Читают лекции об “укронацизме” и возят на выставки оружия. Как россияне стирают идентичность украинских детей в оккупации (ИНТЕРВЬЮ)
Ежедневное исполнение гимна, конспектирование лекций о “героизме участников СВО”, военизированные игры — это лишь некоторые элементы рутины украинских детей, которых отправляют в Россию по программе “Университетские смены”. Ее целью является якобы “профориентация” подростков с оккупированных территорий и агитация к поступлению в вузы страны-агрессора. Но что на самом деле происходит в это время с сознанием несовершеннолетних и каким международным нормам противоречит этот проект — читайте дальше.
О программе “Университетские смены”, в рамках которой детей из оккупации везут в вузы в России, журналистам Вильного радио рассказала документатор Центра гражданского просвещения “Альменда” Татьяна Лычко.
“10-дневная программа построена не на отдыхе, а на обучении”. Чем занимаются дети на “Университетских сменах”
Идея запуска инициативы “Университетские смены” принадлежит президенту страны-агрессора Владимиру Путину. Сначала этот проект был пилотным: Путин поручил его реализацию Министерству просвещения и Министерству науки и высшего образования России, рассказывает документатор Татьяна Лычко. А после “успешного запуска” Путин приказал продолжать реализацию инициативы и расширять географию детей из Украины, которые будут принимать в ней участие.
“Официально “Университетские смены” стартовали в 2022 году. Проект стартовал для детей из так называемых “ДНР” и “ЛНР”, но фактически после полномасштабного вторжения детей вывозили со всех оккупированных территорий Украины. Это была и Харьковская, и Херсонская, и Запорожская, и Донецкая, и Луганская области”, — говорит Лычко.
Суть проекта в том, что подростки из захваченных Россией территорий на 10 дней едут учиться в определенный российский вуз. Основная цель “Университетских перемен” (как прописано в официальных российских документах) — сформировать у украинских детей российскую идентичность.
“Вся 10-дневная программа построена не на отдыхе, а на обучении. У детей проходят лекции, которые в обязательном порядке они должны конспектировать. Россияне строили всю программу этих поездок именно вокруг насаждения российских традиций, российской истории. Фактически это русификация украинских детей. А также, как второстепенная цель [проекта], это профориентация и агитация поступать в российские вузы и переезжать на учебу и постоянное проживание на территорию России. То есть в долгосрочной перспективе мы видим риск изменения демографии на временно оккупированных территориях”, — отмечает документатор.
Программу каждого из изменений разрабатывают сотрудники российских университетов, приобщенных к этому проекту. В 2022 году таких вузов было 42, а в 2023-м их количество выросло почти вдвое, до 81.
“Все тематики этих смен были построены вокруг России и имели такие названия как “Россия — мой дом”, “Россия — наша страна”. Программы в каждом университете были разные, но они должны были соответствовать единым требованиям: это 32-часовой образовательный блок, который обязательно имел патриотическую направленность. Зафиксированы яркие примеры: например, лекция об “укронацизме”, о “героизме участников т.н. СВО”, которые сейчас воюют против Украины, лекции о “возвращении в состав России Крыма и Малороссии”, — отмечает Татьяна Лычко.
Детей заставляют играть в военные игры и запрещают звонить родителям
“Обучение” украинских детей ежедневно сопровождают поднятием российского триколора и исполнением гимна страны-агрессора. Однако и этим “патриотическое перевоспитание” украинских детей не ограничивается.
“Программа [смены] делится на 6 блоков. Военно-спортивный блок в некоторых университетах включал проведение “Зарницы” (советская и российская молодежная военно-спортивная игра, — ред). Детей там учили стрелять. То есть происходит милитаризация. В Саратовском университете детей водили на политический митинг, приуроченный “вхождению ДНР и ЛНР в состав России”. Дети там стояли на сцене с российскими флагами”, — отмечает Татьяна Лычко.
Также подростков водят на выставки оружия, которым “Украина вместе с коллективным враждебным Западом воюет против России” и устраивают квесты, где учат государственные символы РФ.
Официально участвовать в программе могут подростки от 12 до 17 лет. Однако, говорит Татьяна Лычко, иногда к пропагандистским мероприятиям привлекают и детей младшего школьного возраста.
“Фактически мы нашли информацию об участии детей с 9 лет. В том числе вывозили детей-сирот из детских домов. Это свидетельствует о принудительности участия детей, поскольку сироты официально имеют законных представителей в лице государства Украина”, — объясняет собеседница.
Для сотрудников университетов, которые работают с украинскими детьми, разработали специальные методические рекомендации. Согласно им, в течение десяти дней пребывания в России детям следует ограничить общение с родителями. Кроме того, преподавателям советовали найти в группе лидера и через него влиять на других детей.
“Из таких рекомендаций мы можем сделать вывод, что на детей осуществлялось психологическое воздействие и давление”, — констатирует Татьяна.
На проект из бюджета РФ выделяют миллионы долларов, а участие в нем уже приняли более 20 тысяч несовершеннолетних
В поездках детей сопровождают украинские педагоги, которые согласились сотрудничать с оккупационными властями. В школы, где они работают, поступают официальные письма от российских министерств с призывом отправлять детей на “Университетские смены”.
“Например, на оккупированный город Донецк приходит распоряжение, что для участия в “Университетской смене” в Саратове необходимо 100 детей. Классный руководитель говорит, что есть возможность бесплатно поехать в такую профориентационную туристическую поездку. Поэтому родители, которые, в принципе, не имеют альтернатив выезда на территорию Украины или любых путешествий за свой счет, конечно, соглашаются на такое”, — говорит Татьяна.
В течение 2022 года по этой программе в Россию (по данным из российских документов) вывезли 10 611 детей, еще около 11 тысяч несовершеннолетних ездили на “профориентацию” в 2023-м. Больше всего из них, добавляет собеседница, из Донецкой и Луганской областей.
За два года открытой войны россияне организовали в рамках этого проекта 15 смен. В основном на “обучение” детей из оккупированных городов и сел отправляли летом, во время каникул.
Внедрять “Университетские смены” продолжают и в 2024 году. Только за первый год открытой войны из бюджета РФ на этот проект выделили сумму, эквивалентную более 6 миллионам долларов.
Зарубежные университеты продолжают сотрудничество с российскими вузами, где “перевоспитывают” украинских детей
Татьяна Лычко добавляет: вывоз украинских детей в Россию и их “патриотическое воспитание” противоречат нормам международного гуманитарного права.
“Оккупационная власть не имеет права менять образовательный режим. То есть она должна обеспечить детям доступ к образованию, которое было установлено до оккупации. В нашем же случае мы видим полную замену на российские стандарты. Более того, детей вывозят для насаждения этого. Так же детей запрещено привлекать к политическим митингам, что нами было зафиксировано. И также запрещены принудительный вывоз и депортация детей. Мы можем говорить о нарушениях в рамках зафиксированных фактов вывоза детей-сирот”, — отмечает документатор.
Несмотря на пренебрежение российскими вузами норм международного гуманитарного права, часть высших учебных заведений по всему миру сохраняют тесные контакты с этими учреждениями. Поэтому специалисты Центра гражданского просвещения “Альменда” занимаются рассылкой официальных писем в зарубежные университеты с призывом прекратить сотрудничество с оккупантами.
“Несмотря на то, что российские университеты проводят такие русификационные программы, которые индоктринируют украинских детей, в то же время они участвуют в европейской программе “Эразмус +”, Европейская бизнес-школа (ESCP Business School), имеют международных партнеров в лице европейских университетов. Например, Болонский университет подтвердил нам, что они не разрывали какие-либо связи с Россией, поэтому продолжают сотрудничество”, — резюмирует документатор Татьяна Лычко.
Специалист подготовила подробный аналитический отчет по программе “Университетские смены”, ознакомиться с которым можно по ссылке.
Напомним, недавно исследователи Центра гражданского просвещения “Альменда” совместно со специалистами ряда других организаций разработали список советов по реинтеграции детей и молодежи, которые были в оккупации. Мы собрали основные тезисы этих рекомендаций в одном материале.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.