11 января 1942-го нацисты казнили в алебастровых штольнях тогдашнего Артемовска, а ныне Бахмута, сотни горожан, большинство из которых были евреями. По оценкам советской стороны, там погибли более 3 тысяч человек. После деоккупации горожане несколько дней ходили среди остатков сотен тел, пытаясь найти погибших родственников, соседей, знакомых. Многих узнавать было некому: в выработках погибали целыми семьями. Рассказываем о Холокосте и этом преступлении, и публикуем портреты некоторых жертв.
Массовую казнь евреев организовали нацистские оккупанты в Бахмуте 11 января 1942 года. Поводом к этому якобы был пожар в здании Театра, который позже стал Бахмутским городским центром культуры и досуга имени Евгения Мартынова. В сентябре 2022 года здание вспыхнуло в результате обстрела россиян. Внутри центр культуры выгорел, но внешние стены выстояли.
Нацисты напечатали в газете приказ всем евреям собраться возле здания бывшего железнодорожного НКВД «с целью изолированного размещения». Разрешили взять вещей до 10 кг и запас продовольствия на 8 дней.
«[Приказали] иметь при себе ключи, документы — якобы для вывоза на отдельное поселение. И люди поверили, пошли туда целыми семьями, с маленькими детьми, стариками. Но их ограбили и загнали в подвал этого дома», — рассказывает подробности тех дней главный хранитель фондов Бахмутского краеведческого музея Игорь Корнацкий.
Людей удерживали там три дня без еды и воды, а после этого вывезли на место массовой казни.
«Это была алебастровая шахта на территории нынешнего завода шампанских вин. И там в подземной камере, выработке алебастрового комбината, их расстреливали, а затем замуровали. Мало кто знал в городе об этой трагедии до сентября 1943 года», — говорит историк.
О том, как открыли ту «камеру смерти», рассказал через полвека Владимир Кийченко, работник Артемовского завода шампанских вин. Сейчас это бахмутское предприятие «Артвайнери», которое построили в 1950 году в алебастровых выработках. На январь 2025 года известно, что в подземных помещениях «Артвайнери» уже российские оккупанты обустроили госпиталь, в котором, вероятно, могут разместить до 10 тыс. военных. В подземных галереях «Артвайнери» оккупанты также возвели храм, где завесили стены иконами из разрушенных храмов, домов Бахмута и соседних населенных пунктов.
Владимир Кийченко рассказал, что осенью 1943-го собственными глазами видел в «камере смерти» тела замученных в алебастровой штольне. Его выступление в 1995-м на одном из реквиемов по погибшим опубликовали в брошюре «Артемовский Бабий Яр» более 20 лет назад. Ниже приводим самое главное из его рассказа.
Отметим, советская власть зафиксировала эти преступления в спешке, поскольку в стране шла война, а найденных жертв было много, к тому же надо было решать и неотложные задачи по восстановлению города. Поэтому данные о трагедии несколько отличаются в разных источниках.
Противоречивые моменты есть и в рассказе Владимира Кийченко. Так, в начале он говорит, что в октябре 1943-го зашел в ту «камеру смерти» с воинской частью, заводил работников внутрь и выводил под конец смены. В конце же выступления он говорит, что в январе 1942-го, когда жертв удерживали в подвале перед казнью, «мы, мальчики, бегали туда и бросали им снежки, потому что они просили воды». Настоящий возраст мужчины на тот момент нам неизвестен, ведь он мог быть как взрослым, и тогда его показания не совпадают, так и подростком, которого привлекли к работе во время войны.
Также Кийченко рассказывает, что людей в выработках замуровали заживо. Однако Вильне радио нашло документы судебного процесса над преступниками, которые выполняли эту казнь. По этим и другим документам немецких расследователей, в алебастровых штольнях Артемовска людей расстреляли, а не замуровали заживо. Подробнее о судебном процессе мы рассказывали в материале «За геноцид евреев в Бахмуте и 8 других городах Украины лишь нескольким нацистам дали до 9 лет тюрьмы (детали процесса 1973 года)».
«Я в 1943 году зашел в эту шахту с воинской частью, чтобы очистить все взорванные помещения и всю шахту нашу. <…> Обратились к Логвинову, маркшейдеру. Он привел людей с факелами к той стене, и ее взорвали взрывчаткой. Из пролома пошел теплый воздух. Жертв заводили с противоположной стороны камеры смерти, подвозили машиной к шахте и гнали туда», — рассказывал Владимир Кийченко.
В камеру с останками погибших зашли члены специально сформированной комиссии. Ею руководил человек по фамилии Пожидаев.
«Ну, вы можете себе представить, они (жертвы нацистов, — ред.) там были без воздуха… Это кости, кожа и одежда… Как ребенка прижала мать к себе, так они там и были все… Начали их выносить. Кто выносил? Выносили полицаи (коллаборационисты, — ред.), которых сразу в 1943 году задержали. Выносили они останки и рядами укладывали их вдоль этих стен. Подводы могли заехать только сюда, и на подводы их грузили», — рассказывал свидетель тех событий.
По рассказу Владимира Кийченко, нацисты обрекли этих мирных людей на мученическую смерть.
«Это невозможно передать словами, чтобы человек мог загнать человека туда и заживо замуровать. Никаких газов здесь не было. Абсолютно. Это их живьем замуровали… Это издевательство, и люди от того, что здесь воздуха не было, умирали в течение одного, двух, трех дней», — сказал Кийченко.
По его словам, останки тех жителей Артемовска, которых заводили туда последними, выносили наверх тоже в последнюю очередь.
«Они были с пулевыми ранениями, и вокруг них валялись гильзы. Очевидно те, кого загнали последними, пытались вырваться, понимая, что их ждет, а их расстреливали, пока не замуровали стену…», — добавил он.
Тела погибших вывозили из алебастровой штольни 4 дня, вспоминает Кийченко.
«Подвозили их к трубному заводу в районе дворца культуры на ту площадку, где был асфальтобетонный завод, и укладывали их рядами… Четыре дня народ ходил узнавать своих родственников. Кто остался жив, находили своих. А если погибли в шахте семьи, то никто и не приходил«, — рассказал мужчина о тех событиях.
Затем в городе собрали митинг — коммунисты построили там высокую трибуну, в Артемовск «съехалась вся Донецкая область» (тогда это была Сталинская область, — ред.).
«Священник проводил молебен. Вы знаете, что в то время на захоронениях это было запрещено, но их со священником хоронили… Похоронили их возле нашего предприятия, а потом к Братской могиле на городском кладбище (Мариупольском кладбище, — ред.)«, — говорил мужчина.
Уроженец Бахмута Марк Гольдберг в своей книге воспоминаний рассказал, что и его родители погибли во время нацистской оккупации города. Лишь через несколько десятилетий после освобождения города он добился, чтобы в судебном порядке его родителей признали погибшими. Гольдберг за свой счет установил памятник всем погибшим тогда на Мариупольском кладбище. Его драматическую историю мы рассказали в материале «Погибшим от выжившего»: история почтения памяти семьи-жертв Холокоста в Артемовске».