image

Микс мировоззрений в одной семье. Как объединить веру в Иисуса и силы природы

|
29 января 2021

.
Микс мировоззрений в одной семье
Как объединить веру
в Иисуса и силы природы
Мы побывали в гостях у Андрея и Юлии Тимчак. Мужчина уже около 30 лет полагается на дохристианские ценности. Его жена поддерживает такие взгляды, но сама больше тяготеет к классической для наших краев вере. Как они уживаются вместе, что любят делать в свободное время и как к супругам относятся односельчане – об этом и больше в репортаже Свободного радио.
В серии материалов спецпроекта "Религия объединяет" мы рассказываем о 4 разных конфессиях, их особенностях и том, о чем читатели могли не знать. Главная цель каждого текста – рассказать о разных религиозных людях Востока, их традициях и взглядах. Ведь все мы живем рядом и вместе формируем жизнь в этом регионе такой, какая она есть. И в этом многообразии сила.

В финальном пятом тексте мы сравним 4 религии, о которых нам рассказали их представители, и вместе поищем между ними общие и отличительные черты.
Этот репортаж Свободное радио делает по собственной инициативе. Мы не хотим никого обидеть или задеть чувства людей разных вероисповеданий и конфессий.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Знакомство с семьей Тимчак
Андрею Тимчак 52 года. Он вместе с женой Юлией и тремя детьми живет в маленьком селе Звановка в Донецкой области.

Андрей – сын выходцев из западной Украины. Во времена СССР его родителей вместе с другими жителями Лемковщины и Бойковщины депортировали на Донбасс. Всего под переселение подпали 340 семей, которые были вынуждены начать новую жизнь в незнаком месте. Приютом для переселенцев стали Верхнекаменка, Раздоловка и Звановка. В последнем селе построили свой дом отец и мать Андрея.

Приехав на Донбасс, переселенцы не бросили свои традиции и культуру. Ценности предков они сохранили и передали детям, а те, в свою очередь, делятся знанием с молодым поколением. Так на востоке Украины появился уголок Закарпатья. И до сих пор на Рождество здесь устраивают праздничные постановки, а к жителям села ходят вертепы с волхвами, ангелом и восьмиугольной звездой.

Жену Андрея зовут Юлия, ей 36. Женщина родилась в соседней Никифоровке. Юлия рассказывает: сначала она разговаривала на украинском, но учеба в донецком вузе заставила на время забыть родной язык. Но когда она встретила украиноязычного Андрея, то перестала бояться, что скажут люди, принципиально избегающие общения на государственном языке.
Фото: Свободное радио
В 2008 году пара поженилась, а 2 года спустя у них родился первенец. Мальчика назвали Артуром. Позже у Андрея и Юлии появились еще двое детей: Захарий, которому сейчас 8, и Варвара, которой исполнилось 5.
Крепость с открытыми дверями
Перед двухэтажным домом семьи Тимчак нас встречает высокий забор с массивными воротами, на которых изображено солнце.
Фото: Свободное радио
Но впечатление неприступности обманчиво: гостям здесь всегда рады. Прямо у себя дома Андрей создал "Лемко-центр", где рассказывает желающим о культуре своих родителей. Найти дом звановских лемков несложно – рядом с ним есть деревянная доска объявлений "Лемко-вестник".
Фото: Вільне радіо
В этом же центре перед православным Рождеством проходят репетиции спектаклей. Подготовкой сценариев занимается Андрей. Ежегодно он пишет новые тексты и песни, чтобы порадовать жителей села и гостей уникальной постановкой.

"Те вертепы, с которыми ходили мои родители, очень набожные. Современным людям это не очень интересно, поэтому я решил убрать эту набожность. Сюжетную линию оставляю, но добавляю туда каждый раз новых персонажей. Например, казаков", – говорит Андрей.

Этой традиции уже много лет, и с каждым разом к вертепникам присоединяются новые люди.

"Наша победа в том, что с вертепом ходят уже не только дети из Звановки. К ним начали присоединяться колядничата из соседних сел. Они хотят ходить в вертепах, и чтобы вертеп пришел, например, в их Переездное (село по соседству, – ред.)", – говорит Андрей.
Фото: Свободное радио
Посмотреть спектакль приезжают люди отовсюду.

"Как-то был у меня мужчина из Кривой Луки. Увидел репетицию вертепа и расплакался. Говорит: "Я в детстве так же готовился к вертепам, это для меня было событие, которое я до сих пор помню". Взрослый человек плачет, это впечатляет", – вспоминает Андрей.

В этом году колядники тоже ходили по домам, но масштабного празднования не получилось – помешал зимний локдаун.
Не рабы, а внуки Божьи
Как часто бывает в христианских семьях, родители Андрея покрестили его еще ребенком. Но в сознательном возрасте его мировоззрение начало меняться. В 90-х годах мужчина уехал в столицу, где познакомился с новой для себя литературой. Эти книги помогли ему, как он сам выражается, сложить кусочки пазла воедино.

Андрей достает с полки книжного шкафа несколько журналов под названием "Сварог". Внутри – статьи о языческих традициях, молитвы и яркие иллюстрации. Листая один из журналов, наш собеседник рассказывает о смысле, который несут в себе рисунки на страницах.
Фото: Свободное радио
"Вот круг Сварога. Он показывает, как Земля вращается вокруг Солнца и как дни становятся короче или длиннее. Берем Рождество: раньше его праздновали в день с самой длинной ночью. Сейчас это 21 декабря. А в самый длинный день праздновали Купала. Между этими датами есть еще дни, когда день и ночь длятся по 12 часов. Пасху отмечали, когда день становился длиннее на минуту – это победа дня над ночью, даже украинское название праздника – "Великдень" – на это намекает. А еще был Осенний Световид, когда ночь становится длиннее. Но его уже не отмечают – христиане постарались. Эти четыре праздника образуют равносторонний крест, другого креста быть не может", – рассказывает Андрей.
Фото: Свободное радио
По его словам, раньше люди жили в гармонии с космосом. Поэтому их календарь был точнее юлианского, по которому долгое время жили христиане. Именно поэтому главные праздники украинцев дохристианских времен приходились точно на дни выдающихся астрономических явлений, и эти даты никогда не сдвигались.

Отложив журнал, мужчина берет чашку домашнего травяного чая. За напитком он размышляет: в дохристианские времена люди были добрее.

Фото: Свободное радио
"Как раньше украинцы обращались друг к другу? "Пан" – это польское обращение, "господин" – российское. Они говорили "добродей", "добродейка". Эта религия сводилась к тому, чтобы делать добро. Чем больше добра ты сделал – тем ты бесстрашнее. Когда у тебя много добра за плечами, ты ничего не боишься, особенно смерти. Ее боятся злые люди", – объясняет глава семьи Тимчак.
Язычники жили с верой во Христа
Юлия Тимчак поддерживает взгляды мужа. Она называет их верой в силы природы.

"Наша семья просит помощи у солнца, ветра, дождя. Бог всегда один, и верить надо в светлые силы, а не в темные. А какого ты вероисповедания – неважно. Мы верим, что природа – это что-то хорошее, что охраняет нас и дает нам силы", – говорит женщина.

Но христианские праздники Юлия также уважает. При этом она не привязывается к конкретному течению христианства.

"Я с удовольствием хожу на Пасху в греко-католическую церковь, на Крещение едем в Святогорье (то есть, в православную Лавру Московского патриархата, – ред.). Когда мы в Киеве, я посещаю Киево-Печерскую лавру, Софиевскую церковь. Это святыни, которые для меня одинаково велики", – объясняет женщина.
Фото: Свободное радио
Андрей отмечает: сам он не стал бы называть свои взгляды религией в ее классическом понимании. В его картине мира дохристианские представления сплетаются с православной верой. Так, мужчина убежден, что Иисус жил на самом деле и мог творить чудеса.

"На мой взгляд, необычность Иисуса Христа в том, что он мог так объяснять простым людям вещи, они открывали для себя мир. В этом и была его божественная натура. Не сомневаюсь и в том, что он мог исцелять людей. Для такого умного человека это нетрудно. Даже сейчас врач может сделать укол и вылечить человека. А здесь были знания намного сильнее", – говорит наш собеседник.

Об Иисусе знали и древние украинцы, уверен Андрей.
"После смерти Иисуса остались его ученики – апостолы. Они разошлись по миру, чтобы передавать людям мудрость своего учителя. Один из них – Андрей Первозванный – пришел на украинскую землю и рассказал языческим жрецам об учении Христа. Они его выслушали, приняли это учение и поставили 2 тысячи лет назад крест. Андрей пошел дальше, а люди продолжили жить с этими знаниями, потому что видели в них прогресс. И Украина целую тысячу лет была счастливой страной, потому что жила по заповедям Иисуса Христа", – уверен мужчина.

Фото: Свободное радио
Когда на украинские земли пришло христианство византийского образца, люди его не приняли, потому что это верование сильно отличалось от канонов, по которым они жили. Непокорных убили, а другим пришлось подчиниться. Их потомками и являются современные украинцы, рассказывает версию истории, которую считает истинной, Андрей.

"Самое главное отличие той религии от христианства в том, что здесь рабы Божьи, а там – внуки Божьи. Это была совсем другая религия, где человек был достойным. Не надо было 40 раз читать молитвы, стоять на коленях, подставлять щеку, когда тебя бьют", – говорит мужчина.
Иисус, волхвы и фараоны – наши земляки
Андрей убежден: Украина существовала еще во времена сына Божьего.

– Волхвы, которые пришли к младенцу Иисусу, были украинцами. Иерусалим раньше назывался Русасалем, а еще раньше – Русасалель, что дословно означает "русов постой". Он был построен нашими с вами предками.

– То есть вы считаете, что Украина существовала еще до Киевской Руси?

– Украина была и 5 тысяч лет назад – это точно. Украинцы были фараонами в Египте. Их было 4 поколения, а фамилия их была Шишаки.

Фото: Свободное радио
Более того, сам Иисус, по мнению Андрея, тоже возможно был украинцем.

"Иисус Христос только об одной нации сказал четко: "Я не еврей". Но он жил на территории современного Израиля, поэтому все уверены в том, что он еврей. На самом деле он мог быть кем угодно", – рассуждает Тимчак-старший.

Даже священный язык санскрит создали предки современных украинцев, убеждает мужчина.

– Язык, на котором мы с вами говорим – это пракрит. А еще есть санскрит – язык общения с Богом. Вот, например, фраза: "Двишати тридаша чатвари". Это переводится как двести тридцать четыре. Звучит очень похоже, потому что корневая система такая же.

– Это можно объяснить тем, что раньше существовал праиндоевропейский язык, от которого произошли многие другие языки...

– Как вы легко отбросили Украину. Это украинский язык. И раньше в Украине был целый класс людей, которым можно было говорить только на санскрите.
Волшебные руны, с которыми нельзя шутить
Несколько лет назад супруги Тимчак учредили общественную организацию "Волшебные руны". В эти слова Андрей с Юлией вложили сакральный смысл, поскольку руны для них много значат.

"Руны – это буквы, которые обладают определенными свойствами. Я еще не познал их силу до конца, но могу сказать, что это не шутки. Мы выбрали для нашей организации такое название, потому что хотели, чтобы больше людей слышали о рунах и интересовались ими", – говорит мужчина.
Андрей указывает на баннер своей общественной организации. На эмблеме – руна в форме ромба. По словам мужчины, эта древняя буква символизирует наследие. Он верит, что этот знак защищает их семью и дарит успех организации, которой они управляют. У Юлии есть даже кулон-оберег с этим символом.

Впрочем, женщина подчеркивает: их ОО не имеет отношения к религии.

"Мы занимаемся культурой, образованием, историей. Сейчас поднимаем вопросы прав человека, гендерного равенства, даже коммунальной сферы", – перечисляет Юлия.

Фото: Свободное радио
По словам Андрея, древнегреческий миф о золотом руне следует трактовать иначе. Все привыкли, что руно – это шкура барана, но у мужчины на это свой взгляд.

"Все знают историю о поисках золотого руна. Вы действительно верите, что они ехали за золотой шкурой? Сколько там того золота, килограммов 50? Никто бы за этим не поехал, ехали за золотыми рунами, а руны – это знания", – рассказывает Андрей Тимчак.

И с этим знанием сейчас борются, уверяет мужчина. По его мнению, руны могут помочь человеку с другой стороны взглянуть на привычные вещи, а власть имущим это невыгодно.

"Людей надо держать, как нас сейчас держат: зарплата 200 долларов, цены высокие. Немного лучше стало жить – надо тарифы на газ повысить, чтобы люди немного опустились. А то когда человек развивается, ему больше всех надо", – говорит Андрей.
Фото: Свободное радио
Он добавляет, что в современном мире нет места для магии. А руны – это своеобразный инструмент, который объединяет человека со сверхъестественными материями.

"Руна несет в себе магию. Когда я смотрю "Гарри Поттера", я вижу, что это что-то связанное с рунами. И там, и там есть элемент магии", – говорит мужчина.
Обращаться к Богу можно по-разному

Фото: Свободное радио
Церквей для язычников не строят и свечей давним Богам не ставят. Но Андрею это и не нужно – он не верит, что молитвы могут чем-то помочь. Нужную энергию старообрядцы привыкли черпать у больших дубов.

Мужчина снова берет журнал и показывает изображение священного дерева.
Юлия, которая сидит рядом, вмешивается в монолог:

"Я верю в чудо, в силу молитвы. Наизусть я знаю только "Отче наш", но часто молюсь своими словами, которые идут от сердца. Также я люблю зажигать свечи. В нашем греко-католическом храме не зажигают, и мне этого не хватает. Поэтому я ставлю свечи в православной церкви", – говорит женщина.
Фото: Свободное радио
Андрей, слушая ее, покачивает головой: для него молитва – не более, чем слова.

Но даже несмотря на разные взгляды на религиозные ритуалы, пара имеет общее "место силы". Это Каменная Могила – старинный памятник природы неподалеку от Мелитополя. Она представляет собой наслоение песчаника с трещинами и разломами. Отец семейства Тимчак убежден: эти плиты треснули не сами по себе.
– Меня больше всего удивил этот разрез. Такое впечатление, что это из космоса стреляли и прорезали эти камни. Если бы это было что-то природное, то один пласт бы треснул, а другие бы остались, а этот разрез идет через все камни.

– Может, это было землетрясение или тектонические сдвиги?

– Нет. Когда ты смотришь, то понимаешь, что никакое это не землетрясение.


Фото: find-way.com.ua
По словам мужчины, именно в Каменной Могиле следует искать историю Украины. В гротах внутри исследователи нашли множество петроглифов – рисунков и символов, которые оставляли древние люди. Следов поселений вблизи этих плит нет, поэтому ученые пришли к выводу, что Каменную Могилу использовали как языческое святилище.

"Там есть жертвенник, и я видел фотографию, сделанную на фотоаппарат высокой чувствительности. На ней видно, как из этого жертвенника отходит столб света", – рассказывает Андрей.

Слово "жертва" обычно вызывает у людей неприятные ассоциации: жестокость, кровь, убийство. Но Тимчак-старший объясняет: у людей дохристианской веры подношения были совсем другими. Они клали на алтарь первые фрукты с деревьев или первый испеченный хлеб.

"Сейчас, когда я приезжаю на Каменную Могилу, то вижу, что люди кладут на этот жертвенник деньги. Все хотят, чтобы у них было больше денег. Такой уровень современного развития людей. Я бы взял веник – рукой нельзя касаться – и вымел бы все, чтобы было чисто. Денег там никогда не было, потому что это зло", – говорит мужчина.
Традиций бросать нельзя
Каменную Могилу Андрей с Юлией про себя называют "Местом желаний". Туда они ездят дважды в год и остаются ночевать наедине с природой.

Среди других традиций семьи звановских лемков – отмечать праздник Ивана Купала. Это, как и поездки на Каменную Могилу, дарит им единение с силами природы. Субитку – так называется купальский костер – привезли с Закарпатья. Ежегодно на местном холме Тимчаки разжигают костер в несколько десятков метров высотой. На праздник приходят много молодых звановцев. Для них устраивают конкурсы, песенные фестивали и другие развлечения.

"Это один из редких случаев, когда можно подключить молодежь к чему-то далекому и аутентичному. Просто рассказывать им о праздниках и традициях – это неинтересно. А такой интерактив помогает передать традицию следующему поколению", – рассказывает Юлия.
Фото: bahmut-rayon.gov.ua
В этом году в силу определенных обстоятельств супруги планируют перенести купальские празднества в Соледар. Совсем не проводить праздник не могут – это было бы предательством семейных традиций.

"Если бросить – ты проиграл. Мы всю жизнь этим занимаемся, а если бросим, это будет означать, что мы сдались", – объясняет отец семейства.
Христианские праздники в семье также уважают. На Пасху раскрашивают писанки, и в каждом рисунке зашифровывают тайное значение.

Андрей кладет на стол небольшую круглую коробку. Оттуда он осторожно достает с десяток писанок. На каждой – уникальный рисунок. Эти писанки Тимчакам подарила их подруга со Львовщины, художница Мария Янко.

Фото: Свободное радио
"Когда вы берете в руки писанку, то вы ее сразу расшифровываете. Вот на этой я вижу полюса. С двух сторон их соединяют узоры. Вот здесь видим цветок с 8 лепестками. У нас в Украине святой считается именно восьмиугольная звезда Алатырь. Также это символизирует 8 направлений. А еще это похоже на солнце с лучами. То есть, если ты даришь кому-то такую писанку, она согревает и показывает, что у тебя в доме солнце", – объясняет Андрей Тимчак.
Фото: Свободное радио
Пастух, казак и ангел
Несмотря на то, что у Андрея с Юлией несколько разные взгляды на мир, живут они в гармонии. Говорят: главных в семье нет, все на равных.

"У нас равноправие, иногда это зависит от ситуации. Но, конечно, Андрюша у нас главный", – шутливо говорит Юлия и целует мужа.

Раньше их семья жила по классическим принципам: мужчина больше работает, а женщина хлопочет по дому. Сейчас же за детьми ухаживает тот, у кого больше свободного времени.
Фото: Свободное радио
За шкафом, где до нашего приезда покоились языческие журналы и писанки, есть уютный уголок с диваном. Там притаились Артур, Захарий и Варвара. Пока родители заняты, они тихонько играют со смартфонами. Чтобы пообщаться, приходится отвлечь малышей от развлечений.

– Ваш папа что-нибудь рассказывал вам о своих взглядах?

Варвара: Да, мы даже мультики смотрели о рождественской звезде.

– Это немного другое. Ваш папа рассказал нам о рунах. Вы знаете какие-нибудь руны?

Артур: Нет, не знаем. Это не наша специальность.

– Какая же тогда ваша специальность?

Артур: Гаджеты.

– А с вертепом вы ходите?

Дети: Ходим.

– А какие у вас там роли?

Захарий: Я пастух.

Артур: Я казак.

Варвара: А я – ангел.


Из разговора мы понимаем, что дети Тимчаков больше знают о религии, которую исповедует мама, чем о папином мировоззрении. Андрей это объясняет так:

"Мы живем в социуме. Таких, как мы, очень мало. Поэтому я почти не рассказываю детям о своем мировосприятии, чтобы они не страдали в детстве, не попали под эти жернова осуждения. Но я их не ограничиваю: они, например, могут пойти в церковь", – говорит мужчина.
Юлия с Андреем и их дети Варвара и Артур. Захарий фотографироваться не стал - убежал кататься на санках. Фото: Свободное радио
Дети Андрея и Юлии крещены в церкви, но имена для них выбирали не из христианских соображений. Так, старшего назвали Артуром, потому что Андрей вычитал, что сочетание букв "АР" или "РА" – это корень, связанный со всем украинским. Эти же буквы содержатся и в именах Варвары и Захария.
Чужие в родном селе
Юлия признается: из-за нестандартных взглядов ее семьи им нередко приходится сталкиваться с осуждением односельчан.

"Раньше мы посещали наш греко-католический храм. Родители Андрея его строили, а сам он делал там туалет. Но со временем добрые дела забылись, а вспоминается только то, что Андрей язычник. Вот вам анафема, не подходите, ваши куличи святить не будем – вот и все милосердие", – смеется Юлия.
Фото: Свободное радио
Многие бывшие товарищи отвернулись от Тимчаков, а некоторые односельчане хоть и поддерживают, но тайно – чтобы никто не знал.

Рассказ жены прерывает Андрей.

"Расскажу вам одну вещь ... Раньше мы с вертепом сначала шли к соседу. И тут раз! – в прошлом году нас уже не принимают. Я спрашиваю: "Что случилось?" Отвечают: "Вы же в церкви не были, Божьего благословения не несете". Уже потом я узнал, что священник на службе сказал вертепы из "Лемко-центра" не принимать", – рассказывает Андрей.

"Потому что так ему сказал глава сельсовета", – добавляет Юлия. И резюмирует: нет плохих людей, а есть лишь те, с кем им не по пути.

В целом, супруги убеждены, что политика с верой тесно связаны. Если бы религия не была нужна политикам, ее бы не было, говорит Андрей.
Фото: Свободное радио
"Изменить взгляды людей очень просто. Сначала по телевизору делают какую-то передачу, где с экрана что-то рассказывает ученый. Затем делается какое-то кино, где популярные артисты, являющиеся образцом для людей, расскажут, как правильно, а как неправильно. А потом глава администрации области, района, президент показывают своим примером, как нужно делать. И вот уже несколько лет мы празднуем Рождество 25 декабря. И никто даже не шелохнется", – удивляется мужчина.

Вера, по его мнению, это средство манипуляции людьми. Поэтому он и живет своими принципами, не оглядываясь на общество.

"Нужно просто быть искренним и делать добрые дела. Как только ты сделал доброе дело, тебе сразу становится легче. А религия для этого не нужна", – заключает Андрей Тимчак.
Фото: Свободное радио
137
Поделиться публикацией
Читайте нас в Telegram DONрегион
Подписывайтесь на наш Instagram Свободное радио

Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.


Спонсор