Підтримати
Пропавшие без вести военнослужащие. Фото: Getty Images

Поддержите Вильне Радио

Патронатная служба “Янголы” заботится о раненых, погибших и освобожденных из плена бойцах и их семьями еще с 2014 года. Отдельный отдел фокусируется на вопросах пропавших без вести и сопровождении семей. Мы узнали, какие основные задачи выполняет этот отдел.

Журналисты Вильного Радио пообщались с Еленой Толкачевой, руководительницей Патронатной службы “Янголы” 3-го армейского корпуса (ранее 3-я штурмовая бригада). Она рассказала больше об отделе работы с пленными и пропавшими без вести.

“Наша работа — это в первую очередь коммуникация с семьями. Потому что большой проблемой долгое время было именно то, что близкие не могли получить нормального разъяснения и информации от воинской части. А когда родные в таком ужасном и растерянном состоянии, они могут навредить процессу поиска пропавшего”, — рассказывает Елена Толкачева.

Зображення до посту: Как работает патронатная служба с пропавшими без вести и их семьями
Елена "Гайка" Толкачева. Фото: Facebook/Елена Толкачева

Она объясняет, что состояние неизвестности провоцирует желание кричать о проблеме, искать пропавшего человека всеми возможными способами. Тогда родные размещают важную личную информацию о военнослужащем в различных чатах, публикуют в соцсетях и т. д. В этих сообщениях часто прописывают воинскую часть, где и когда пропал боец, обстоятельства, при которых это произошло. А этого делать категорически нельзя, отмечает руководительница патронатной службы. Это может угрожать жизни военного, который сейчас, например, находится в плену и рассказал о себе другую информацию. Также уязвимым состоянием семьи пользуются мошенники, которые за деньги начинают обещать какую-то информацию о местонахождении конкретного военного.

“Часто, когда мы говорим о пропавших без вести, то в основном это погибшие, тела которых мы не можем эвакуировать из-за того, что территория либо уже подконтрольна врагу, либо это серая зона, либо там еще продолжаются активные бои. К сожалению, таких случаев очень много и что-то сделать практически невозможно. Не будут отправлять поисковую группу или бойцов на оккупированную территорию, потому что это слишком опасно”, — объясняет руководительница патронатной службы.

Толкачева говорит, что одной из главных задач отдела становится сбор подробной информации о военнослужащем, его особых приметах и обстоятельствах исчезновения. Это нужно для того, чтобы специалисты знали, на что обращать внимание при опознании переданных Россией тел.

“Мы всегда стараемся сделать первое опознание очно максимально подробным и точным. То есть мы стараемся еще до ДНК-экспертизы опознать погибшего. Хотя ДНК сдают в любом случае, если есть статус «пропал без вести». Но сейчас огромная нагрузка на лаборатории, и результатов семья может ждать долго. Поэтому сбор особых примет очень важен. Это татуировки, шрамы, другие особенности. Помогает стоматологическая карта, КТ (компьютерная томография), рентгены. Также какие-то личные вещи, которые военный всегда носил на теле. Поэтому мы стараемся от семьи получить максимально подробное описание”, — говорит Елена Толкачева.

Зображення до посту: Как работает патронатная служба с пропавшими без вести и их семьями
Елена “Гайка” Толкачева во время обмена телами. Фото: Facebook/Елена Толкачева

В отделе по работе с пленными и пропавшими без вести есть свой наработанный годами алгоритм сопровождения семей

  • Когда военнослужащий получает статус “пропавший без вести”, патронатная служба оперативно берет этот случай в работу. Необходимо проконтролировать, чтобы уполномоченные структуры подключились к процессу, а семья получила официальное уведомление.
  • Если появляются признаки или факты попадания бойца в плен, сразу информируют родных, командование и соответствующие госорганы. После этого готовятся запросы для получения официального подтверждения статуса.
  • Семьям объясняют порядок действий, дают перечень необходимых документов, рассказывают, куда обращаться — все это также фиксируется письменно в виде четкой пошаговой инструкции.
  • Далее начинается сбор материалов для розыска. У родных берут фото пропавшего, фиксируют описание внешности, особые приметы, информацию из Единого реестра досудебных решений, а также данные о сдаче образцов ДНК. Если нужно — инициируют открытие криминального производства, передают вещи для экспертизы. Вся информация попадает во внутреннюю базу, которая регулярно обновляется.
  • Собранные материалы передают в Национальное информационное бюро, Координационный штаб по вопросам обращения с пленными, СБУ, МВД и другие ответственные учреждения.
  • Все это время продолжается постоянный мониторинг и поиск. В отделе проверяют вражеские источники — фото, видео, списки — в поисках упоминаний о пропавших бойцах. В случае появления новых данных оперативно информируют семьи.
  • Семьи получают регулярные обновления, консультации, психологическую поддержку в течение всего периода ожидания — до момента установления судьбы военнослужащего.
  • Идентификация погибших. Если тело военного было эвакуировано — сообщают родным, организуют опознание или координируют процесс ДНК-идентификации.
  • После освобождения из плена бойцам помогают с восстановлением документов и предоставляют юридическую поддержку.
Зображення до посту: Как работает патронатная служба с пропавшими без вести и их семьями
Руководительница патронатной службы “Янголы” Елена Толкачева во время встречи военных, вернувшихся из российского плена 14 сентября 2024 года. Фото: Facebook/Елена Толкачева
Зображення до посту: Как работает патронатная служба с пропавшими без вести и их семьями
Обмен пленными между Украиной и РФ. Фото: Facebook/Елена Толкачева

В других подразделениях ВСУ создание подобных служб началось только с октября 2024 года. Тогда в Министерстве обороны заявили о первом этапе создания служб социального сопровождения. “Янголы” охотно передают опыт, накопленный за более чем десять лет войны. Руководительница патронатной службы Елена Толкачева отметила, что обучение других бригад началось задолго до официального решения. Все это происходило на самоорганизационном уровне.

“На самом деле, многие обращали внимание на наши соцсети. На то, как мы активно работаем и выкладываем информацию. Поэтому к нам начали обращаться самостоятельно, звонили представители разных бригад. Кто-то спрашивал информацию по конкретному случаю, кто-то уже просил совета, как общаться с семьями, какой алгоритм действий, какие документы нужно собирать, где искать. В какой-то момент таких запросов стало очень много, каждый день нам могли звонить из 10 разных бригад и задавать одни и те же вопросы. Когда мы уже поняли масштабы и уровень заинтересованности, то мы обратились к Главнокомандующему ВСУ (на тот момент это уже был Сырский). Расписали презентацию и подали ему все с предложением официально создать во всех подразделениях Сил обороны специальную службу, которая будет заниматься вопросами и раненых, и пленных, и пропавших без вести”, — говорит Толкачева.

Она отмечает, что отдельной структуры, которая бы объединяла помощь по социальным вопросам и коммуникацию с семьями, в штате Сил обороны очень не хватало. Часть информации была разбросана между разными ведомствами, а ТЦК не справлялись из-за слишком большого объема работы и коммуникации. Поэтому приходилось отдельно связываться с отдельным отделом.

“А у нас такая коммуникация отработана еще с 2014 года. Это значительно ускоряет решение важных вопросов, и это наименее травматичная возможность для семей решить деликатные вопросы. Потому что в тяжелом эмоциональном состоянии сложно еще думать о бюрократических моментах, а так отдельная служба с этим помогает. Семья получает от одного представителя подразделения всю информацию. А если военнослужащий не имеет семьи, то патронатная служба берет все на себя (обращается, например, в полицию, открывает производство, занимается лечением или похоронами)”, — объясняет руководительница службы.

Создание патронатных служб (или служб социального сопровождения военнослужащих) во всех подразделениях Сил обороны — процесс длительный. Поэтому родным пропавших без вести приходится самостоятельно разбираться с бюрократическими аспектами. Поэтому важно знать, куда необходимо обращаться.

Важные контакты для семей и близких пропавших без вести

Национальная полиция:

электронная почта [email protected]

горячая линия: (0894) 200-18-67 или 0-800-212-151.

Горячая линия уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах:

1698 или 0-800-103-333.

Горячая линия Национального информационного бюро:

1648 или +380 44 287-81-65 для звонков из-за границы

Объединенный центр по поиску и освобождению пленных при СБУ:

телефон: (067) 650-83-32, (098) 087-36-01,

электронная адрес: [email protected]

Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными: 0-800-300-529, +38 (044) 390 43 90.

На сайте Кордштаба также есть подробная дорожная карта для семей пропавших без вести.

Горячая линия Международного Комитета Красного Креста: 0-800-300-155, также можно заполнить онлайн-обращение на сайте организации.

Онлайн-форма для обращения в Международную комиссию по вопросам пропавших без вести.

Напомним, в Днепре открыли доступ к специальному каталогу, в котором собраны данные о неопознанных телах погибших военных. Им могут воспользоваться семьи пропавших без вести защитников.


Завантажити ще...