“Учитель должен вдохновлять детей”: номинантка всеукраинской образовательной премии — об учениках, родителях и работе рядом с войной (монолог)
У Тореччанки Елена Седакова 28-летний стаж учительства. В этом году она вошла в десятку лучших учителей прифронтовой зоны по версии конкурса Global Teacher Prize Ukraine. О своем первом уроке, работе в условиях войны и вещах, которые вдохновляют, Елена рассказала нашим журналистам.
Далее — рассказ Елены Седаковой от первого лица.
Мечтала быть программистской, а стала учительницей первоклашек
Когда я сама была школьницей, то не думала, что буду учить других. Я хотела поступать на прикладную математику и стать программисткой, айтишницей, как сейчас говорят. Но не сложилось, и я с одноклассницей подала документы на учителя начальных классов.
После выпуска из педучилища я сразу же устроилась в школу. Мне тогда было 18 лет — молодая учительница, как говорится. Это был 1992 год.
Я рассчитывала, что сначала работать помощницей, а не учительницей. Но в первый класс тогда набрали много детей, и его пришлось разделить на две параллели. Одну взяла уже опытная учительница, а мне досталась другая. Вот так просто, без всякой стажировки.
“Первый урок был ярким, солнечным и неожиданным”
Помню, как я волновалась в первый свой рабочий день. В теории я все знала, а вот опыта у меня не было. Было страшно, что дети не будут слушать, что мне не удастся с ними договориться. Их в классе было аж 36. Они маленькие, их много, а я — одна.
Но я хорошо подготовилась к занятию. У меня было много “фишечек”, “вау-эффектов”, которые захватили дыхание детей. Они все время были заинтересованы, но не теряли внимания. Урок получился действительно ярким, и мне удалось в конце концов побороть волнение. Так я уже с первого занятия показала, что меня надо слушать и уважать.
Не могу сказать, что это было легко, но я справилась с этим вызовом и до сих пор работаю с маленькими детьми в той самой школе Торецкой ООШ №8.
Сложнее найти понимание не с детьми, а с их родителями
А вот с родителями договориться действительно нелегко. Думаю, проблема в этой “пропасти” между ними и их детьми. Когда они учились, это была совсем другая школа, не такая, в которую ходят нынешние дети. За достаточно небольшой промежуток времени произошли такие кардинальные изменения, которые трудно понять.
Возьмем, к примеру, оценивание. Когда учились родители моих учеников, они получали оценки за свои знания. А в Новой украинской школе действует формирующее оценивание — это наблюдение, которое помогает ребенку выстроить его образовательную траекторию. То есть, учительница настраивает ученика на тот процесс, который приведет его к успеху. А родители хотят оценок, баллов. Те комментарии, которые мы предоставляем, понимают не все. Они хотят сразу видеть конечный результат, и в этом проблема.
Но я разговариваю с родителями, пытаюсь их убедить, привожу примеры. Надо просто рассказывать и показывать, что мы проводим с детьми на уроке и результат имеем в конце. Это доказывает, что наши ожидания оправдываются.
“Главное — чтобы ребенок сам тянулась к знаниям”
Я не могу сказать, что старая школа неэффективна, но там было много вещей, которые были “против ребенка”. Например, ребенка не учили просить о помощи. Вот даже когда я училась, учительница не спрашивала утром: “Какое у тебя настроение?”, “С каким настроением ты пришел сегодня в школу?” Тогда это не было принято, не было такой гибкости, которая есть сейчас. Тогда учитель сказал — значит так и должно быть. Из-за этого дети замыкались в себе.
Сегодня же — совсем другая картина. Вот мы с третьим классом в начале года разработали и приняли правила класса, оформили их и сделали стенд. Получилось 8 правил, ученики придумали сами, поэтому им и интересно их соблюдать. А если кто-то нарушает какое-то правило, то уже взываем к совести: “Почему ты сам принял правило и не соблюдаешь его?” Так все понимают, что мы одна команда, для которой важны совместные решения. Больше нет той изоляции, никто не чувствует себя изгоем. Даже если у ребенка неидеальное поведение, он все равно знает, что его услышат и он может высказаться. Вот это и самое важное — чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и сама хотел учиться.
Детей приходится учить под звуки обстрелов
Наша школа находится близко от окраин, где идет война. Поэтому к нам часто доносятся звуки обстрелов. Ведем урок, а стекло дрожит. Вот буквально вчера шла на работу и слышала стрельбу.
В районе, где я работаю, через дорогу от нашей школы есть еще одна. Туда, кажется, в 2016 году прилетали снаряды. Там и стена развалилась, и окна повылетали. Нашу школу, к счастью, это обошло.
Сейчас город уже меньше страдает — не прилетают посреди ночи, посреди дня. Уже под кровати хоть не прячемся.
Победа в конкурсе поможет оборудовать класс необходимым
Я решила участвовать в нынешнем Global Teacher Prize Ukraine, чтобы вдохновить детей на успех. Мотивация должна идти не только от семьи, учитель тоже должен в этом брать участие. И вот этот результат моего успеха чувствуют дети.
Еще хотела как-то улучшить техническое обеспечение класса. У нас не центральная школа, поэтому оснащение, которое я сегодня имею не отвечает всем потребностям. Управление образования насколько было возможно помогло: дали дидактические материалы, ноутбук, проектор. Но это мелочи по сравнению с тем, что должно быть в современной школе.
Когда началась дистанционное образование, у нас даже не было возможности выйти в онлайн. Даже те же телефоны во многих семей кнопочные. То есть, техническая сторона образования сегодня для нас — это самая большая сложность.
Но все равно я рада, что работаю в школе. Каждый день я прихожу в класс и вижу улыбающиеся лица. Дети, рады видеть свою учительницу — это то, ради чего мы и ходим на работу. Результат написан на лице, когда ребенок говорит: “У меня получилось!”. Вот это, пожалуй, и есть счастье.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.