Покинутые карьеры как лунные пейзажи, полуразрушенные промышленные здания, терриконы и отвалы в Горловке, Бахмуте, Соледаре, Торецке, Часов Яре, Славянске и других городах. Эти фото такой, мало кому известной Донетчины, собрал в фотокнигу исследователь истории горного дела региона Михаил Кулишов. А сами кадры он передает на хранение в госархив, потому что это уже история — промышленность здесь пришла в упадок, и возле этих мест ведутся бои.
Фотографии в книге организованы в разделы по видам полезных ископаемых: “Уголь”, “Ртуть”, “Соль”, “Гипс”, “Доломит”, “Мел”, “Глина” и “Песок”.
“Уголь – это Горловка, Донецк, Лисичанск. Мел – это север нашей области, Славянск. Глина – это Часов Яр, Лисичанск, Краматорск. Ртуть – это Никитовка, доломит – это Северск, гипс – это Иванград, соль – это Бахмут и Соледар, песок – это Лиман”, – рассказывает Вильному радио член Национального союза краеведов Михаил Кулишов о фотографиях из своей фотокниги.
Это города и села Донетчины, где есть залежи этих ископаемых и где сделаны эти фотографии.
Михаил Кулишов исследует историю горного дела в Донецком регионе и ведет интернет-проект “Шахты и рудники Донбасса”, пишет научные статьи по истории края и увлекается фотографией.
Его новая фотокнига “Донбасс: после промышленности” выходит из печати на днях небольшим тиражом в сто экземпляров. И фотографии этой фотокниги ему чрезвычайно дороги, потому что он обошел каждую из этих локаций.
“Каждая фотография с востока, когда ты видишь места, где ты был, вызывает ощущение боли, печали, “фантомные боли”. Но мы знаем, что победа будет, и, как я показываю в этой книге, природа восстановится”, — говорит автор книги.
В ней минимум текста: качественные фотографии и подписи на украинском и английском языках.
“В книге срез фотографий с 2012 по 2022 год, которыми я показываю: природа возвращает свое, у нее была своя борьба. Мы видим вещи, созданные человеком, и видим, как быстро восстанавливается природа. Я хотел показать: показанное в книге либо разрушено, либо изменено, и уже происходят трансформации. Я хотел зафиксировать хотя бы этот период, потому что у меня [уже] нет доступа снимать там”, – рассказывает Михаил.
Фотокнигу можно приобрести по этой ссылке.
Михаил Кулишов рассказывает немного больше о смыслах, которые закладывал в фотокнигу, и объясняет термин “постиндустриальное”.
Окончание промышленной эпохи Донетчины и Луганщины началось еще в мирное время, до нападения России на Украину, считает автор.
“Идея показать именно Донбасс после промышленности появилась раньше, это не связано с 2022 годом. Под понятием “Донбасс” имеем в виду Донетчину и Луганщину — объединенный промышленный регион. С 2006-2010 годов промышленность шла на убыль, Донбасс был на закате своего промышленного развития, и это было заметно”, – говорит Михаил Кулишов.
Но постиндустриальный упадок является обратимым процессом, добавляет исследователь, — люди могут вернуться сюда и восстановить добычу.
Каждый карьер и каждый промышленный участок, которые человек перестал эксплуатировать, захватывает природа, отмечает краевед.
“Природа все быстро возвращает, если нет человека! Райгородский, Краматорский карьеры превращаются в интересные природные ландшафты: там растут охраняемые краснокнижные цветы. На гипсовых, меловых, глиняных ландшафтах это происходит очень быстро. Я впервые попал в Райгородский карьер в 2010 или 2011 году. Тогда там сосны почти не было. А сейчас это уже большие сосны по 2-3 метра, которые заполняют этот карьер!”, — говорит исследователь.
Промышленные территории сложнее восстанавливаются, но процесс идет: самостоятельно рекультивируются даже терриконы небольших шахт.
“В фотокниге есть шахта №7 в поселке Кондратовка, четвертая восточная шахта – она прямо в лесу. Там был небольшой пласт, возле него был поселок. Шахту когда-то заложили на окраине леса, и вся территория порастает молодым лесом. И этот террикон рекультивируется естественным образом. Я называю это постиндустриальным ландшафтом, но он уже являет собой природный ландшафт”, — приводит пример Михаил Кулишов.
Территории крупных предприятий зарастают медленнее, но и там в конце концов восстанавливается жизнь.
“Крупные промышленные предприятия, такие как Никитовский ртутный комбинат и оставшиеся от него карьеры (например, карьер Чегарняки — 180 метров в глубину) — его не эксплуатируют несколько десятилетий, там уже появляется своя экосистема. Когда ты на 180 метров спускаешься, видишь там зайцев, большие деревья”, — рассказывает Кулишов.
Часть фотографий Михаила Кулишова демонстрировали на виртуальной выставке в Шотландии в ноябре 2021.
“В годы советской эксплуатации Донбасс <…> стал флагманом пролетарской индустриальной современности, а его рабочая сила – лицом для плакатов сталинской гиперпродуктивности. <…> Донбасс являлся ресурсом, который нужно было исчерпать в пользу коллектива. <…> Донбасс представляли как орган в большем организме, винтик в большей машине. Это были колониальные конструкции, служившие целям центра: добывать, истощать и капитализировать. Чего не хватает в визуализации Донбасса, так это местных перспектив”, — пишет во вступлении к книге профессор украинистики и восточноевропейских студий, ученая университета Сент-Эндрюс Виктория Донован из Великобритании.
И такие местные перспективы дает в фотокниге Михаил Кулишов.
Михаил Кулишов считает: Донбасс после окончания войны в Украине будет совсем другим. Ведь промышленные технологии пошли далеко вперед.
“Еще Дмитрий Менделеев, когда посещал Донецкий бассейн, говорил, что сжигать уголь как топливо глупо. И что лучше пускать его в химический синтез. А теперь с помощью химического синтеза уже можно добывать вещества буквально из воздуха, и не нужен этот уголь. И добыча ртути уже не нужна – достаточно перерабатывать ртутьсодержащие предметы, которые мы уже создали”, – говорит Михаил Кулишов.
Издание фотокниги поддержали зарубежные инициативы: CEC ArtsLink и платформа междисциплинарных практик Open Place.
Недавно другой знаток истории Донецкого края под псевдонимом “Etnografo Donetz” показал, как работали и жили шахтеры в начале XX века. На исторических фотографиях и рисунках — дети-лампоносы, женщины-сортировщицы угля и мужчины, добывающие черное золото в тяжелых условиях.