Оседлые и в кибитках, рабочие, колхозники и гадалки, с украинскими фамилиями и нет — ромы Украины были разными перед нашествием нацистов. Но судьба у многих из них сложилась одинаково трагически.
К Международному Дню жертв Холокоста немецкий исследователь рассказывает самое главное о преследовании ромов и комментирует исследование своего украинского коллеги, который ныне на фронте.
“В Бахмуте (тогда Артемовске, – ред.) были две основные улицы, где компактно жили ромы, – Конная и еще одна рядом. Убитые ромы, найденные рядом с еврейскими жертвами, происходили из части города вокруг Конной улицы, которая была маленьким “цыганским” кварталом Артемовска. Только 15 жертв рома смогли идентифицировать, у большинства из них были фамилии “Юрченко” и “Коряк”, — рассказывает Вильному радио современный исследователь Холокоста ромов из Гейдельбергского университета Мартин Холлер.
Речь идет о массовой казни жителей Бахмута и близлежащих сел 11 января 1942 года. Оккупанты убили сотни гражданских (по оценкам историков — около 3 тысяч человек) в алебастровых выработках на восточной окраине города. Трупы мужчин и женщин, детей и пожилых людей нацисты замуровали в штольне, среди них, вероятно, были и те, кто еще был жив.
Наряду с евреями, украинцами и россиянами там погибли и ромы, точных данных об их количестве нет.
Как жертв Холокоста обычно воспринимают евреев и другие этнические и социальные общины, которых нацисты преследовали и уничтожали: это ромы, гомосексуалы, масоны, неизлечимые больные и так далее.
О бахмутской трагедии цыган Мартин Холлер узнал в 2006 году от местной жительницы в Бахмуте, где был проездом из Ростова-на-Дону.
“У меня был контакт с [жительницей Бахмута] Ларисой Литовченко через ромов, они дали адрес, и я просто пошел туда. Ее мать была одной из тех, кто пережил [Холокост]. И Лариса пересказала мне рассказ своей матери [о казни в Бахмуте], поэтому это нельзя назвать “свидетельским показанием”. Это основное, что она мне рассказала”, — упоминает исследователь.
По данным, которые Мартин Холлер приводит по поводу убийства ромов в Бахмуте, “на левой рукаве пальто у них были белые повязки или нарисованная звезда Давида. Некоторые из них были одеты в цветную и яркую одежду, типично цыганскую”.
В настоящее время исследователь задействован в проекте “Энциклопедия нацистского геноцида синти и рома в Европе в Гейдельбергском университете.
Известно, что всех этих людей в алебастровых выработках казнила зондеркоманда 4b.
Зондеркоманда 4b действовала на территориях СССР в составе айнзатцгруппы “С”, которая уничтожила в Украине 975 тысяч человек.
После разгрома нацистской Германии 22 руководителей айнзатцгрупп приговорил американский военный трибунал в Нюрнберге: 14 преступников – к смертной казни, других – к разным срокам заключения. Позже было еще несколько подобных процессов.
Но в Бахмуте в 1942 году геноцид “не таких” жителей, в частности ромов, только начинался.
Михаил Тяглый, научный сотрудник Центра изучения Холокоста, много лет изучает геноцид ромов во время Второй мировой войны. В настоящее время исследователь защищает Украину на одном из самых горячих участков фронта Донетчины.
По материалам, которые он нашел в архивах, в марте-апреле 1942 года в Бахмуте нацисты и их приспешники убили около 200 семей ромов. Это ориентировочно 900 человек, ведь семьи были большими, в среднем по 8-10 человек. Казнь проводили нацисты с участием местной полиции.
Больше этого количества, как установил Михаил Тяглый — около тысячи человек — убили цыган во время Второй мировой только в Кировограде. То есть, это вторая по массовости документально подтвержденная казнь нацистами ромов на территории нынешней Украины.
По его данным, кроме этой массовой казни ромов, в Бахмуте несколькими месяцами ранее — в конце февраля 1942-го — нацисты казнили по меньшей мере несколько ромов.
13 апреля 1942 года нацисты арестовали и казнили в Бахмуте еще по меньшей мере одну большую семью ромов из 8 человек. По данным харьковского историка Александра Круглова, эти люди жили на 1-й Больничной улице.
До открытого нападения россиян на Бахмут Конной называли улицу Спартаковскую, уточняет для Вильного радио сотрудник Бахмутского краеведческого музея Игорь Корнацкий. Это улица с частными домами в центре Бахмута, в районе бывшей швейной фабрики.
А Больничная улица до полномасштабной войны находилась неподалеку от туберкулезного диспансера тоже в центре города.
По данным Михаила Тяглого, вторым документально зафиксированным местом казни ромов в Донецкой области является Мариуполь.
“В Госархиве Донецкой области и ГАРФ (Государств РФ, — ред.) есть документы о геноциде ромов только в Артемовске, Артемовском районе, а также в Мариуполе — там зондеркоманда 10а убила около 40 ромов”, – подтверждает данные украинского исследователя Мартин Холлер.
Данные о Холокосте ромов на территории современной Украины неполные и отрывочные.
В издании “Картографирование геноцида ромов Украины (1941-1944) и памяти об этом” Михаил Тяглый опубликовал карту с более чем 140 местами гибели ромов.
“Из 140 случаев массового убийства на территории Украины 49 экзекуций были исполнены преступниками в отношении ромов оседлых: либо ромов-колхозников, либо ромов-горожан. 27 случаев массовых казней — такие, во время которых оккупанты или местные соучастники лишили жизни кочевых ромов, которых смогли схватить в лесах”, — пишет в своих исследованиях Михаил Тяглый.
В остальных случаях (их почти вдвое больше) нет никаких сведений о том, какие именно ромы стали жертвами. По мнению украинского ученого, это свидетельствует о том, что ни образ жизни, ни уровень интеграции ромов не был для нацистов важен. И они убивали только на расово-идеологической основе.
Также Тяглый уточняет количество жертв среди цыган.
“Учитывая представленные в этой статье данные, можем говорить о не менее 12 тысячах жертв, что, учитывая небольшое довоенное количество ромов, весомо и дает печальные основания заключить тотальность геноцида ромов в этой части оккупированных территорий”, — пишет Михаил Тяглый.
По его данным, из 140 расправ по всей Украине:
— 56 экзекуций совершены только немецкими исполнителями;
— 26 — нацистами с участием местных полицаев;
— 15 — местными полицаями, производившими аресты и расправы без приказа или участия немцев.
Мартин Холлер приводит официальные данные: в СССР накануне Второй мировой проживало около 61 тысячи ромов. Но немецкий исследователь считает, что на самом деле ромов было по меньшей мере в несколько раз больше.
“Также надо уточнять о каком периоде идет речь: потому что позже (в 1940-х, — ред.) СССР захватил страны Балтии”, — отмечает исследователь из Германии.
Интересно, что отношение к цыганам на территории нацистской Германии было несколько иным.
“Поражает, что в [нацистской] Германии ромов было немного, около 30-40 тысяч человек, но существовал целый госаппарат: полиция, научные работники и так далее. Многие синти и не знали что они синти: у кого-то бабушка была синти, или кто родился в ромской общине, и об этом сохранилась запись в католической книге. Затем эти связи родственников нацисты “раскручивали”. В Берлине в Бундесархиве есть целая карта этих родственных связей [ромов и синти]”, – рассказывает Мартин Холлер.
Так что через такие специальные госучреждения нацисты решали, кто является “чистокровными цыганами”, а кто “полукровками”. Данные о последних передавали в полицию, их арестовывали.
“Нацисты действительно боялись смешения крови, и именно из-за этого страха у них был целый госаппарат, который пытался отыскать всех цыган. Поэтому по Нюрнбергским законам 1935 года, касающимся евреев, в комментариях было отмечено: “Это касается негров и цыган”. Все законы против евреев становились законами против цыган”, – рассказывает Вильному радио Мартин Холлер.
А вот чистокровные ромы в глазах нацистов угрозы не представляли. Напротив, их считали потомками арийцев.
Иной была политика нацистов в отношении ромов на оккупированных территориях на востоке.
“Нацисты видели ромов в традиционном измерении: ездящие вокруг шпионят за врагом, распространяет болезни и является антисоциальным элементом. Поэтому кочевых цыган пришлось арестовывать и передавать полиции безопасности. А оседлым ромам разрешали оставаться там, где они есть, но под наблюдением полиции”, — объясняет немецкий исследователь.
Если евреев на оккупированных территориях УССР нацисты начали уничтожать с самого начала вторжения в СССР летом 1941-го, то для большого количества ромов роковым стал год 1942-й.
“С весны того года уничтожение стало систематическим. Есть одно исключение – айнзацгруппа “D” во главе с Отто Олендорфом на юге Украины начала убивать ромов одновременно с евреями везде, где только их встречали. Они двигались от Румынии в Крым и далее до Кавказа. В апреле 1942-го Олендорф докладывал в Берлин, что в Крыму “еврейский и ромский вопросы решены полностью”, — рассказывает учёный.
В конце весны 1942 года нацисты опубликовали приказы: с ромами следует обращаться так же, как и с евреями, говорит Мартин Холлер. Началась новая регистрация ромского населения.
Многие ромы еще во время переписи населения в СССР в 1926 и 1937 годах пытались скрыть свою идентичность, говорит Мартин Холлер.
“У некоторых из ромов в паспорте была указана национальность “цыган”. Но, конечно, многие ромы предпочитали не быть зарегистрированными как “рома”. Ибо уже имели опыт преследований или, по крайней мере, дискриминации еще до войны. Многие пытались сделать так, чтобы в паспорте у них была указана другая национальность: россиянина, татарина, украинца и так далее”, – говорит собеседник.
Такое сокрытие своего истинного происхождения многим ромам сохранило жизнь, говорит Мартин Холлер (конечно, если они не жили и не работали в “цыганских колхозах”, где красноречивое название общины говорило само за себя).
“Да это не очень и помогало: куда ты пойдешь и что будешь делать? Многие ромы, особенно в Белоруссии, пошли партизанить и таким образом выжили”, – констатирует ученый.
Но нацистам помогали местные коллаборанты и полицейские, которые знали о жителях всё. В 1942-м нацисты начали “охотиться” на цыган.
“В Чернигове в 1942-м эсэсовцы изготовили плакат, который сообщал, что ромов переселят и что им нужно собраться. За полгода до этого такие же плакаты публиковали для евреев, поэтому ромы знали, что это значит. Многих ромов тогда арестовали, бросили в тюрьму, вывезли в лес и там убили”, — говорит Мартин Холлер.
Известно о случаях на оккупированной территории СССР, когда офицер знаток расовых признаков осматривал обнаженных местных людей и решал, кто из них рома, а кто нет.
Хотя были и случаи, например в Крыму, когда местные коллаборанты скрывали ромское происхождение местных, выдавая собратьев по вере, ромов-мусульман, за татар. Иногда некоторые местные администрации сообщали “наверх”, что у них в населенных пунктах цыган нет.
В 1943-44 годах ромов в немецких документах почти не упоминают, говорит он.
Очень редко, когда нацисты или коллаборанты понесли наказание за убийство именно ромов на оккупированных территориях. Но вот в Германии в 1970-80-х ромские организации добивались наказания нацистов, доживших до тех пор.
“Ромы ездили в Бухенвальд и Дахау (бывшие нацистские концлагеря, — ред.) и устраивали там протесты и голодовку в одежде узников концлагерей. Они добились встречи с тогдашним канцлером, признавшим отношение к ромам [в Германии в годы Второй мировой войны] геноцидом”, — рассказывает Мартин Холлер.
Правосудие настигло и мелких клерков нацистской Германии, и “специалистов по расовым признакам”, которые осматривали ромов в 1930-х, напоследок добавляет он.
“Геноцид, который долгое время был незамеченным и забытым” — так говорит об уничтожении ромов на оккупированных нацистами территориях более 80 лет назад Михаил Тяглый.
Прежде всего, не хватало задокументированных свидетельств убийства ромов. Ведь советское руководство предпочитало не выделять ромские жертвы в отдельную этническую группу: мол, погибало все население СССР.
В документах Чрезвычайной государственной комиссии, которая занималась документированием и расследованием преступлений нацистов, есть факты о 60 расправах из 140-ка известных. Однако деталей в них нет: нет дат, места казни, количества погибших, обстоятельств смерти.
Михаил Тяглый считает: это потому, что и для местного населения, и для фиксаторов преступлений ромы были “чужеродным элементом”, присутствующим в населенном пункте только эпизодически.
“И их дальнейшее исчезновение не вызвало у свидетелей чувство потери, которую необходимо тщательно зафиксировать”, – говорит исследователь.
Также считают, что у документаторов нацистских преступлений было очень много работы, а ресурсов мало. В 1950–60-х годах в СССР была вторая волна расследований нацистских преступлений, и тогда собрали уже больше деталей.
Исследователи отмечают, что начали расспрашивать свидетелей тех событий поздно, когда большинство из них уже ушли из жизни. Также объясняют это особенностями их культуры и тем, что и сами ромы “не были достаточно настойчивы в попытках поделиться [приобретенным трагическим опытом] с окружающим обществом”, и мало кто оставил воспоминания об этом.
На ромском языке геноцид ромов обозначают разными словами — “Самударипен” (“убийство всех”), “Пораймос” (“надругательство, изнасилование”), “Кали траш” (“черный ужас”). Однако, по данным Михаила Тяглого, абсолютное большинство ромов не знают этих ромских слов.
Не хватает в Украине и памятников или мемориальных табличек в память об убитых ромах — таких в Украине только близко 11 на 140 известных мест казней цыган.