Милитаризация школ, искоренение украинского языка и принудительная паспортизация. Около 1,6 миллиона украинских детей живут на временно оккупированных территориях под прессом российской пропаганды. Как свидетельствует новое исследование Центра “Альменда”, в тамошних школах становится больше кадетских классов, а количество детей в движениях “Юнармия” и “Орлята России” выросло в десятки раз. Детали — в материале.
В Центре гражданского просвещения «Альменда» отчитались о результатах своего исследования “Политика России по уничтожению идентичности детей на ВОТ Украины: итоги 2024 года”.
Около 1,6 миллиона украинских детей проживают на временно оккупированных территориях, говорится в отчете. В тамошних школах учатся 16% от общего количества украинских учеников. По словам руководительницы “Альменды” Марии Сулялиной, оккупанты систематически подвергают этих детей давлению, в том числе в учебных заведениях.
“Важнейшие паттерны, по которым происходит уничтожение идентичности детей, — это, прежде всего, искоренение всего украинского. В частности доступа к изучению украинского языка. Так, если в 2014 году в Крыму на украинском учились 100% детей, сейчас их около 0,5%.
Второй важный паттерн — милитаризация образования. В частности, на оккупированных территориях действуют кадетские классы, «Юнармия» и «Орлята России». Это три такие масштабные по количеству участников движения”, — отметила Мария Сулялина.
Количество украинских детей, вовлеченных в российские милитаристские движения на оккупированных территориях, постоянно растет
В Крыму количество кадетских классов за прошлый год выросло более чем на 60, и сейчас на полуострове их насчитывается 260. В Луганской области таких классов — 86, на оккупированной части Запорожской областные — 13, Херсонской — 9. Сколько кадетских классов на оккупированной части Донецкой области, неизвестно.
К движению “Юнармия”, согласно результатам исследования “Альменды”, приобщили:
По сравнению с предыдущими годами, количество детей, вовлеченных в движение, выросло в десятки, а иногда в сотни раз, говорит Сулялина.
Аналогичная ситуация сложилась и с милитаристским движением для учащихся начальных классов ”Орлята России”.
“Здесь мы видим ряд преступлений, совершаемых против наших детей. Не только преступления, связанные с уничтожением идентичности, но и пропаганду службы в вооруженных силах страны-оккупанта. Мы также видим ряд конвенционных нарушений, совершаемых против наших детей, с привлечением их к этим военным движениям”, — добавила Сулялина.
Направленность на “военно-патриотическое” воспитание молодежи указана даже в нормативно-правовых актах страны-оккупанта.
В частности, в новой редакции закона об образовании указывается, что “учителя должны преподавать на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей <…> и формировать чувство патриотизма и уважение к памяти защитников Отечества”.
В этой же редакции закона отметили, что детей могут без согласия родителей привлекать к шитью одежды для военных или сборке дронов. Кроме того, предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” заменили на “Основы безопасности и защиты Родины”.
Чтобы украинские дети на неподконтрольной территории воспринимали себя как россиян, оккупанты вносят изменения в законодательство, говорит Мария Сулялина. В частности, на временно оккупированных территориях ввели принудительную паспортизацию.
“В сентябре 2024 года оккупационные власти отчитались о выдаче не менее 3,4 миллиона российских паспортов, а в январе этого года заявили, что процесс «успешно завершен». Опасность принудительной паспортизации заключается в том, что после получения паспорта юноши обязаны в течение двух недель стать на учет в военкомате”, — уточняет соавтор отчета Анастасия Воробьева, научная ассистентка в Институте правовых наук Польской академии наук.
Так, 1 октября 2024 года уже начался первый призыв для жителей оккупированной части Запорожской области.
Также, по словам Анастасии Воробьевой, на ВОТ активно внедряют стратегию «противодействия экстремизму», которая по сути связывает руки людям с проукраинской позицией. В приказе президента РФ Украина упоминается как источник основных и глобальных экстремистских угроз.
45 тысяч детей, живущих в оккупации, учатся в украинских школах в режиме онлайн. Руководитель направления национальной адвокации «Альменда» Валентина Потапова отмечает:
«Маленьким окошком, которое дает нам возможность бороться за украинских детей, является дистанционное образование. По последним данным, в украинских школах дистанционно обучается 45 тысяч детей, проживающих на ВОТ. Но эта цифра уменьшается. В частности еще в 2024 году таких учеников было на 11 тысяч больше. Уменьшение происходит из-за давления оккупационных властей и за счет первоклашек, ведь мало родителей готовы своих первоклассников отдать на дистанционное обучение».
По ее словам, онлайн-образование в украинских школах — это фактически единственная вещь, которая сейчас связывает украинских детей на временно оккупированных территориях с Украиной.
Ранее Вильне Радио писало, как проходит школьный день на временно оккупированной части Донецкой области. Оккупационные администрации на захваченных территориях постоянно влияют на украинских детей через школьную программу и многочисленные детско-юношеские организации.