Журналисты Свободного радио побывали в шахте, где не добывают уголь. Это – большой муляж под землей, куда водят студентов Донбасского государственного колледжа технологий и управления. Здесь они, не спускаясь на километровую глубину, могут увидеть, как работает настоящее угольное предприятие. Чему там учат – смотрите на фото.
Экскурсию по шахте для журналистов Свободного радио провела преподавательница колледжа, глава областного методобъединения преподавателей горных дисциплин Инна Щербакова.
Учебный полигон в колледже появился в 1963 году, одновременно с самим учебным заведением. Строили его преподаватели со студентами, а оборудование просили у местных шахт.
Колледж – а тогда еще техникум – в первые десятилетия работы выпускал только специалистов для шахт, поскольку в городе в то время было целых 7 угольных предприятий. Теперь их осталось только два, что существенно отразилось на бюджете Торецка.
Это наложило свой отпечаток и на сам колледж. Здесь уже давно не делали капитальный ремонт, а учебная шахта год за годом постепенно превращается в руины. Студенты своими силами подкрашивают стены и борются с разрушениями.
Бросать учебный полигон на произвол судьбы нельзя, потому что именно здесь будущие горняки знакомятся с профессией. Впервые в реальную шахту парни спускаются во время производственной практики. К тому времени у них уже будет представление о ее внутреннем устройстве и специфике работы.
Впрочем, спускаться на учебу так глубоко, как в настоящую шахту, здесь не требуется. Для сравнения, на шахте «Центральной» (старейшей в Украине) уголь добывают на глубине 1240 м, а учебный полигон погружен под землю лишь на несколько метров.
При входе мы сразу видим железнодорожные пути и деревянные настилы. Первые – для электровозов и вагонеток, которые перевозят уголь, объясняет Инна Щербакова. По настилам же передвигаются сами горняки.
Также здесь есть ленточный конвейер для транспортировки ископаемых и мощный вентилятор.
«В шахте необходимо осуществлять интенсивное проветривание, так как там скапливается газ метан. Во-первых, он взрывоопасен, а во-вторых, он вытесняет кислород, поэтому человек может потерять сознание, даже не осознав, что ему не хватает свежего воздуха», – говорит преподавательница.
Но ожидать, что вентилятор будет работать в учебной шахте, не стоит. Он, как и все оборудование здесь – уже нерабочий и только дает общее представление о горном деле.
Кроме приборов, здесь воспроизведены основные локации настоящей шахты. Например, квершлаг – своеобразный коридор, объединяющий угольные участки. Квершлаг завершается глухой стеной, которую разрушают метр за метром, чтобы проход становился длиннее. Для этого в стене бурят отверстия – шпуры – и закладывают в них взрывчатку. Далее мастер-взрывник соединяет все провода и подключает их к подрывной машинке.
После взрыва породу забирает погрузочная машина. На ней видим цифры, нанесенные мелом.
«Это показатели: содержание метана – 0,2%, углерод – 0,02% и температура – 25 градусов. Это норма, которая не должна превышаться. А здесь есть дата, когда была сделана эта надпись», – показывает преподавательница.
Стены здесь, как и в реальной шахте, побелены известняком. Это делается не только для эстетики, но и в целях безопасности.
«Дело в том, что на белых стенах лучше видно угольную пыль, которая является взрывоопасной в определенных концентрациях. Кроме того, если в выработке произойдет взрыв, то он не будет распространяться через угольную пыль, смешанную с известью», – говорит Инна Щербакова.
Обычно занятия в учебной шахте длятся около 40 минут. Но зимой, когда температура слишком некомфортна, долго здесь не задерживаются.
Также студентов торецкого колледжа водят в демонстрационный зал, где собраны основные приборы, которыми пользуются горняки.
Несмотря на то, что горное дело – сугубо мужская профессия, девушек в колледже хватает. Их здесь на первом и втором курсе поровну с парнями. Работать в шахту они не пойдут (такого допуска не дают на законодательном уровне), но могут получить сродную профессию и стать, например, геодезистками.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.