Как признание временной оккупации Бахмута отразится на бюджете громады (анализ)
В конце 2023-го Бахмут признали оккупированным, и теперь местные ФЛПы должны перерегистрировать место своей предпринимательской деятельности. Поэтому бюджет громады будет терять деньги с Единого налога, который ранее поступал от физлиц-предпринимателей. Разбираемся, насколько “похудеет” местная казна, должны ли юридические лица перерегистрироваться тоже и сколько налогов на землю продолжает поступать сейчас.
Почему ФЛП должны перерегистрировать адрес деятельности в случае оккупации
Как писали журналисты Вильного радио, с 13 декабря 2023 года Бахмут официально считают временно оккупированным.
На жизнь большинства бахмутчан, проживающих в вынужденной эвакуации, признание их города оккупированным никак не повлияет. Однако для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) разница между временным оккупированным городом и городом, который находится в зоне боевых действий, имеет значение.
В Украине действует закон “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины”. В части 2 статьи 13 этого документа указано, что ФЛП, зарегистрированный на территории, оказавшейся во временной оккупации, не имеет права вести свою деятельность, пока не перерегистрирует налоговый адрес на подконтрольной территории.
Речь идет о запрете деятельности ФЛП не только на временно оккупированных территориях, а где угодно: на свободной, неподконтрольной территории страны или за границей, если адрес регистрации ФЛП временно оккупирован.
В случае сотрудничества с ФЛПом, зарегистрированным на временно оккупированной территории, документы о взаимоотношениях и предоставленных услугах или товаре признают ничтожной сделкой.
Сотрудничество с ФЛП, договор с которым признали ничтожным, будет иметь следующие последствия:
- каждая из сторон обязана вернуть то, что она получила в процессе исполнения договора;
- налоговики смогут через обращение в суд взыскать в пользу государства то, что должны получить стороны по ничтожному договору.
Если товара, предоставленного по ничтожному договору, уже не существует, то, согласно статье 216 Гражданского кодекса Украины, виновная сторона должна возместить все убытки (стоимость предоставленных товаров/услуг/работ).
Также налоговики требуют (раздел 10, пункт 38.1 Налогового кодекса Украины) удерживать по выплатам ФЛП с временно оккупированных территорий НДФЛ и военный сбор. Это дополнительно отталкивает от сотрудничества с такими предпринимателями.
В то же время в Гражданском кодексе Украины говорится, что недействительность договора можно обжаловать в суде и, если есть законные основания, такое сотрудничество могут признать действующим.
Отметим, что вышеописанное не означает, что ФЛП должны изменить прописку своего проживания. Речь идет только об адресе его деятельности.
Сколько денег потеряет бюджет Бахмутской громады через признание временной оккупации города
Итак, после того как Бахмут признали временно оккупированным местные ФЛП должны перерегистрировать адрес своей деятельности, чтобы не попасть под санкции. Поэтому деньги от Единого налога, которые ранее поступали в бюджет Бахмута, будут идти в другие громады.
Мы попросили Бахмутскую городскую военную администрацию предоставить данные о поступлениях в бюджет налогов от ФЛП.
За 2023 год бюджет Бахмутской громады получил 18,7 миллиона гривен Единого налога от физлиц-предпринимателей.
По состоянию на 1 июля 2024 (то есть за первое полугодие) бюджет громады получил 12,4 миллиона гривен Единого налога от ФЛП.
Простые расчеты показывают, что выплат стало больше. На это повлияло то, что с 1 января 2024 для ФЛП подняли ставки налогов. Так, ФОПы 3 группы теперь должны платить Единый налог в размере 5% от полученной суммы. В 2022 и 2023 годах действовали льготы из-за полномасштабной войны, которые позволяли платить только 2% от полученной суммы.
Общие доходы в бюджете Бахмутской громады на 2024 год достигают 515 миллионов гривен. С них собственные доходы (а не дотации от государства) составляют 107 миллионов гривен. То есть, если все ФЛПы, зарегистрированные в Бахмуте, изменят адрес деятельности, в перспективе громада потеряет пятую часть собственных доходов в бюджет.
Почему в перспективе? Дело в том, что бюджет Бахмутской громады окончательно потеряет эти деньги в 2025 году. О том, что город признали оккупированным, стало известно весной 2024 года, а Налоговый кодекс позволяет ФЛПам платить Единый налог по тем же (бахмутским) реквизитам до конца отчетного года. Поэтому по состоянию на лето 2024 года местные ФЛПы продолжают наполнять бюджет громады своими налогами.
Однако это не касается единого социального взноса (ЕСВ). В начале полномасштабной войны ФЛПов освободили от обязательной оплаты этого налога и он был добровольным. В отличие от единого налога — ЕСВ необходимо платить по реквизитам налоговой населенного пункта, в котором регистрирует свою деятельность ФЛП с первого месяца смены адреса. Соответственно, эти деньги налоговая Донетчины в Бахмуте потеряет сразу.
Следует помнить, что согласно Налоговому кодексу Украины налоги оплачивают независимо от места жительства. Важно только место регистрации предпринимателя.
Должны ли юридические лица и владельцы учреждений других форм собственности перерегистрироваться из временного оккупированного населенного пункта
Бюджет Бахмутской громады также наполняют предприятия юридической, коммунальной, государственной, частной, коллективной, смешанной и других форм собственности.
Согласно закону Украины №1207-VII “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины” предприниматели вышеупомянутых форм собственности могут продолжать работать без изменения адреса своей деятельности.
“[Это будет продолжаться] пока Кабинет Министров Украины не распространит на них запрет, установленный для территорий, предусмотренных Законом № 1207. Такое решение на сегодняшний день (по состоянию на июль 2024 года, — ред.) отсутствует”, — уточняют Вильному радио чиновники Бахмутской военной администрации.
В то же время, согласно пунктом 12.3 статьи 12 Налогового кодекса Украины, сельские, поселковые, городские советы имеют полномочия принимать решение об установлении местных налогов и сборов. Говоря проще — освобождать от налогообложения отдельные компании либо учреждения.
В Бахмутской городской военной администрации в ответе Вильному радио уточнили:
“Индивидуальные льготы по местным налогам и сборам не предоставлялись”.
То есть, все предприятия, которые во время полномасштабной войны не перерегистрировались и остались юридически в Бахмутской громаде, продолжают платить налоги в местный бюджет.
Нынешние суммы от налога на землю в бюджете Бахмутской громады — один процент от поступлений в 2021-м
Также Бахмутская громада получает налоги за пользование землей. Этот вопрос регулирует закон Украины от 11 апреля 2023 года No 3050-ІХ “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество” .
Льготы на уплату налогов за землю на территории, находящейся в зоне боев или оккупации, не требуют принятия дополнительных решений от местных администраций и регулируются Налоговым кодексом Украины (пункт 69.14 10 раздела).
Поступления от этого налога в бюджет Бахмутской громады с каждым годом полномасштабной войны становятся все меньше.
- в 2021 году — 80 миллионов гривен;
- в 2022 году — 50 миллионов гривен;
- в 2023 году — 11 миллионов гривен;
- за первое полугодие 2024 года — 420 тысяч гривен (или чуть более 1% от показателей аналогичного периода 2021 года).
В то же время, за время полномасштабной войны чиновники вернули денег за уплату налога за землю на общую сумму 31 миллион гривен.
Напомним, журналисты Вильного радио исследовали, насколько во время открытой войны выросли доходы должностных лиц из Бахмута: от руководителя громады и начальника Бахмутской РГА до директора троллейбусного парка и руководителя “Бахмут-воды”.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.