“Подвези медика”: как медработники Донетчины добираются на работу во время карантина
В условиях карантина против распространения коронавируса во многих городах Украины возникла волонтерская инициатива “Подвези медика”. Владельцы автомобилей подвозят медицинских работников на рабочие смены или отвозят их после работы домой, находя друг друга в соцсетях или мобильных приложениях. Мы узнавали есть ли такое движение в Донецкой области и как медики региона сейчас добираются на работу.
Волонтерская группа “Підвези_лікаря_Донеччина” по инициативе ветеранов АТО из Покровска возникла и в нашем регионе вскоре после прекращения регулярного транспортного сообщения в связи с карантином. Ее поддержали ветераны АТО, волонтеры и активисты нескольких городов. Сейчас, кроме Покровска, есть отдельный координатор в Лимане, Краматорске, Мирнограде, Доброполье, Белицком, Селидово, Новогродовке и Родинском.
“Среди нас очень много ветеранов, тех, кто прошел войну, неравнодушных. Когда приходит тяжелая минута на нашу землю – будь-то война или вирус – мы встаем первыми, чтобы помочь людям. Мы так уже привыкли. Но много гражданских присоединились и поддержали инициативу”, — рассказывает Свободному радио о начале движения его координатор, ветеран АТО из Покровска Борис Овчаров.
Он рассказал о правилах перевозки. Все водители — в масках высокой степени защиты. Перед тем как сесть в машину водитель обрабатывает антисептиком руки пассажира, который также должен быть в маске. Активисты подвозят всех медработников без деления на должности — от главных врачей до санитарок и медсестер. По словам Бориса Овчарова, помощь волонтеров особенно понадобилась в первые дни транспортных ограничений по карантину, и сейчас ситуация несколько улучшилась:
“Сейчас мы остались действовать в критических точках, и в среднем в день по всей области перевозим 60-70 медработников. За прошедшую неделю наши 28 водителей — волонтеров подвезли 412 работников медучреждений, покрыв около 5 тыс км”, — объясняет Борис.
Борис отмечает: в команде этого движения не только водители, но и люди, помогающие финансами, антисептиками и другим. Один из волонтеров отвечает за отчетность и обеспечивает полную прозрачность, еженедельно публикуя подробные отчеты: от кого пришла помощь и куда ее распределили.
Активисты этой инициативы также общаются с руководством области по вопросам транспортировки медработников.
“В Лимане была проблема — поезда ходили, а врачей не брали на служебную электричку, которой возят на работу работников железной дороги. В Покровске также есть железнодорожные направления на Авдеевку и Очеретино… Мы поднимали эти вопросы на встрече с Кириленко в первые дни запрета междугороднего сообщения, и их удалось решить: с 1 апреля “Укрзалізниця” разрешила медработникам бесплатно добираться служебными поездами”, — говорит руководитель общественной инициативы.
Как организовались там, где нет волонтеров
Инфекционную больницу Константиновки выбрали как одну из опорных для лечения пациентов с COVID-19. Там около шести сотрудников до сих пор ездят на работу и с работы кто как может, например на попутках. Об этом Свободному радио рассказала одна из сотрудниц. Официального объяснения от руководства этой больницы получить пока не удалось.
В Мирноградскую же инфекционную больницу, где лечится от COVID-19 единственная пока бахмутчанка, иногородние медработники добираются организованно.
“Они добираются с помощью организованного транспорта. Городской совет организовала транспорт, и всех доставляют на место работы”, — говорит директор этой больницы Екатерина Вишневская.
Недавно в перечень больниц, которые будут принимать пациентов с коронавирусом, добавили и Бахмутскую больницу интенсивного лечения. Ее главный врач Светлана Мельникова рассказала Свободному радио: в этом лечебном заведении работают более ста медработников, живущих на дальних окраинах или за пределами Бахмута.
“С 24 марта транспортом лечебного учреждения, тремя автомобилями (двумя УАЗами и “Ланосом”), мы подвозим сотрудников, проживающих в Часов-Яре, Соледаре, Красной Горе, Ивановском и отдаленных окраинах города – в районе мясокомбината и поселка Опытное. В среднем каждый день мы привозим от 22 до 35 человек. Утром сотрудников, которые отработали сутки, отвозим назад”, — сообщает Мельникова.
Этот транспорт, по словам главного врача больницы, обрабатывают после каждого выезда, и так было и до введения карантина. Медработники ездят в нем в масках и не более семи человек одновременно (это максимальное количество пассажирских мест в автомобилях). Она добавила, что некоторые медработники со своими автомобилями подвозят других своих коллег, но ей неизвестны случаи, чтобы медиков Бахмута подвозили бесплатно, например службы такси.
“Те медики, с кем я общалась, с опаской относятся к тому, чтобы садиться в чужой транспорт”, — говорит Светлана Мельникова.
Отметим, глава Донецкой ОГА Павел Кириленко во время брифинга 25 марта заявил, что организовать транспортировку медработников к рабочим местам в Донецкой области должны именно органы местного самоуправления, без привлечения волонтеров.
“Моё мнение, и я им (волонтерам — ред.) это озвучил: эта программа должна работать при условии выполнения властью, прежде всего, местной, своих обязанностей. И они будут это делать. Кто бы какую искаженную информацию ни подавал, что врачи не нуждаются в подвозе и прочее”, — сказал Кириленко.
Тогда он обещал, что в ближайшие дни потребности в подвозе врачей проработают, а к волонтерам будут обращаться только если власть самостоятельно не справится с этим вопросом.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.