Чтобы проехать в прифронтовое Гладосово предлагают разве что танк, а с Опытного до Авдеевки везет только бесплатный автобус по четвергам. С начала вооруженного конфликта на Донбассе разрушена большая часть транспортной инфраструктуры. Журналисты Свободного радио собрали очень подробную информацию о том, куда все же можно доехать на Донбассе.
До войны на Донбассе наладили широкую сеть железнодорожного и авиатранспорта. Однако, большая часть ее разрушена войной.
Ситуацией на Донбассе воспользовались мародеры и начали масштабно похищать рельсы. Например в Волновахе похитители несколько раз демонтировали рельсы и сдавали их на металлолом, а за изъятые деньги уже даже успели купить КАМАЗ, чтобы была возможность воровать больше. Однако 30 ноября правоохранители их задержали.
Сейчас крайние точки железнодорожного сообщения в Донецкой области базируются в Бахмуте, Константиновке, Покровске и Мариуполе.
Железнодорожное сообщение с подконтрольной части востока страны постепенно восстанавливается.
Напомним, с 30 сентября возобновил свой маршрут ночной экспресс Киев — Лисичанск. Восстановление поездов в Лисичанском направлении дает возможность некоторым людям удобно и своевременно пересекать КПВВ Станица Луганская.
В Константиновке с поезда людей встречают «таксисты», которые нелегально подвозят в Бахмут или до КПВВ «Майорское» за «символическую» плату — 600 грн. В то время как легальные, согласно тарифам за такую поездку, возьмут около 300-400 грн.
Такие же «бомбилы» таксуют и на Бахмутской автостанции. Они за 50 гривен готовы подвезти людей к контрольно-пропускному пункту. Так как рядом же, регулярно отправляется автобус «Бахмут — КПВВ “Майорское», проезд на котором стоит 30 гривен.
«Проблема на территории Донецкой области в том, что когда приезжаешь, тебе нужно стоять в очереди, чтобы купить билет на автобус. Очень хорошо, когда ты приехал, а автобус уже стоит и готов ехать. Но такое бывает не часто. Тогда тебе нужно пропустить автобус и ждать следующий», — рассказал Свободному радио студент одного из Киевских вузов Александр.
Кроме того, Александр отметил, что из-за того, что между населенными пунктами бывают блокпосты, дорога может быть еще дольше.
Другая женщина из Горловки, которая регулярно путешествует по Украине рассказывает:
«Я путешествую с сестрой, и я считаю, что транспортное сообщение очень удобно. От Бахмута автобус до Константиновки, а оттуда в любую точку страны. Когда мы возвращаемся в Константиновку или Бахмут, то мы беспрепятственно успеваем пересечь линию разграничения».
Но, некоторые все же не считают сообщение с другими регионами Украины удобными.
«Приезжает например поезд вечером, нужно где-то остаться на полтора дня, а это уже лишние расходы», — жалуется бахмутянка Инна Лагер.
С центральной, западной, северной и южной частью страны Донбасс соединяют автобусы. Они регулярные, но и дорогие. Например, билет из Бахмута в Харьков стоит 283 гривны.
При этом, именно автобусы соединяют жителей отдаленных поселков с районными центрами или городами. Автостанции или большие автовокзалы есть почти во всех городах вплотную к линии разграничения.
По Донецкой области регулярные рейсовые автобусы обслуживают пассажиров по километражу. Где-то за 50 километров между двумя пунктами, билет на автобус будет стоить около 60 гривен. Всю информацию о направлениях, маршрутах и графиках рейсовых автобусов можно увидеть на официальном сайте автобусных сообщений.
Кроме того, сейчас в области на территории, подконтрольной органам государственной власти Украины, функционирует 15 автостанций и 9 агентств по продаже билетов.
Но в некоторые населенные пункты на подконтрольной территории Донбасса еще с 2014 года не могут доехать регулярные автобусы. Так, без транспортного сообщения остались около 25 прифронтовых населенных пунктов. Среди них: Сизое, Старый Айдар, Счастье, Лобачево, Лебединское, Черненко, Возрождение и другие.
Об отсутствии транспортной связи с райцентрами Свободному радио рассказал руководитель гуманитарной миссии «Пролиска» Евгений Каплин:
«Со своей стороны мы написали обращение в Донецкую ОГА, об отсутствии транспортного сообщения в некоторых населенных пунктах, но получили ответ, что пока нет средств для восстановления сообщения».
Решают эту проблему по-разному. Чаще всего, жители из прифронтовых городов нанимают авто и платят где-то 400-500 гривен за одного человека, чтобы уехать в райцентр, и снять пенсию.
Восстанавливать транспортное сообщение с прифронтовыми населенными пунктами помогают также волонтеры Международного комитета Красного Креста.
Так, в начале ноября они организовали автобус для жителей Опытного, который направляется в Авдеевку. Отметим, ранее жители были вынуждены идти пешком около 7 километров, так как в городе нет своих магазинов, а ближайший медицинский пункт — в Авдеевке.
В 2018 году также появился еще один бесплатный регулярный автобус, следующий из прифронтового Черненко в Мариуполь. Маршрут организовала благотворительная организация «ADRA Ukraine».
«За 8 месяцев работы проекта, помощь в доступе к жизненно важным услугам — рынкам, больницам, аптекам, банкам, социальным и административным службам получили почти 1,5 тыс жителей “изолированных» населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от линии разграничения (5-километровая зона от линии разграничения)», — рассказывает Свободному радио координатор ADRA Ukraine, Максим Пиган.
И он отметил, что переговоры с местными властями все же дают результат. Так, с 1 марта почти в половине населенных пунктов, которые сейчас находятся без транспортного сообщения, появятся регулярные рейсовые автобусы.
«С 1 марта ситуация существенно изменится. У нас сокращается количество маршрутов, за счет того, что, например в Ясиноватском районе, те маршруты которые мы обеспечивали своими автобусами будет обеспечивать районный совет», — рассказал Максим Пиган.
Сейчас воспользоваться бесплатным автобусом можно по следующему графику:
Сейчас большинство автобусов и поездов, прибывающих на конечные остановки на Донбассе, рассчитаны на возможность вовремя пересечь линию разграничения. Напомним, что линию разграничения можно пересечь по зимнему графику с 8:00 до 17:00.