Из Бахмута в Краматорск — этот путь стал для мастера народных ремесел Дмитрия Денисенко не просто перемещением, а началом нового раздела жизни. Вынужденный покинуть родные места из-за войны, он перевез в соседний город свое мастерство и часть работ, которыми делился с земляками многие годы. Сегодня его мастер-классы в Краматорске собирают людей, стремящихся не только овладеть ремеслом, но и прикоснуться к культурному наследию своего края.
На одном из занятий бахмутского мастера побывал корреспондент Вильного радио. О том, как Дмитрий Денисенко передает свои знания желающим — наш репортаж.
Творческий центр мастера Дмитрия Денисенко — это небольшое офисное помещение в центре Краматорска. На стенах комнаты — рисунки, оставленные с предыдущих уроков. Обрамляют их рамки, сделанные из сосны Лиманского леса. Кое-где по комнате расставлены глиняные горшки и кувшины. Они сделаны из красной гончарной глины, которую мастер покупает в Славянске. А на потолке висит паук — традиционный украинский атрибут Рождества. Впрочем, сделан он не из соломы, а из трубочек для напитков. Свое произведение дети украсили собственноручно раскрашенными писанками.
“Традиционные ремесла я считаю лучшим занятием, которое позволяет в это тяжелое время продолжать развивать детей. Особенно это ткачество, писанкарство и гончарство”, — говорит мастер.
В Краматорск Дмитрий переехал из Бахмута, когда жить в родном городе стало опасно. Открытое вторжение россиян, утверждает художник, стало для него настоящей катастрофой, ведь здесь в городском Народном доме долгие годы сохранялась его уникальная коллекция писанок. Вывезти из охваченного огнем города удалось лишь немногие экспонаты. Уцелевшую коллекцию теперь время от времени можно увидеть на выставках, которые мастер устраивает в разных городах Украины.
Писанкарством и резьбой по яичной скорлупе Дмитрий Денисенко занимается уже более 20 лет. За это время он в совершенстве овладел этим народным ремеслом и теперь передает свои знания другим. Мужчина провел уже множество мастер-классов, а особое внимание, говорит он, уделял детям из интернатов в Донецкой области.
На новом месте писанкарь продолжил свою преподавательскую деятельность.
“Когда я эвакуировался в Краматорск, я начал налаживать творческие связи. Потом, выезжая в Днепр, Киев на другие мероприятия, я заметил, что там уже есть большой процент релоцированных [организаций]. Краматорск же остается городом, где не так много таких культурных мероприятий, особенно традиционных народных ремесел, которые давали бы возможность развиваться и влиять на творчество детей. Поэтому Краматорск стал центром творчества даже несмотря на то, что он прифронтовой”, — говорит Дмитрий Денисенко.
Обычно на занятия мастера стекаются до десяти посетителей. И сегодня по обе стороны стола сидят несколько детей и их родители — каждый делает что-то особенное для себя.
“В писанкарстве мы используем этнографические символы разных регионов, через которые рассказываем и привлекаем детей к изучению традиций Донетчины. А в рамках нового проекта мы исследуем скифско-скандинавскую символику, которая восходит к традициям писанок, где изображены символы воды, огня и тому подобное. Далее мы расширяем [творчество] до [изображения] образов тех божеств, отвечавших за жизнедеятельность наших предков. Например, мы запечатлели их в тотемах Перуна, Велеса, Дажбога. И вот через такое искусство мы передаем информацию о наших корнях и давних традициях, которые существовали на территории Украины”, — отмечает Дмитрий Денисенко.
Для местных такие занятия становятся возможностью не только попробовать себя в чем-то новом, но и отвлечься от будней и жизни рядом с войной. Ведь здесь можно погрузиться в творчество и познакомиться с единомышленниками, говорит одиннадцатилетняя Богдана из Краматорска.
“Больше всего я люблю ткать или рисовать, потому что это меня успокаивает. Если рисовать, то мелкие детали, каждой из которых нужно уделить внимание, ведь от них зависит вся картина, которая впоследствии получится. А ткачество успокаивает, и я просто в восторге от результата. Это мягкая ткань, которую потом можно кому-нибудь подарить”, — говорит Богдана.
Девочка ходит сюда всего две недели, но отмечает, что за это время многое узнала о технике рисования.
Все занятия Дмитрий проводит исключительно на украинском языке — говорит, что так правильно не только с педагогической точки зрения, но и с социально-культурной. В то же время художник подчеркивает: информацию нужно доносить как можно проще, чтобы дети легко ее воспринимали и не скучали.
Время от времени мастер подходит к ученикам, объясняя, как делать то или иное действие. Кому-то помогает правильно разбавить краску, другому воспитаннику показывает, как затянуть нить в иглу.
“Это не забава из разряда “сели полепили, порисовали”. Нет, если мы занимаемся керамикой, это связано с определенными технологическими моментами. Если мы разбираем ткачество, то в рамках некоторых ткацких элементов мы рассматриваем техники. После этого дети уже умеют пользоваться иглой, умеют пользоваться плетением нитей. Они уже понимают, как сочетать соответствующие цвета, когда в изобразительном искусстве изучают колористику. И это очень важно, потому что в любых областях эти знания очень полезны”, — подчеркивает мастер.
Кроме обучения и передачи культурного наследия, такие занятия помогают и семьям, чьи дети дополнительно нуждаются в социализации. Как, например, в семье Ирины из Краматорска.
“Я прихожу в эту творческую мастерскую с двумя своими детьми, с Елизаветой и Михаилом, уже более полутора лет. Чем мы здесь только не занимаемся: и рисуем, и лепим, и расписываем яйца, и делаем поздравительные открытки… Мне очень нравится, что моим детям есть куда прийти и заниматься творчеством, ведь у нас дистанционное обучение, которое не дает полноценного общения”, — говорит посетительница творческого центра.
По мнению самого мастера, такие занятия помогают детям учиться понимать себя, раскрыться, а также общаться через искусство с родителями.
Мы видим, что ребенок может по-разному чувствовать себя на занятиях. Вот приходит одна девочка, у нее сегодня «голубое» настроение. На следующий день у нее может быть «зеленое» настроение. То есть с каким-то своим внутренним эмоциональным состоянием она предпочитает определенные гаммы. Мы даем ей свободу выбора. И ребенок может выбрать, что сегодня он будет компоновать из каких-то элементов мозаику или даже просто возьмет кусочек глины и полепит, создаст какой-то образ. Во всяком случае, от всего, что они делают, они получают позитив и одобрение своих родителей”, — отмечает Дмитрий Денисенко.
После каждого такого занятия учащиеся получают собственноручно изготовленное изделие. Это, говорит мастер, позволяет ребенку показать другим результат своей работы, почувствовать за себя гордость и передать культурное наследие дальше.