В Бахмуте двое художников исследуют судьбу своих предков и стран в общем проекте «Следы лошадей». Это можно увидеть на голых стенах музея до 8 ноября.
На днях два художника, Мыкола Ридный из Украины и Клеменс фон Ведемейер из Германии, открыли в Бахмутском краеведческом музее совместный проект «Следы лошадей». Его демонстрируют в пустых темных и подсвеченных музейных помещениях с голыми кирпичными стенами: музей более года на капремонте.
Немецкий художник исследует любительскую киносъемку своего деда-офицера, который ровно 80 лет назад пришел в Артемовск в составе оккупационной армии Вермахта и снимал передвижение немецкой армии во время Второй мировой войны. А Мыкола Ридный снял фильм о судьбе своего прадеда в украинском освободительном движении 1917-1922 годов.
«В архиве семьи Клеменса фон Ведемейера всегда были эти фильмы, снятые его дедом. И Клеменс в какой-то момент решил поработать с ними», — рассказывает в комментарии Свободному радио куратор проекта Дана Брежнева.
Всего, по ее словам, в архиве немецкого художника 4 ленты с кинохроникой времен Второй мировой. Одна из них, примерно 10-минутная, снята когда-то в Бахмуте.
«Это 1941-й год, ближе к зиме — там есть кадры, как снег сгребают. Также эти архивы находятся в национальных фондах, национальном архиве Германии и исследуются немецкими учеными», — рассказывает куратор.
Также в выставке есть материалы времен нацистской оккупации из фондов Бахмутского музея. Среди них — альбомы с фотографиями разрушенного Артемовска после его освобождения от нацистов.
Отметим, кинохроника деда Клеменса фон Ведемейера была в Бахмуте знакома и до этого проекта. 2,5 года назад ее заметил на иных ресурсах и опубликовал на бахмутских краевед Михаил Кулишов. Ранее эту хронику опубликовал немецкий историк, издатель аудиокниг и документальных фильмов об эпохе национал-социализма Карл Хёффкес.
Бахмутские краеведы идентифицировали часть мест оккупированного Артемовска, попавшие в хронику деда Клеменса. Это так называемый “дом колхозников” (на месте нынешнего здания Бахмутского горсовета), здание театра (нынешний дворец культуры им. Мартынова) и памятник Артему Ивана Кавалеридзе, здания бывших типографии и музыкальной школы (слева и справа от памятника), сквер в центре города с фонтаном, немецкое кладбище и нацистская стела за зданием театра и центральные улицы города.
Добавим, в кадрах этой хроники здание нынешнего дворца культуры им. Мартынова — после пожара, с разбитыми стеклами. Известно, что пожар в этом здании произошла в январе 1942-го. Поэтому утверждение участников проекта, что на хронике — ноябрь 1941 года, вероятно, ошибочно.
Мыкола Ридный отталкивается от документов судебного дела своего прадеда — атамана, близкого к анархистскому движению, разгромленному большевиками. Мыкола снял об этом фильм.
«Это история его деда, который был анархистом во время Гражданской войны 1917-1922 годов. Мы в архивах Бахмутского краеведческого музея нашли материал об атамане Савонове, который также со своим отрядом был в районе Изюма, на Харьковщине, и возле Славянска. Мы нашли фильм изюмских краеведов о его судьбе, эти материалы тоже представлены на выставке», — рассказывает куратор выставки Дана Брежнева.
Куратор Дана Брежнева объясняет: образ лошадей и войны — это то, что объединяет проекты обоих художников.
«У Мыколы Ридного фильм называется “Серые лошади», а в работах деда Клеменса очень много кадров с лошадьми, которых он очень любил. Потому что он их много снимал, занимался их судьбой на войне. И дегуманизацией, отношением к ним как к машинам», — объясняет куратор выставки.
«Образ лошади, имеющийся в работах обоих авторов, поднимает проблему дегуманизации, порожденной машиной войны, которая использует животных и людей как биологический материал. Лошади, были на войне в роли порабощенных работников и желаемой добычи, становились свидетелями и участниками боевых действий и военных преступлений, о которых они никогда не смогут рассказать.
Лишенные человеческой речи, эти животные оставляют сведения самим фактом своего присутствия, изображениями и историями. Их выносливость может сообщать об аспектах военной логистики, их цвет и порода — о статусе владельца и маркировки группировок, их смерть — о состоянии и результатах сражений», — говорится в материалах выставки.
Участники проекта отмечают: Бахмут, который 80 лет назад пострадал от нацистской оккупации, сегодня снова находится рядом с линией фронта уже другой войны.
«Однако здесь переплетаются тяжелые воспоминания и противоречивые фрагменты истории, которые до сих пор дают о себе знать. Художники стремятся найти эти следы, слепые пятна сделать видимыми, а свидетельства — слышными», — говорится в материалах проекта.
Поэтому, по мнению участников проекта, Бахмутский краеведческий музей стал не просто площадкой для такого разговора. Его пустые стены стали свободным пространством, — это уникальная ситуация для воплощения художественного замысла художников.
Бахмутский краеведческий музей находится по адресу:
ул. Независимости, 26
Увидеть выставку можно с 9:00 до 16:00, выходные воскресенье, понедельник
Тел. для справок: (06274) 2 25 95.
Читайте также: