Ежедневное исполнение гимна, конспектирование лекций о «героизме участников СВО», военизированные игры — это лишь некоторые элементы рутины украинских детей, которых отправляют в Россию по программе «Университетские смены». Ее целью является якобы «профориентация» подростков с оккупированных территорий и агитация к поступлению в вузы страны-агрессора. Но что на самом деле происходит в это время с сознанием несовершеннолетних и каким международным нормам противоречит этот проект — читайте дальше.
О программе «Университетские смены», в рамках которой детей из оккупации везут в вузы в России, журналистам Вильного радио рассказала документатор Центра гражданского просвещения «Альменда» Татьяна Лычко.
Идея запуска инициативы «Университетские смены» принадлежит президенту страны-агрессора Владимиру Путину. Сначала этот проект был пилотным: Путин поручил его реализацию Министерству просвещения и Министерству науки и высшего образования России, рассказывает документатор Татьяна Лычко. А после «успешного запуска» Путин приказал продолжать реализацию инициативы и расширять географию детей из Украины, которые будут принимать в ней участие.
«Официально «Университетские смены» стартовали в 2022 году. Проект стартовал для детей из так называемых «ДНР» и «ЛНР», но фактически после полномасштабного вторжения детей вывозили со всех оккупированных территорий Украины. Это была и Харьковская, и Херсонская, и Запорожская, и Донецкая, и Луганская области», — говорит Лычко.
Суть проекта в том, что подростки из захваченных Россией территорий на 10 дней едут учиться в определенный российский вуз. Основная цель «Университетских перемен» (как прописано в официальных российских документах) — сформировать у украинских детей российскую идентичность.
«Вся 10-дневная программа построена не на отдыхе, а на обучении. У детей проходят лекции, которые в обязательном порядке они должны конспектировать. Россияне строили всю программу этих поездок именно вокруг насаждения российских традиций, российской истории. Фактически это русификация украинских детей. А также, как второстепенная цель [проекта], это профориентация и агитация поступать в российские вузы и переезжать на учебу и постоянное проживание на территорию России. То есть в долгосрочной перспективе мы видим риск изменения демографии на временно оккупированных территориях», — отмечает документатор.
Программу каждого из изменений разрабатывают сотрудники российских университетов, приобщенных к этому проекту. В 2022 году таких вузов было 42, а в 2023-м их количество выросло почти вдвое, до 81.
«Все тематики этих смен были построены вокруг России и имели такие названия как «Россия — мой дом», «Россия — наша страна». Программы в каждом университете были разные, но они должны были соответствовать единым требованиям: это 32-часовой образовательный блок, который обязательно имел патриотическую направленность. Зафиксированы яркие примеры: например, лекция об «укронацизме», о «героизме участников т.н. СВО», которые сейчас воюют против Украины, лекции о «возвращении в состав России Крыма и Малороссии», — отмечает Татьяна Лычко.
«Обучение» украинских детей ежедневно сопровождают поднятием российского триколора и исполнением гимна страны-агрессора. Однако и этим «патриотическое перевоспитание» украинских детей не ограничивается.
«Программа [смены] делится на 6 блоков. Военно-спортивный блок в некоторых университетах включал проведение «Зарницы» (советская и российская молодежная военно-спортивная игра, — ред). Детей там учили стрелять. То есть происходит милитаризация. В Саратовском университете детей водили на политический митинг, приуроченный «вхождению ДНР и ЛНР в состав России». Дети там стояли на сцене с российскими флагами», — отмечает Татьяна Лычко.
Также подростков водят на выставки оружия, которым «Украина вместе с коллективным враждебным Западом воюет против России» и устраивают квесты, где учат государственные символы РФ.
Официально участвовать в программе могут подростки от 12 до 17 лет. Однако, говорит Татьяна Лычко, иногда к пропагандистским мероприятиям привлекают и детей младшего школьного возраста.
«Фактически мы нашли информацию об участии детей с 9 лет. В том числе вывозили детей-сирот из детских домов. Это свидетельствует о принудительности участия детей, поскольку сироты официально имеют законных представителей в лице государства Украина», — объясняет собеседница.
Для сотрудников университетов, которые работают с украинскими детьми, разработали специальные методические рекомендации. Согласно им, в течение десяти дней пребывания в России детям следует ограничить общение с родителями. Кроме того, преподавателям советовали найти в группе лидера и через него влиять на других детей.
«Из таких рекомендаций мы можем сделать вывод, что на детей осуществлялось психологическое воздействие и давление», — констатирует Татьяна.
В поездках детей сопровождают украинские педагоги, которые согласились сотрудничать с оккупационными властями. В школы, где они работают, поступают официальные письма от российских министерств с призывом отправлять детей на «Университетские смены».
«Например, на оккупированный город Донецк приходит распоряжение, что для участия в «Университетской смене» в Саратове необходимо 100 детей. Классный руководитель говорит, что есть возможность бесплатно поехать в такую профориентационную туристическую поездку. Поэтому родители, которые, в принципе, не имеют альтернатив выезда на территорию Украины или любых путешествий за свой счет, конечно, соглашаются на такое», — говорит Татьяна.
В течение 2022 года по этой программе в Россию (по данным из российских документов) вывезли 10 611 детей, еще около 11 тысяч несовершеннолетних ездили на «профориентацию» в 2023-м. Больше всего из них, добавляет собеседница, из Донецкой и Луганской областей.
За два года открытой войны россияне организовали в рамках этого проекта 15 смен. В основном на «обучение» детей из оккупированных городов и сел отправляли летом, во время каникул.
Внедрять «Университетские смены» продолжают и в 2024 году. Только за первый год открытой войны из бюджета РФ на этот проект выделили сумму, эквивалентную более 6 миллионам долларов.
Татьяна Лычко добавляет: вывоз украинских детей в Россию и их «патриотическое воспитание» противоречат нормам международного гуманитарного права.
«Оккупационная власть не имеет права менять образовательный режим. То есть она должна обеспечить детям доступ к образованию, которое было установлено до оккупации. В нашем же случае мы видим полную замену на российские стандарты. Более того, детей вывозят для насаждения этого. Так же детей запрещено привлекать к политическим митингам, что нами было зафиксировано. И также запрещены принудительный вывоз и депортация детей. Мы можем говорить о нарушениях в рамках зафиксированных фактов вывоза детей-сирот», — отмечает документатор.
Несмотря на пренебрежение российскими вузами норм международного гуманитарного права, часть высших учебных заведений по всему миру сохраняют тесные контакты с этими учреждениями. Поэтому специалисты Центра гражданского просвещения «Альменда» занимаются рассылкой официальных писем в зарубежные университеты с призывом прекратить сотрудничество с оккупантами.
«Несмотря на то, что российские университеты проводят такие русификационные программы, которые индоктринируют украинских детей, в то же время они участвуют в европейской программе «Эразмус +», Европейская бизнес-школа (ESCP Business School), имеют международных партнеров в лице европейских университетов. Например, Болонский университет подтвердил нам, что они не разрывали какие-либо связи с Россией, поэтому продолжают сотрудничество», — резюмирует документатор Татьяна Лычко.
Специалист подготовила подробный аналитический отчет по программе «Университетские смены», ознакомиться с которым можно по ссылке.
Напомним, недавно исследователи Центра гражданского просвещения «Альменда» совместно со специалистами ряда других организаций разработали список советов по реинтеграции детей и молодежи, которые были в оккупации. Мы собрали основные тезисы этих рекомендаций в одном материале.