Поддержите Вильне Радио
Россия систематически уничтожает украинские книги на временно оккупированных территориях, в частности в Донецкой области, и обучает украинских школьников по учебникам истории нового образца. В них вся история Украины рассматривается с российской имперской точки зрения, скрывается роль казаков в освоении южной части Украины, а ответственность СССР за начало Второй мировой войны перекладывается на «Коллективный Запад».
Об этом говорится в статье «От Малороссии до СВО. Что рассказывают об Украине российские учебники по истории», опубликованной изданием «Тексты».
«Недавно российский министр образования Сергей Кравцов сообщил, что российское правительство в течение трех лет обеспечит все российские школы едиными, унифицированными учебниками по всем предметам. Что касается истории, то такой единый учебник уже напечатан для 10-го и 11-го классов. И эти учебники уже есть на оккупированных территориях Донецкой области», — говорится в публикации.
Журналисты проанализировали современные российские учебники по истории для учеников 8, 9, 10 и 11 классов, по которым украинским детям в оккупации приходится учиться, и обнаружили ряд манипуляций историческими фактами для пропагандистского эффекта.
В учебнике для восьмого класса история России начинается с правления императора Петра I, однако детям напоминают, что Россия якобы существовала «задолго» до провозглашения Российской империи в 1721 году. Якобы когда украинский и белорусский народы только формировались, Россия уже «прошла большой путь», а Москва якобы стала «настоящей православной Русью».
Учебник распространяет миф о том, что Российская империя была «самой гуманной из империй» и терпимой к другим народам. Факты насильственного подчинения азиатской части России, в частности Казанского ханства и Кавказа, уничтожения национальных элит этих народов и ассимиляции населения замалчиваются. Украинские земли в учебнике называют «органическим продолжением России», замалчивая, что эти территории достались российской империи военным путем.
Союз Ивана Мазепы со Швецией во время Северной войны в начале 18 века в учебнике называют эмоционально окрашенным термином «Предательство Мазепы». В отношении территорий современной Украины применяют название «Малороссия», термин, который применяли еще во времена Российской империи.
Умалчивается и роль казаков в освоении и заселении территорий востока и юга современной Украины, зато подчеркивается роль российской императрицы Екатерины II в якобы «основании» ряда украинских городов.
«Стирание местной истории до момента порабощения — типичная практика колонизаторов. Они пытаются создать представление, что настоящая история началась только после их прихода. Но об этом не узнают украинские дети в оккупированных Россией городах и селах, которые будут учить украинскую историю по российским учебникам», — говорится в статье.
Украинские деятели освободительного движения, которые после февральской революции в Российской империи в 1917 году провозгласили Украинскую Центральную Раду, в книге обозначены как «сепаратисты» и «буржуазные националисты», действовавшие под влиянием Запада. Следуя практике советских учебников, все освободительное движение украинского народа в начале 20 века новые книги освещают в исключительно негативном свете.
Украинское национальное стремление к независимости в книгах отрицается, а вина за войну на территории Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики возлагается на «иностранные силы».
Искусственный голод в УССР, организованный советским руководством, в частности Сталиным, чтобы подавить волю украинского народа к сопротивлению коллективизации, объясняют «ошибками коллективизации», неурожаем и плохой погодой. О законе «пяти колосьев», черных досках и окружении украинских сел военными, которые не выпускали голодных крестьян искать еду где-либо, в учебнике не упоминается.
«В 1932–1933 гг. в Украине, на Северном Кавказе, Поволжье, в Казахстане и других регионах СССР разразился голод. Он был вызван последствиями ошибок коллективизации: сокращением поголовья скота, изъятием зерна, предназначенного для посева, что наложилось на неурожай из-за неблагоприятных погодных условий. От голода в разных регионах СССР погибло от 5 до 7 млн человек», — так объяснили в новом учебнике причины Голодомора.
В учебниках превозносится советская индустриализация, однако авторы этих трудов не упоминают, что заводы, электростанции и другие объекты для СССР строили западные компании. Ценой этой индустриализации было массовое изъятие зерна, в частности у украинских крестьян, и его продажа за границу.
Новая российская история замалчивает роль СССР в начале Второй мировой войны вместе с нацистской Германией. Пакт Молотова — Риббентропа называют «вынужденным и полезным шагом», а также уточняют, что ряд западных государств также подписывали с немцами договоры (советско-германский пакт о ненападении имел секретный дополнительный протокол о разделе Европы, ни одно другое государство, которое не было союзником Гитлера, не делило с Германией территории). Советскую аннексию западных регионов Украины и Беларуси называют «защитой населения», агрессивное нападение на соседнюю Польшу — «откатом границ».
В разделах о Второй мировой войне учебники повторяют опровергнутые мифы, в частности, о «подвиге панфиловцев» (достоверность этих событий исторической наукой не подтверждена). Книги героизируют Сталина, Жукова, Конева, описывают технику и бои, но умалчивают о репрессиях, загородзагоне, голоде в тылу и мясных штурмах. На человеческие жертвы отвели один абзац из 165 страниц, выделенных под описание войны.
Учебник для российских 11-классников, изданный в России в 2024 году авторства Мединского и Торкунова, посвящен распаду СССР, современной России и ее внешней политике, в частности событиям после 2022 года.
«Если учебники для 8, 9 классов и даже учебник авторства Мединского для 10 класса написаны именно как учебники (они в целом сохраняют нейтральный тон, даже манипулятивные утверждения подкрепляются фактами и аргументами), то пособие по истории для 11 класса — это сборник пропагандистских штампов и нарративов, которые звучат на российских телеканалах и в заявлениях руководителей страны-террористки с февраля 2022 года», — говорится в статье издания «Тексты».
Период «перестройки» в СССР подается с обвинениями в адрес «националистов» и «сепаратистов», которых якобы поддерживал Запад и которые, по версии авторов учебника, «угрожали русскоязычному населению». Ранее разделы о «перестройке» в российских учебниках называли «демократизацией», теперь — «межнациональными конфликтами».
Референдум 1991 года, на котором 90% украинцев поддержали независимость, дополнили утверждениями, что он якобы состоялся «с нарушением конституций СССР и УССР». Распад СССР прямо назвали «величайшей геополитической катастрофой ХХ века» (тезис, который сам лидер страны-агрессора Путин регулярно повторяет).
Последний раздел обновленного учебника истории для 11-классников называется «Причины СВО». В нем «Коллективный Запад» обвиняют в спонсировании «русофобии» в бывших республиках СССР и финансировании революций, чтобы расчленить Россию и отобрать ее ресурсы. Майдан учебник называет военным переворотом, а действующую украинскую власть — хунтой. Красным в книге выделен термин «украинский неонацизм», который авторы описывают как «озлобленное национальное, языковое и культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством».
Причины начала «СВО», изложенные в учебнике, — это желание России «спасти планету от апокалипсиса».
«Если бы Украина, вступив в НАТО, спровоцировала бы военный конфликт в Крыму или Донбассе, то на основании Устава НАТО Россия оказалась бы одномоментно в состоянии войны со всеми участниками Североатлантического блока: от США и Англии до Германии и Франции. Это был бы, пожалуй, конец цивилизации. Этого нельзя было допустить», — пояснили в учебнике его авторы.
В исследовании издания «Тексты» подытожили, что тезисы, изложенные в учебниках, игнорируют свою кровавую колонизацию многих народов, оправдывают преступления советской власти, подрывают факт обретения независимости Украиной и объясняют причины начала войны тезисами пропаганды. Они подтверждают, что целью российской власти остается полная оккупация Украины и уничтожение ее как независимого государства.
Именно по этим книгам должны учиться украинские дети в оккупации.
Напомним, ставленники Кремля заявили о «масштабных» внутренних работах во дворце культуры «Чайка». Историческое здание оккупированного Мариуполя якобы восстановят до конца 2025 года.