Маленькое село в степи превратилось в один из промышленных и железнодорожных хабов Донбасса и 93 года назад обрело статус города. А первые поезда здесь появились полтора века назад.
О важных вехах из истории города Вильному радио рассказывает старшая научная сотрудница Константиновского краеведческого музея Ася Аренсбург.
По данным историков, Сантуриновку основал в 1812 году переселенец из Греции, помещик Пантелеймон Номикосов. На территорию нынешней Донетчины он прибыл с Донщины.
“Фамилия Номикосовых внесена в список фамилий Войска Донского: грек стал казаком, а греческие переселенцы на Дону – дворянами. Правительство раздавало земли юга страны с условием их заселения», — говорит сотрудница музея.
Новый владелец этих земель скучал по родным краям, поэтому решил дать поселению греческое название.
«Свое имя это село получило по желанию владельца и связано с родным и памятным для него местом в Греции с подобным названием — островом Санторини в Эгейском море», — рассказывает Ася Аренсбург.
Тогдашняя Сантуриновка располагалась в историческом центре современной Константиновки. Это в районе северного путепровода и исполкома.
“Номикосов купил землю у бахмутского купца Четверикова. Главным преимуществом этого места в сельскохозяйственном отношении было то, что эти земли считались лучшими сенокосами в Бахмутском уезде», — отмечают в музее.
Село росло медленно: на 1859 год в Сантуриновке в 54 дворах проживало всего 280 человек. Вместе с селом росла и семья владельца имения: у Пантелеймона Номикосова было 6 сыновей, так что каждому нужно было передать надел земли и хозяйство.
«Номикосов выделил часть земли и крестьян своему сыну Константину, и образовалось село Константиновка. Оно состояло из 2-х дворов и 29 жителей обоих полов», — рассказывает специалистка.
Сменился и владелец самой Сантуриновки. Его потомок принимает решение, которое коренным образом изменяет судьбу села и впоследствии превратит его в промышленный городок.
“В начале 1890-х имение в Сантуриновке перешло следующему представителю династии, Дмитрию Константиновичу Номикосову. Его часть он продал в 1895 году под строительство там стекольного завода», – говорит старшая научная сотрудница музея.
На рубеже XIX-XX веков Сантуриновка немного подвинулась географически и изменила статус.
“В конце XIX века село Сантуриновку перенесли на новое место – сейчас это южная окраина города. Ныне эта часть города называется «Старая деревня» — это рядом с железнодорожным вокзалом. Она становится волостной деревней — центром Сантуриновской волости», — рассказывает сотрудница музея.
Хотя речь шла на тот момент все еще о небольшом поселении с чуть более чем 500 жителями. Относительно села Константиновка — именно на его территории впоследствии построили одноименную железнодорожную станцию, и с марта 1872-го здесь запустили железнодорожное сообщение.
Благодаря железной дороге Сантуриновка начала стремительно развиваться: начали вкладывать средства иностранцы (в том числе бельгийцы), которые тоже поселились здесь. Так, в 1897 году бельгийские капиталисты построили на территории нынешней Константиновки керамический завод «Торецкое общество огнеупорных изделий» и железопрокатный завод.
Так что начало XX века с его бурным развитием стало настоящим «золотым веком» этого городка, как и Донбасса в целом. А затем началась Первая мировая, большевистский переворот 1917 года и национально-освободительная борьба.
На смену царскому режиму пришли «красные», которые сломали старый государственный уклад и начали строить новую “страну Советов”.
В 1926 году Константиновка приобрела статус поселка городского типа. А с 1932 года стала городом областного подчинения, рассказывает директор Константиновского краеведческого музея Рита Карпова.
«Есть «Протокол заседания президиума ВУЦИК от 4 апреля 1932 года о реорганизации органов власти в Горловском, Рыковском, Артемовском, Ворошиловградском, Константиновском и Кадиевском районах». Постановили указанные районы расформировать, а пгт Горловка, Ворошиловское и Константиновка отнести к категории городов», — объясняет глава Константиновского музея.
С этого момента началось развитие Константиновки уже как города, одновременно со стремительной индустриализацией Донбасса и всей страны.