фарбування тканини рослинами Богдана Войтенко

Богдана Войтенко собирала на Донетчине степные травы, землю и красила ими ткань. А закрепляла принты местной солью. Мы вместе с ней посмотрели, какие узоры получаются в этом регионе.


Богдана на «ты» с травами: из собранного на Юрчиной горе Соледара чабреца заваривает в соледарском офисе ИЗОЛЯЦИИ чай и угощает всех, кто есть. На ней — рубашка, крашеная собственноручно листьями розы. 

«А эта майка окрашена соледарской землей! Я впервые экспериментировала с минеральными красителями. Когда мы пошли на прогулку, то первое, что мне бросилось в глаза — это цвет земли как раз после дождя: этот красный терракотовый! Цвет на ткани мне очень нравится — теплый розовый оттенок», — рассказывает Богдана Войтенко. 

участница арт-резиденции в Соледаре Богдана Войтенко
Богдана Войтенко в одежде, окрашенной травами и землей. Фото: Свободное радио


Для справки:
Зимой в Соледаре стартовала арт-резиденция «Заземление» платформы культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ. Идея заключается в том, что люди искусства бросают свою привычную среду, приезжают на неделю в Донецкую область, вдохновляются здесь и создают что-то творческое в любой сфере. Это может быть видео или саунд-арт, скульптура, инсталляция и тому подобное. Участники резиденции должны закончить свои работы к середине августа.

Богдана показывает образцы тканей, окрашенные во время ее недельной арт-резиденции местными степными травами. Они волшебных натуральных оттенков желтоватого и зеленого. На некоторых из них с почти фотографической четкостью отразился рисунок растений. 

ткань окрашенная растениями Соледара
Образцы ткани, которые окрасила Богдана Войтенко во время арт-резиденции в Соледаре. Фото: Свободное радио


«Я впервые в Донецкой области, поэтому мне было легко заметить что-то иное, отличное от того, к чему я привыкла. Очень рада, что попала сюда именно в июне: он сочный, цветущий и богат растительностью», — отмечает художница.  

сбор степных трав на Юрчиной горе в Соледаре
Степные травы, которыми окрашивали ткань, собирали на Юрчиной горе в Соледаре. Фото: платформа культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ


Как можно покрасить ткань растениями из Соледара Богдана показывает на примере. С собой у нее некоторые куски окрашенной материи, некоторые уже раскроены на детали одежды: рукава и полочки рубашек. Они из шелка и других, более плотных, тканей.  

На одном из принтов — наиболее узнаваемое растение украинской степи — ковыль. 

Богдана Войтенко с окрашенной травами тканью ковыль
Рисунок ковыля отпечатался на ткани после окрашивания, а слева закреплены экземпляры этого растения. Фото: Свободное радио

 

«Здесь я впервые увидела это растение в природе, и хотелось поэкспериментировать с ним. Вряд ли там есть дубильные вещества, но именно семена дали отпечаток  —  их четко видно», — показывает свой ковыльный принт мастерица.

Окраска травами и минеральными красителями — древнее искусство, еще со времен наскальной живописи. А сейчас древние техники окрашивания усовершенствовались. Чтобы максимально использовать свойства растений для принтов на ткани, Богдана обрабатывает ее химикатами до и после окрашивания. 

«Время окрашивания ткани от 1,5 до нескольких часов, а почвой — до нескольких дней. Вообще, с техникой можно экспериментировать: оставить ткань с растениями в воде на солнце, на несколько недель: иногда эффект брожения тоже усиливает цвет, и можно достигать различных эффектов», — раскрывает лишь некоторые технические секреты мастерица.

Чтобы покрасить ткань землей, Богдана готовит раствор почвы и замачивают в нем подготовленную ткань.

«Я замочила буквально на сутки. Но почву нужно хорошо высушивать, дробить, фильтровать, отстаивать — это длительный процесс. Затем промыла ткань от частиц почвы и перемежевывала с полосканием в соляном растворе», — делится секретами Богдана Войтенко.

окрашенная землей ткань арт-резиденция Богданы Войтенко
Эти образцы Богдана Войтенко покрасила землей, собранной на окраинах Соледара. Фото: Свободное радио


«Этот приятный розово-бежевый — это земля. Я добавляла другие элементы, чтобы оттенить основной тон. Видно, что основной тон может фактурно ложиться на ткань. Крапинки — это морена красильная, а черный — это железо», — рассказывает Богдана. 

Чтобы перенести пигменты на ткань, она делает растворы и в них замачивает ткань. А для того, чтобы краска оставалась на ткани дольше, ее нужно закрепить. Для этого в процесс добавилась соледарская соль, залежи которой толщиной в десятки и сотни метров — прямо под ногами, под городом Соледар. 

букет степных трав Соледара и пачка соледарской соли
Богдана Войтенко использовала степные травы для окрашивания ткани, а соледарскую соль — для закрепления результата. Фото: платформа культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ


Все эти процессы довольно продолжительные, и не всегда есть уверенность в том каким будет конечный результат, говорит художница. 

«Для меня это своего рода тоже медитация — ничто не делается быстро, поэтому растительные красители дают мне вдохновение. Я экспериментирую с ними, получаю различные эффекты, иногда не могу контролировать результат. И это тоже кайфово: отпускать и отдавать контроль природе!», — рассказывает Богдана Войтенко. 

Несмотря на «соляной фиксаж», с каждой стиркой растительная краска неизбежно вымывается.

«Но все равно останется оттенок. Требовать от растительных красителей неонового желтого или розового невозможно. Это более спокойная природная гамма, которая будет меняться со временем. И это нормально, естественно: ведь мы тоже со временем меняемся», — отмечает художница. 

Напомним, украинские ученые рассказали о роли украинской степи в истории человечества и Украины в частности. Они призвали сохранять участки степной растительности от распахивания.  

Читайте также:

 


Загрузить еще