В Святогорске уже 96 лет возвышается исполинская фигура из бетона — над рекой Северский Донец, лесами и куполами Святогорской лавры. Почти столетие этот монумент называли “памятником советскому партийному и государственному деятелю Артему”. Недавно власти переименовали памятник и хотят сохранять его и дальше, несмотря на декоммунизацию и дерусификацию. Специалист по сохранению памятников рассказал, чем уникален этот монумент.
На это есть много аргументированных доказательств, рассказывает Вильному радио кандидат архитектуры, преподаватель кафедры градостроительства Донецкой национальной академии строительства и архитектуры Алексей Губанов.
“Это единственный большой памятник из монолитного железобетона, изготовленный тогда (в 1920-е годы, – ред.) Таких объектов сделали тогда только два — этот и статую Иисуса Христа в Рио де Жанейро. Но там технология другая, он собран из кусков бетона. А в Святогорске лили на конкретной площадке, на горе. То есть, этот памятник уникален тем, что впервые использовали технологию литья огромной скульптуры на сложном рельефе. Этого в принципе никогда не делали нигде в мире”, — говорит архитектор.
Алексей Губанов также возглавляет Украинское общество охраны памятников в Донецкой области и является членом экспертной комиссии при Министерстве культуры Украины по учету объектов культурного наследия.
Он говорит, что скульптор Иван Кавалеридзе использовал при создании этой статуи уникальные инженерные решения, характерные только для этого памятника.
“Например, чтобы сделать каркас самого объекта, перевязывали железные двутавровые балки кольцами. И это решение нашли именно на этой строительной площадке. Тогда еще сварки не было — институт имени Патона еще не разработал эту технологию, так что эти балки не могли скрепить ничем. Поэтому их “связывали” специальными кольцами, проволокой вязальной”, — объясняет Алексей Губанов.
Но, кроме сугубо технических аргументов, есть еще и вопрос восприятия этого памятника.
Памятник на горе в Святогорске переименовывают в рамках декоммунизации. Почти сто лет он назывался “памятником советскому партийному и государственному деятелю Артему (Ф. А. Сергееву)”. Сейчас его переименовывают в “памятник авторства выдающегося скульптора И. П. Кавалеридзе”.
Россиянин Федор Сергеев с псевдонимом “Артем”, в честь которого установили этот памятник, был советским партийным деятелем, который десятилетие до 1917 года провел в эмиграции. Стал основателем марионеточной Донецко-Криворожской Советской Республики, активно боролся против УНР. В 1921 году погиб в железнодорожной катастрофе.
Иван Кавалеридзе был выдающимся украинским скульптором и одним из первых кинематографистов еще при царизме. Похожий по стилистике памятник Артему Иван Кавалеридзе создал в Артемовске — бывшем Бахмуте, переименованном в 1924 году в честь погибшего Сергеева.
Памятник Кавалеридзе в Артемовске уничтожили нацисты во время оккупации города, подпилив статуе ноги.
Постамент продолжал возвышаться в центре города долгие годы. Впоследствии приблизительно на этом месте установили другой памятник Артему, который демонтировали в рамках декоммунизации в 2015 году.
Иван Кавалеридзе за свою жизнь создал памятники:
Областная власть собирается сохранить памятник в Святогорске и хочет использовать его как еще одну туристическую изюминку этих мест.
“Это памятник национального значения монументального искусства, науки и техники. Он будет сохранен, переосмыслен”, — заявила начальница управления культуры и туризма облгосадминистрации Виктория Точена во время брифинга.
Она не исключает, что этот памятник мог бы стать центром, вокруг которого будут формировать музей тоталитарного прошлого, и что можно было бы “свезти туда декоммунизированные и деколонизированные памятники и памятные знаки”.
Также чиновница напомнила, что именно на этом памятнике летом 2022 года подняли флаг Украины над городом бойцы батальона имени генерала Кульчицкого.
Виктория Точена подчеркнула, что сейчас в Украине остается только один памятник Ивану Кавалеридзе, выполненный в бетоне. Это именно памятник в Святогорске.
На брифинге цитировали и слова львовского искусствоведа и художника Ростислава Лужецкого, изучавшего работы и жизнь Кавалеридзе:
“Для Кавалеридзе же это была лишь возможность создать что-то гениальное, скульптуру невиданного масштаба, и он этой возможностью воспользовался”, — заявил искусствовед.
Лужецкий также отметил, что этот монумент ни портретно, ни антропологически не имеет ничего общего с реальным образом одиозного большевика. Мол, физиогномисты, исследовавшие памятник, говорят, что памятник гораздо более похож на самого Кавалеридзе в молодости, чем на Артема.
“Это памятник [в стиле] кубизма, которых всего было в мире четыре. И мы будем проводить работу по внесению его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это очень долгая работа, но над этим нужно работать”, – поделилась планами Виктория Точеная.
О том, что памятник авторства Кавалеридзе может претендовать на включение в список ЮНЕСКО, говорит и Алексей Губанов.
“Это уникальный объект, и творчество Кавалеридзе в принципе признано ЮНЕСКО. К тому же Кавалеридзе не сам создавал эту скульптуру, там работал инженер Вербенко и бетонщики скульпторы Орленко. Эти бетонщики использовали свой уникальный рецепт бетона. Это украинские специалисты, создатели: инженер украинский, бетонщики Орленко – это семья из Киевской губернии, Кавалеридзе тоже киевлянин. Тем более это важно”, — говорит Губанов.
Специалист по архитектуре и истории архитектурных памятников Донетчины соглашается с позицией власти: этот памятник следует переосмыслить.
“Разумеется, сейчас все на уровне эмоций и определенных впечатлений. С одной стороны как будто есть основания (не сохранять его в рамках декоммунизации, — ред.) Но с другой стороны — памятник не отражает ту позиционируемую личность, то есть Артем не отражен как таковой”, — объясняет Алексей Губанов.
Он не может привести пример такого переосмысления памятников где-либо, но говорит: с подобными проблемами столкнулись все страны бывшего СССР.
“В Болгарии на горе тоже стоит памятник “Алеше”, бронзовый, и они тоже не знают, что с ним делать. Одни за то, чтобы убрать его, другие – нет. Они проводят следующие дискуссии. Украина пошла своим путем: не дожидаясь никого, декоммунизации, деимпериализации и переосмысления. Наш опыт мог бы заинтересовать представителей других стран”,– считает Алексей Губанов.
По его мнению, во всех странах, пострадавших от имперского или коммунистического прошлого, переоценка отношения к пережитому все равно происходит.
“Эти вещи (такие памятники, как в Святогорске, – ред.) уже ничего плохого не сделают, они уже не являются никакой “рекламой”. Они, условно говоря, музейные экспонаты, демонстрирующие прошлое, наносившее раны Украине. Тем не менее, это прошлое существовало, его вычеркнуть невозможно”, — считает Алексей Губанов.
Эксперт говорит, что Кавалеридзе создал прежде всего скульптуру-символ борца.
“Он когда делал этот объект, у него был другой замысел (он об этом и в интервью говорил): выполнить фигуру “человека, наделенного стремлением к воле и свободе”. Он демонстрировал стремление к бесчеловечной воле. И в этой ситуации [эта фигура] даже отождествляется с нашим временем и событиями, которые происходят и сейчас”, — рассуждает специалист.
Люди искусства в тоталитарные времена были вынуждены проявлять свой талант в тех произведениях, которые им позволяла исполнять власть, отмечает Губанов. Нередко они закладывали в своих произведениях скрытые символы, непонятные современникам.
“Пользуясь той ситуацией, что это можно было реализовать в то время и был социальный заказ, художник видел это как возможность реализации его талантов. Многие из создателей творили “на своей волне” и делали как это считали нужным”, — объясняет специалист в области архитектуры.
Есть и символический аспект, говорит Губанов. Этот объект уже успел стать символом и региона и города Святогорска.
“А еще там была граница боев, конкретная линия разграничения между оккупантами и украинскими войсками. И то, что эта фигура там находилась – это, можно сказать, символ сопротивления. Как демонстрация того, что в этой ситуации Украина все же непобедима. И не важно, что он из другой эпохи и носил другую смысловую нагрузку”, — говорит специалист.
А вот создавать вокруг памятника Кавалеридзе площадку памяти имперского и тоталитарного прошлого не стоит, считает Алексей Губанов.
“Так как там нет места размещать такие вещи. Это больше место памяти по погибшим во Второй мировой войне, это же мемориальный комплекс”, — отмечает собеседник.
И действительно, позади памятника расположен мемориальный комплекс памяти павших во Второй мировой войне. На берегах Северского Донца в этих местах были кровопролитные бои.
Уже во время полномасштабного вторжения россиян в селе Звановка Бахмутского района неизвестные повалили местный памятник российскому советскому писателю Алексею Горькому. Через несколько недель обрушился памятник Горькому в Часов Яре.
В Бахмуте демонтированную статую Федору “Артему” Сергееву, которую местные власти хранили на территории городского троллейбусного депо, осталась в оккупированном россиянами городе. Ее повредили обстрели россиян.
В Светлодарске, тоже временно подконтрольном россиянам, оккупанты вернули статую Ленина на постамент в центре города. А в Краматорске и Славянске городские военные администрации продали свои демонтированные статуи Ленина на открытых торгах.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.