получили от доноров.

“На местах часто не хватает экспертизы, чтобы скоординировать доноров по потребностям. Потому что иногда получают много ресурсов, которые не могут использовать”, — подытожил Сергей Сухомлин.

Заместитель мэра Николаева Сергей Коренев подчеркнул, что успех сотрудничества зависит от уровня децентрализации, который выстроен в громаде. Потому что в некоторых случаях коммунальные предприятия города могут рассказать о насущных проблемах больше, чем исполнительные органы.

“Я бы не запрещал коммунальщикам самостоятельно выходить и общаться с международными организациями. Они точно знают о своих потребностях значительно больше и лучше. Важно только, чтобы они эту информацию собирали и передавали. У нас, например, водоканал и облтеплоэнерго отдельно сотрудничают с донорами”, — рассказал Коренев.

“В каждой громаде должен быть энергоменеджер”

В разнообразии предложений помощи действительно можно запутаться, убеждена глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Анна Замазеева. В то же время нужно ориентироваться во всех требованиях и ограниченных ресурсах доноров, чтобы знать, за чем и к кому конкретно обращаться.

“Я думаю, что мэры городов точно должны быть осведомлены об общей картине. Но в каждой громаде сейчас должен быть энергоменеджер. Он должен знать обо всех программах, куда бежать, как себя спасти и к кому обращаться. Этот человек должен быть вовлечен во внутренние процессы, владеть информацией о текущих потребностях и потенциале. Сейчас этого нет, но так должно быть. Никто не задумывается, нужна ли должность бухгалтера в громаде, правда? Но энергоменеджер — это тоже необходимость в нынешних условиях”, — отметила Анна Замазеева.

Глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Анна Замазеева. Фото: EUEA

Не лишней была бы и координация доноров, добавляет чиновница, потому что довольно часто доноры идут в одни и те же громады. Так происходит обычно из-за положительного опыта и уверенности в руководстве и команде громады. Но Замазеева называет это внутренней проблемой, а не тем, что должны решать инвесторы.

“Мы не создали такую институцию, которая бы имела базу всех доноров с их условиями и проектами от громады. И получается, что громады не знают, к кому бежать, кто не загружен заявками. Потому что на самом деле инвесторы хотели бы сотрудничать с разными громадами. Но у них тоже есть требования по KPI, они хотят работать с теми, кто показывает результат”, — пояснила глава Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению.

Поэтому, подытоживает Анна Замазеева, иметь в штате руководства громады человека, который будет отвечать за поиск и координацию инвесторов — не роскошь, а необходимость.

Привлечение экспертов, готовность учиться и возможность сопровождать проект — зеленые флажки для инвесторов

Почти все доноры имеют мониторинговые миссии. Они могут называться по-разному, но их основная цель — отчитаться перед налогоплательщиками и показать эффективность использования денег. На этом акцентировал представитель компании Panasonic Виталий Поплавский. Особенно это касается использования оборудования.

показатели эффективности
Сотрудник компании Panasonic Украина Виталий Поплавский рассказывает о термомодернизации детского сада в Жмеринке. Фото: Жмеринка.City

“Оно требует обслуживания, контроля, понимания особенностей использования, ремонта. После любой реализации проекта важно знать, что будет дальше. На первых этапах мы стараемся помогать громадам со всеми техническими аспектами”, — поделился Виталий Поплавский.

Он добавил, что сейчас компания работает над реализацией проекта районного отопления. Речь идет об отдельных кварталах в городах или улицах, которые из-за обстрелов могли быть отключены от централизованного отопления.

Руководительница представительства NEFCO в Украине Татьяна Литвин рассказала, что организация сейчас работает исключительно с громадами и делает это напрямую, без посредничества государственных программ. В фокусе — малые и средние громады. В основном деньги дают на устойчивость энергоснабжения, энергоэффективность, модернизацию школ, больниц, системы тепло- и водоснабжения и водоотведения, а с 2022 года — на строительство социального жилья для переселенцев.

“Сейчас есть несколько громад, которые раньше никогда не работали с международными организациями. У нас практика такая: к каждому проекту мы привлекаем международного консультанта и пул экспертов, которые сопровождают громаду с момента разработки проекта, завершая мониторингом результатов. Поэтому громады параллельно с получением помощи учатся тому, как должны внедряться проекты”, — рассказала представительница NEFCO.

Северная экологическая финансовая корпорация, или НЕФКО (от английского Nordic Environment Finance Corporation) — это организация, которая предоставляет финансовую поддержку экологически важным проектам, в основном в странах Центральной и Восточной Европы.
Завершенный проект NEFCO в Дымере по системе отопления — Urban Technology Alliance (UTA). Фото: NEFCO

Легче всего, добавляет Литвин, работать с громадами, которые уже имеют опыт. Но сейчас организация заинтересована в работе с теми, кто нуждается в помощи и готов учиться. Поэтому, в частности, начали сотрудничество и с несколькими прифронтовыми громадами.

Ранее мы рассказали, что Украина получила от Банка развития Совета Европы 100 млн евро на поддержку ВПЛ. Это уже второй транш для реализации проекта. Средства уже поступили в общий фонд государственного бюджета.


Загрузить еще