Украинские колядки и щедривки — это давние обрядовые песни, сохранившие свои корни, несмотря на культурные и религиозные изменения. Они стали неотъемлемой частью зимних праздников, наполняя дома духом единства, радости и тепла.
В этом материале мы делимся воспоминаниями местной жительницы и фольклористки о том, как колядовали и щедровали в Донецкой области, а также знакомим со старинными рождественскими обрядами региона.
Традиция колядования начинается перед Рождеством. По новому календарю это вечер 24 декабря. Сначала колядуют дети, а затем к ним присоединяются и мужчины. В некоторых регионах Украины в колядовании принимают участие и девушки. Колядники идут по домам с символами праздника — звездой и колокольчиком, поющие песни в честь рождения Христа и желая хозяевам здоровья, благополучия и счастья в новом году.
Рождество по старому календарю празднуют 7 января и эта дата остается значимой для сотен тысяч православных верующих в Украине. Для многих из них, в частности тех, кто отмечает религиозные праздники по юлианскому календарю, 7 января символизирует связь с историческим наследием православия.
К колядованию готовились заранее, изготовляя праздничные атрибуты: восьмиугольную звезду и маски Козы и Мишки. Основу колядницких групп составляли преимущественно молодые люди, которые выбирали атамана — лидера, который имел уважение в селе и отличался сообразительностью, умением начинать и завершать песню. Колядники надевали традиционную одежду: белые или коричневые кожухи, свиты и самодельные сапоги, а девушки дополняли образ платками или венчиками. Количество участников и обрядовые персонажи в группах варьировались в зависимости от региона.
Щедривки — это традиционные украинские ритуальные песни, поющие в вечер накануне праздника Маланки, также известного как Щедрый вечер.по старому стилю (Юлианским календарем), щедрование происходило в ночь на 13 января, когда праздновали Новый год. С переходом на новый стиль (григорианский календарь), эта традиция сместилась, и теперь щедрование приходится на 31 декабря, в канун современного Нового года. В этот день, по верованию наших предков, Бог сходит с неба и желает семье изобилия.
Щедрование было сугубо девичьей традицией. Девушки стучали в окно и спрашивали: «Позвольте пощедровать!», А хозяева отвечали: «Приходите, желайте нам благополучия!» Они готовили для щедрователей пирожки, гостинцы и лакомство.
«В этот вечер также происходили гадания: бросали сапоги, чтобы узнать, откуда будет их будущий муж, думали на зерне и воске, лили воск и разгадывали удачи. Пока девочки занимались этими гаданиями, ребята их не беспокоили. В то же время ребята могли шутить, например, запихнуть солому к девушке в дымоход за то, что она отказала парню и не вышла за него замуж. Могли даже перенести ворота с одного двора на другой – деревянные ворота было легко снять”, — рассказывает Вильному радио фольклористка из Донетчины Ирина Крюченко.
Рождество — один из важнейших христианских праздников. Разные народы отмечают его по-своему, с разными традициями и ритуалами. Однако украинский обряд колядования имеет свое начало не в христианстве, а в древних языческих обычаях.
Колядки возникли как обрядовые песни в честь бога/богини Коляды, день рождения которого справляли 25 декабря по старому стилю и называли праздником Коляды, или Коротуна.
Исследователь древних верований Михаил Козлов объясняет:
«Согласно целому ряду письменных и фольклорных источников, дошедших до нашего времени, древние славяне верили в некоего загадочного бога — ребенка по имени Коляда, который считался у наших предков заместителем рожениц, новорожденных детей и одновременно символизировал рождение нового солнца» .
Современное языкознание связывает значение слова «коляда» со словом круг. Также существует версия, что это слово родственно латинскому.быть нагретым”, что означает календарь, рождественские каникулы и т.д.
В этот же день, 25 декабря, славяне отмечали день зимнего солнцестояния, который считали началом нового года. В этот день наши предки-язычники чествовали каждый из 12 месяцев года, готовя 12 блюд, и пели песни о солнце, луне и звездах. Их и стали называть колядами или колядками.
Впоследствии, с появлением христианства, обряд колядования был приурочен к Рождеству Христову, и в колядках появились библейские и светские мотивы. Их начали посвящать Спасителю и радости, пришедшей на землю вместе с Его появлением.
Традиция колядования в Украине сохранилась и по сей день. Однако, за словами этнографки Натальи Громовой, языческих колядок сейчас почти нигде не слышно.
“Их еще поют в Карпатах, у бойков и гуцулов, но в очень малом количестве, — рассказывает этнографка. — А так в целом по Украине остались христианские колядки. В древности колядки символизировали благосостояние, богатство, здоровье, прибыль в семье. Колядовать должны мужчины, а вот щедровать — женщины. Для детей есть отдельные колядки, это отдельный вид колядования, потому что дети собирают подарки для себя.
В Донецкой области каждое село имело свои уникальные колядки, щедривки и праздничные обычаи, поскольку население формировалось из переселенцев из разных регионов.
Например, в одном селе поселились люди из Полтавщины, которые переехали сюда в XIX веке, а в другом — выходцы из Харьковщины или Черниговщины. Они привезли с собой свои традиции, обряды и песни, что сделало нашу культуру очень богатой и разнообразной”, — рассказывает Свободному радио фольклористка из Донбасса Ирина Крюченко.
В семье Ирины готовились к Рождеству через неделю: мама с бабушкой тщательно убирали в доме, вешали на окна и двери чистые занавески и развешивали полотенца. В бабушкиной комнате над портретами и иконами всегда были полотенца за три дня до Рождества. Само слово “Рожество”, можно услышать во многих колядках Донетчины.
“Почти во всех селах нашей местности (Донецкая область, — ред.) слово «Рождество» провозглашается старожилами как «Рождество», или слово «колядовать» сменялось на «рожествовать». Впервые я услышала это слово от своей бабушки Анны, которая родилась и проживала всю свою жизнь в селе Малиновка Волновахского района Донецкой области”, — делится Ирина.
На сочельник обычно не колядовали. Колядники со звездой начинали ходить по селу, поздравляя с Рождеством утром 7 января после завершения церковной службы. Сначала заходили в церковь и пели колядки там, а священник благословлял детей отправляться по селу и возвещать всех о рождении Христа. Колядники шли с песнями из дома в дом, желали хозяевам счастья, урожая и богатства и просили щедро их одарить.
“Колядки у нас были более христославные. Когда люди переселялись в наши края, они привозили с собой христианскую веру, а не языческие традиции”, — рассказывает Ирина Крюченко.
По словам исследовательницы, одна из самых известных колядок, которые исполняли в Донецкой области, рассказывает о праведных и грешных людях.
Колядники в Украине. Константин Трутовский — Russian Carols, Костянтин Трутовский
“Мною была издана книга под названием “Донецкие колядки и щедривки”, посвященная зимним обрядовым песням. В этом сборнике есть особенная колядка, редко встречающаяся в Украине: «Архангелы Михаиле, Гаврииле», — рассказывает собеседница.
Архангелы Михаиле, Гаврииле,
В трубы трубили. Во все трубы затрубили, Людей гулом разбудили. Вставайте от земного, Да пойдем, вплоть до Бога. Бог нас будет всех судить же, Тай на разное сочинять. |
Праведниє, а правую,
А грешные, о левую. Праведные идут поют, А грешные, тяжело вздыхают. А грешные, тяжело вздыхают, Отца и мать проклинают. Лучше б ви нас не родили, Да на свет не пустили. |
Ой, как вы нас, не научали,
В Божий дом не посылали.
Выйди Боже, выйди Творче — 2р.
Ибо весь мир погибла. Архангели, Гаврииле — 2р. Богу жертву признали — 3р. Смирный ладан и олив. И у колена приходились, Они принадлежали на коленях Они прославляли Сузы Христа. Как Сус Христос родился — 2р. А царь Ирод расстроился — 2р. Вышел Ирод за ограду — 2р. Там написано пиро, на параде. Слугов своих рассылает -2р. Суса Христа убить ищет. Да не нашли Христа убить — 2р. Тай избили маленьких детей. Библия-били победили — 2-я. Сорок тысяч еще четыре. Их нельзя было жалеть — 2р. |
Не сидящих, не лежащих — 2р.
А трех пожилых самых старших. Плачут — плачут родные мамочки — 2р. По своим чадам маленьких. С небес ангел взмывает — 2р. Родных мамочек, веселит. Ой, не плачьте родные мамочки, Вы ведь не плачьте родные мамочки. По своим чадам маленьких. Ваш ребенок умоляет быть — 2р. В царстве небесном. А мы этому веселились, Христу Богу помолились! Будьте здоровы! С праздником. С Рождеством Христовым! |
Российских колядок в Донецкой области не было, отмечает фольклорист. Это важный факт, подчеркивающий, что на этой территории жили преимущественно украинцы, которые принесли с собой украинскую культуру.
И домой-домой, пан господин,
Сидит он в конце стола.
А на нем, шуба милая,
А на шубочке, калиточка.
А в калиточке, семь серьг,
Седьмому тому, по серьге.
А старикам по поляне.
(Произносится)
Чтобы водили быки, ягницы,
Всем на теплые варежки!
Ой, странное Новорождённое, Сына Божьего,
Что породила Дева Мария, Иисуса Христа.
Как Иисус Христос родился, с Девы сплотился,
Чтобы не узнали ухи ангелы, Божьей тайны.
Только узнало два ангела, с неба летучие,
С небес летучие темной ночи, ясной звезды.
Что в городе Вифлееме, там чудо и стало,
Малыш ребенок новорожденный, светом сиял.
Осияло небо и землю, маленькое дитя шло, Да и показало, разное дерево, розовые цветы.
Что в городе Вихлиеме, там чудо и стало,
Малое дитя Новорожденное, Светом сияло.
Ой, кланяйтесь вы люди, Царю Богу,
И ударьте поклон, перед его столом,
Его и Престолом!
Ой, на реке, на и островке,
Ой, там собралась, вся еврейка. Ой, там собралась, вся еврейка, Да и советовали совет, еврейский. Да и советовали совет, еврейский, Ой, как же нам братья, Христос поймал ее. Христа и уловили и умертвили, Тай на крест его, распинали. Тай на крест его, распинали, Ручки и ножки, Гвоздем прибивали. Ручки и ножки, Гвоздем прибивали, Терновый венец надевали. Терновый венец, надевали, Шиповником подпоясывали. |
Шиповником подпоясывали,
Да и в гроб Христа положили. Да и в гроб Христа, положили, На грудь камень прикатили. На грудь камень, прикатили, Стороженьку, постановили. И пришла к Нему, Божья Матерь, Божья Матерь, Дева Мария. Ой, Сын мой, ой, Боже мой, За кого же ты сын, Ты проливаешь кровь? И принял я мучения, Принял раны, И при Православных, Христианов. |
От Иисуса Христова,
Ангел прилетав, Он летел по небу, Всем людям говорил, Все люди празднуйте, Этот день Рождествуйте, День Святого Рождества. Я лечу от Бога, Радость Вам принес. Что в одном Вертепе Христос родился. Туда спешите, Бога прославляйте, Еще и Святую Матерь Его. |
Как волхвы увидели,
Ясную звезду, Пришли поклонились, Богу и Царю. Поклоны возлагали, Дары дарили Серебро злотый и элеон, А Ирод лукавый, Злее сердце имел, На маленьких деток, Войско разослал. Всех деток избили, Мечи потупили, А Христос в Египте был |
Меланка ходила,
Василька просила
Василечку отец, пусти меня в домик.
Я рожь не жала, честный крест в руках держала.
Свечу Богу ставьте,
а нам по троячку дайте!
Меланка ходила,
Василька просила.
Василек мой отец,
Пусти меня в домик.
А я рожь жала,
Золотой крест держала,
Золотая кадильница.
Надейтесь люди,
К вам Господь идет.
С Новым годом, с Василием!
Как сел Христос и ужинать.
Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. Да пришла к нему, но Божья мать. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. Ой, садись же мать, ужинать ко мне. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. Дай мне сынок, золотые ключи. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. Пойду отключу же, раи да и ад. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. |
Да открою, выпущу,
Праведные души. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. И одна душа, которая загрязнена. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. Она отца и мамочки не налаила. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. Тики подумала, сразу в аду стала. Щедрый вечер, добрый вечер, Добрым людям, на здоровье. |
Напомним, также мы рассказывали, как выглядели колядники в Донецкой области в начале 20 века.