Пам'ятник у штольнях
Памятник убитым в алебастровых штольнях Артемовска. Фото: Вильне радио

11 января 1942-го нацисты казнили в алебастровых штольнях тогдашнего Артемовска, а ныне Бахмута, сотни горожан, большинство из которых были евреями. По оценкам советской стороны, там погибли более 3 тысяч человек. После деоккупации горожане несколько дней ходили среди остатков сотен тел, пытаясь найти погибших родственников, соседей, знакомых. Многих узнавать было некому: в выработках погибали целыми семьями. Рассказываем о Холокосте и этом преступлении, и публикуем портреты некоторых жертв.

 

Массовую казнь евреев организовали нацистские оккупанты в Бахмуте 11 января 1942 года. Поводом к этому якобы был пожар в здании Театра, который позже стал Бахмутским городским центром культуры и досуга имени Евгения Мартынова. В сентябре 2022 года здание вспыхнуло в результате обстрела россиян. Внутри центр культуры выгорел, но внешние стены выстояли.

Нацисты напечатали в газете приказ всем евреям собраться возле здания бывшего железнодорожного НКВД «с целью изолированного размещения». Разрешили взять вещей до 10 кг и запас продовольствия на 8 дней.

«[Приказали] иметь при себе ключи, документы — якобы для вывоза на отдельное поселение. И люди поверили, пошли туда целыми семьями, с маленькими детьми, стариками. Но их ограбили и загнали в подвал этого дома», — рассказывает подробности тех дней главный хранитель фондов Бахмутского краеведческого музея Игорь Корнацкий.

В подвале этого здания удерживали жертв нацистов, которых потом казнили в алебастровых штольнях. Фото: Вильне радио
В подвале этого здания удерживали жертв нацистов, которых потом казнили в алебастровых штольнях. Фото: Вильне радио

Людей удерживали там три дня без еды и воды, а после этого вывезли на место массовой казни.

«Это была алебастровая шахта на территории нынешнего завода шампанских вин. И там в подземной камере, выработке алебастрового комбината, их расстреливали, а затем замуровали. Мало кто знал в городе об этой трагедии до сентября 1943 года», — говорит историк.

Вблизи от алебастровой штольни, где в январе 1942 казнили более 3 тысяч жителей Артемовска. Фото: аукциона eBay
Вблизи от алебастровой штольни, где в январе 1942 казнили более 3 тысяч жителей Артемовска. Фото с аукциона eBay

О том, как открыли ту «камеру смерти», рассказал через полвека Владимир Кийченко, работник Артемовского завода шампанских вин. Сейчас это бахмутское предприятие «Артвайнери», которое построили в 1950 году в алебастровых выработках. На январь 2025 года известно, что в подземных помещениях «Артвайнери» уже российские оккупанты обустроили госпиталь, в котором, вероятно, могут разместить до 10 тыс. военных. В подземных галереях «Артвайнери» оккупанты также возвели храм, где завесили стены иконами из разрушенных храмов, домов Бахмута и соседних населенных пунктов.

Владимир Кийченко рассказал, что осенью 1943-го собственными глазами видел в «камере смерти» тела замученных в алебастровой штольне. Его выступление в 1995-м на одном из реквиемов по погибшим опубликовали в брошюре «Артемовский Бабий Яр» более 20 лет назад. Ниже приводим самое главное из его рассказа.

Некоторые факты вызывают вопросы

Отметим, советская власть зафиксировала эти преступления в спешке, поскольку в стране шла война, а найденных жертв было много, к тому же надо было решать и неотложные задачи по восстановлению города. Поэтому данные о трагедии несколько отличаются в разных источниках.

Противоречивые моменты есть и в рассказе Владимира Кийченко. Так, в начале он говорит, что в октябре 1943-го зашел в ту «камеру смерти» с воинской частью, заводил работников внутрь и выводил под конец смены. В конце же выступления он говорит, что в январе 1942-го, когда жертв удерживали в подвале перед казнью, «мы, мальчики, бегали туда и бросали им снежки, потому что они просили воды». Настоящий возраст мужчины на тот момент нам неизвестен, ведь он мог быть как взрослым, и тогда его показания не совпадают, так и подростком, которого привлекли к работе во время войны.

Также Кийченко рассказывает, что людей в выработках замуровали заживо. Однако Вильне радио нашло документы судебного процесса над преступниками, которые выполняли эту казнь. По этим и другим документам немецких расследователей, в алебастровых штольнях Артемовска людей расстреляли, а не замуровали заживо. Подробнее о судебном процессе мы рассказывали в материале «За геноцид евреев в Бахмуте и 8 других городах Украины лишь нескольким нацистам дали до 9 лет тюрьмы (детали процесса 1973 года)».

Центр Бахмута во время Второй мировой войны
Центр Бахмута во время нацистской оккупации. На здании центра культуры им. Мартынова - свастика. Фото из фондов Бахмутского краеведческого музея

«Тела жертв вывозили подводами, выносили останки полицаи»

«Я в 1943 году зашел в эту шахту с воинской частью, чтобы очистить все взорванные помещения и всю шахту нашу. <…> Обратились к Логвинову, маркшейдеру. Он привел людей с факелами к той стене, и ее взорвали взрывчаткой. Из пролома пошел теплый воздух. Жертв заводили с противоположной стороны камеры смерти, подвозили машиной к шахте и гнали туда», — рассказывал Владимир Кийченко.

В камеру с останками погибших зашли члены специально сформированной комиссии. Ею руководил человек по фамилии Пожидаев.

«Ну, вы можете себе представить, они (жертвы нацистов, — ред.) там были без воздуха… Это кости, кожа и одежда… Как ребенка прижала мать к себе, так они там и были все… Начали их выносить. Кто выносил? Выносили полицаи (коллаборационисты, — ред.), которых сразу в 1943 году задержали. Выносили они останки и рядами укладывали их вдоль этих стен. Подводы могли заехать только сюда, и на подводы их грузили», — рассказывал свидетель тех событий.

«Сотни людей погибли медленной мученической смертью, некоторых расстреляли или ранили»

По рассказу Владимира Кийченко, нацисты обрекли этих мирных людей на мученическую смерть.

«Это невозможно передать словами, чтобы человек мог загнать человека туда и заживо замуровать. Никаких газов здесь не было. Абсолютно. Это их живьем замуровали… Это издевательство, и люди от того, что здесь воздуха не было, умирали в течение одного, двух, трех дней», — сказал Кийченко.

Нацисты возле алебастровых штолен в Артемовске. Фото с аукциона еВау
Нацисты возле алебастровых штолен в Артемовске. Фото с аукциона еВау

По его словам, останки тех жителей Артемовска, которых заводили туда последними, выносили наверх тоже в последнюю очередь.

«Они были с пулевыми ранениями, и вокруг них валялись гильзы. Очевидно те, кого загнали последними, пытались вырваться, понимая, что их ждет, а их расстреливали, пока не замуровали стену…», — добавил он.

4 дня жители ходили опознавать останки, потом на митинге священник совершил молебен

Тела погибших вывозили из алебастровой штольни 4 дня, вспоминает Кийченко.

«Подвозили их к трубному заводу в районе дворца культуры на ту площадку, где был асфальтобетонный завод, и укладывали их рядами… Четыре дня народ ходил узнавать своих родственников. Кто остался жив, находили своих. А если погибли в шахте семьи, то никто и не приходил«, — рассказал мужчина о тех событиях.

Жители пытаются опознать останки тел родных, убитых нацистами в Артемовске. Фото: www.donmining.info
Жители пытаются опознать останки тел родных, убитых нацистами в Артемовске. Фото: www.donmining.info
Жители Артемовска, убитые в алебастровых штольнях. Предположительно, члены одной семьи. Фото:
Жители Артемовска, убитые в алебастровых штольнях. Предположительно, члены одной семьи. Фото: "Артемовский Бабий Яр" (2000)
Жители Артемовска, убитые в алебастровых штольнях. Предположительно, члены одной семьи. Фото: «Артемовский Бабий Яр» (2000)
Жители Артемовска, убитые в алебастровых штольнях. Предположительно, члены одной семьи. Фото: "Артемовский Бабий Яр" (2000)

Затем в городе собрали митинг — коммунисты построили там высокую трибуну, в Артемовск «съехалась вся Донецкая область» (тогда это была Сталинская область, — ред.).

«Священник проводил молебен. Вы знаете, что в то время на захоронениях это было запрещено, но их со священником хоронили… Похоронили их возле нашего предприятия, а потом к Братской могиле на городском кладбище (Мариупольском кладбище, — ред.)«, говорил мужчина.

По этому акту местные жители узнали 20 тел родных. Документ из фондов Бахмутского краеведческого музея, фото из открытых источников
По этому акту местные жители узнали 20 тел родных. Документ из фондов Бахмутского краеведческого музея, фото из открытых источников

Уроженец Бахмута Марк Гольдберг в своей книге воспоминаний рассказал, что и его родители погибли во время нацистской оккупации города. Лишь через несколько десятилетий после освобождения города он добился, чтобы в судебном порядке его родителей признали погибшими. Гольдберг за свой счет установил памятник всем погибшим тогда на Мариупольском кладбище. Его драматическую историю мы рассказали в материале «Погибшим от выжившего»: история почтения памяти семьи-жертв Холокоста в Артемовске».


Загрузить еще