Богдана Войтенко собирала на Донетчине степные травы, землю и красила ими ткань. А закрепляла принты местной солью. Мы вместе с ней посмотрели, какие узоры получаются в этом регионе.
Богдана на “ты” с травами: из собранного на Юрчиной горе Соледара чабреца заваривает в соледарском офисе ИЗОЛЯЦИИ чай и угощает всех, кто есть. На ней – рубашка, крашеная собственноручно листьями розы.
“А эта майка окрашена соледарской землей! Я впервые экспериментировала с минеральными красителями. Когда мы пошли на прогулку, то первое, что мне бросилось в глаза – это цвет земли как раз после дождя: этот красный терракотовый! Цвет на ткани мне очень нравится – теплый розовый оттенок”, – рассказывает Богдана Войтенко.
Богдана показывает образцы тканей, окрашенные во время ее недельной арт-резиденции местными степными травами. Они волшебных натуральных оттенков желтоватого и зеленого. На некоторых из них с почти фотографической четкостью отразился рисунок растений.
“Я впервые в Донецкой области, поэтому мне было легко заметить что-то иное, отличное от того, к чему я привыкла. Очень рада, что попала сюда именно в июне: он сочный, цветущий и богат растительностью”, – отмечает художница.
Как можно покрасить ткань растениями из Соледара Богдана показывает на примере. С собой у нее некоторые куски окрашенной материи, некоторые уже раскроены на детали одежды: рукава и полочки рубашек. Они из шелка и других, более плотных, тканей.
На одном из принтов – наиболее узнаваемое растение украинской степи – ковыль.
“Здесь я впервые увидела это растение в природе, и хотелось поэкспериментировать с ним. Вряд ли там есть дубильные вещества, но именно семена дали отпечаток — их четко видно”, – показывает свой ковыльный принт мастерица.
Окраска травами и минеральными красителями – древнее искусство, еще со времен наскальной живописи. А сейчас древние техники окрашивания усовершенствовались. Чтобы максимально использовать свойства растений для принтов на ткани, Богдана обрабатывает ее химикатами до и после окрашивания.
“Время окрашивания ткани от 1,5 до нескольких часов, а почвой – до нескольких дней. Вообще, с техникой можно экспериментировать: оставить ткань с растениями в воде на солнце, на несколько недель: иногда эффект брожения тоже усиливает цвет, и можно достигать различных эффектов”, – раскрывает лишь некоторые технические секреты мастерица.
Чтобы покрасить ткань землей, Богдана готовит раствор почвы и замачивают в нем подготовленную ткань.
“Я замочила буквально на сутки. Но почву нужно хорошо высушивать, дробить, фильтровать, отстаивать – это длительный процесс. Затем промыла ткань от частиц почвы и перемежевывала с полосканием в соляном растворе”, – делится секретами Богдана Войтенко.
“Этот приятный розово-бежевый – это земля. Я добавляла другие элементы, чтобы оттенить основной тон. Видно, что основной тон может фактурно ложиться на ткань. Крапинки – это морена красильная, а черный – это железо”, – рассказывает Богдана.
Чтобы перенести пигменты на ткань, она делает растворы и в них замачивает ткань. А для того, чтобы краска оставалась на ткани дольше, ее нужно закрепить. Для этого в процесс добавилась соледарская соль, залежи которой толщиной в десятки и сотни метров – прямо под ногами, под городом Соледар.
Все эти процессы довольно продолжительные, и не всегда есть уверенность в том каким будет конечный результат, говорит художница.
“Для меня это своего рода тоже медитация – ничто не делается быстро, поэтому растительные красители дают мне вдохновение. Я экспериментирую с ними, получаю различные эффекты, иногда не могу контролировать результат. И это тоже кайфово: отпускать и отдавать контроль природе!”, – рассказывает Богдана Войтенко.
Несмотря на “соляной фиксаж”, с каждой стиркой растительная краска неизбежно вымывается.
“Но все равно останется оттенок. Требовать от растительных красителей неонового желтого или розового невозможно. Это более спокойная природная гамма, которая будет меняться со временем. И это нормально, естественно: ведь мы тоже со временем меняемся”, – отмечает художница.
Напомним, украинские ученые рассказали о роли украинской степи в истории человечества и Украины в частности. Они призвали сохранять участки степной растительности от распахивания.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.