Донецкая художница Валентина Беро решилась взять в руки «болгарку», отрезала все лишнее от соляных блоков, соединила соляные кристаллы проволокой и подсветила их. А что из этого получилось — показала под открытым небом в городе соледобытчиков.
Валентина Беро приехала в Соледар на 10-дневную арт-резиденцию платформы культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ. Результат своего вдохновения солью Донетчины — инсталляцию «Следы» — показала 30 марта.
«В своем проекте я работаю с образом человека, он на самом деле хрупкий, хотя человек обладает многим (добывает все необходимое ему — и из недр, и над землей, и уже в космосе многое делает). И он зависит от своих действий: что мы сделали, то мы потом и имеем. Хотя мы такие «потребители», но остаемся хрупкими, так как зависим от последствий своих действий. Вот эти прозрачные плиточки из соляного кристалла, из которых сплетено туловище, олицетворяют действия человека в эпоху антропоцена, из которых и составляется его образ», — объясняет идею инсталляции ее автор.
Кроме соляных блоков и кристаллов соли, в инсталляции Валентина Беро использовала проволоку, каркас, деревянные подставки. Также есть подсветка, видная в темноте. Все эти материалы и техники — новые для нее, поэтому работать с ними было интересным вызовом.
Итак, туловище «соляного человека» — из соляных кристаллов, соединенных переплетенной оцинкованной проволокой. Художница надеется, что ржавчина и соль не повредят ее. Также эти переплетенные кристаллы напоминают облик города. Ведь Соледар — это город, возникший благодаря залежам соли.
Прочие элементы инсталляции Валентина изготовила в соляной мастерской из соляных блоков. Ей пришлось взять в руки «болгарку», с которой она никогда не работала. Говорит, это классный опыт — обрабатывать соль электроинструментом. Но в то же время и очень опасный.
«Я все же сделала это инструментами, вызывающими у меня тревогу. Кажется, режется быстрее и легче, но это достаточно экстремально и опасно. В общем, чтобы решиться, — я очень долго об этом думала. Даже не знала, рискну ли. Потому что я очень увлекаюсь процессом и забываю, что эти штуки совсем близко крутятся… Я должна быть очень осторожной, и это требует мега-концентрации, чтобы никуда не спешить. Но мне это необходимо было воплотить и попробовать», — рассказывает Валентина Беро.
Художница говорит, что работа в соляной мастерской напомнила ей работу скульпторов с камнем.
«Эта соль пылью оседает на стенах и на всем, что там находится, и все там выглядит как инсталляция — непривычно это все и красиво.
Это похоже на мастерскую скульпторов, работающих с камнем. Но они стараются работать в открытом пространстве (в полном снаряжении, и там все тоже белое от камня). Камень — еще жестче в плане дыхания (надо иметь больше защиты и обязательно очки)», — говорит Валентина.
Валентина Беро хотела бы (и планировала) представить инсталляцию «на фоне соляных стен», на глубине 300 метров, в соляных выработках Соледара. Но, по ее словам, это сложно было организовать по многим причинам. Во-первых, спуск в шахту для каждого участника презентации платный, а запланировать сколько людей придет, невозможно. Во-вторых, инсталляция весит 150 кг, и требуются усилия для того, чтобы все это спустить и отвезти на место презентации. В-третьих, во время карантина лучше проводить такое под открытым небом. Поэтому от этой идеи отказались.
После презентации инсталляцию установят в помещении платформы культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ в Соледаре.
Читайте также: