8-13 ноября на кинофестивале в немецком Коттбусе показали документальные фильмы «Терриконы» Тараса Томенко и «ЕвроДонбасс» Корнея Грицюка. Что ими хотели донести режиссеры европейскому зрителю и как отреагировала публика — читайте в материале.
Журналистка Вильного радио посетила кинофестиваль и пообщалась с публикой и режиссерами.
“Мне понравился фильм “ЕвроДонбасс”, для меня это была новая информация. Ведь в школах нас учили, что индустриализацию провела исключительно советская власть. Раньше нам говорили: “Вот это Украина, это Россия, а вы — Европа”. Сейчас вы не должны так говорить. Украина – это часть Европы. И это так не после 24 февраля”, – рассказывает Вильному радио после просмотра фильма участник кинофестиваля Майкл.
Он живет в Берлине с женой-украинкой, несколько раз был на ее родине. Но о Донбассе знал только со школы и впечатлений от футбольного чемпионата Евро-2012.
“Я приехал специально на этот фильм – прочитал о чем он, никогда не слышал об этом [европейском прошлом Донбасса]. Также интересно, как режиссер привнес жизнь в старые фотографии – очень понравился этот прием”, – добавляет мужчина.
По словам режиссеров, на широком экране этот и другие новые фильмы покажут вряд ли скоро.
“Возможно, в следующем году мы еще не знаем, трудно прогнозировать. Прокат фильмов по сути парализован в Украине: нет электричества, оно выключается по 3-4 раза в день, в залах холодно. Теперь мы не делаем и не можем себе позволить каких-либо долгосрочных планов. Ведь не знаем, что произойдет в следующие полторы недели”, — объясняет европейским и украинским зрителям режиссер снятого в Торецке фильма “Терриконы” Тарас Томенко и его коллега.
Фильм “Терриконы” о детях из “серой зоны” в Торецке впервые презентовали на Берлинском кинофестивале 10-20 февраля, за несколько дней до вторжения России.
“Наш фильм мы снимали 4 года в Торецке – это по сути зона боев. Тогда мы уже были уверены, что будет нападение на Украину, и когда говорили об этом западной публике, немцы не верили: “Путин не нападет”. Наш фильм был попыткой докричаться миру, что у нас война более 8 лет”, — сказал режиссер перед кинопоказом.
Сейчас все то, что было в Торецке (разбитые дома и инфраструктура) распространилось по всей Украине.
“До начала [открытой] войны это была Настя с разбитым домом, отцом, которого она потеряла. После 23 февраля мы все, большая часть Украины, превратились в эту Настю. Сеня, который пошел в 1 класс и которому на время съемок было 6 лет, еще не жил в мирное время”, — говорит Тарас Томенко.
В кадре дети ведут себя естественно и непринужденно.
“У нас не было сценария и никогда не было “пойди туда, скажи то-то”. Как-то дети смогли нам довериться, мы не пересекали их личную нравственную и ментальную линию. На 2-3 день съемок они перестали реагировать на камеру и свободно вели себя перед ней”, — вспоминает режиссер.
Главная героиня фильма, Настя, могла бы приехать на “Берлинале”, однако от поездки отказалась.
“У нас уже был билет, гостиница, ковид-сертификат, но в последний момент она отказалась лететь. К сожалению, она и сейчас остается в Торецке, они не были эвакуированы. Мы приложили огромные усилия, чтобы это было сделано. Но мама решила, что они должны оставаться там. В Торецке сейчас нет электричества, воды и газа. И в последний раз, когда мы разговаривали, они готовили последнюю пачку манной каши на костре”, — рассказывает Тарас Томенко.
Режиссер также объяснил, почему именно так назвал фильм.
“Терриконы для меня – это метафора отработанной, никому не нужной породы, из которой взяли все ценное. Так же и население Донецкой и Луганской областей было морально запущено. “Терриконы” — это метафора этого места и этих людей”, — говорит кинохудожник.
Он объяснил европейским зрителям, что на Донбассе, как и во всей Украине, планомерно искоренялось все украинское.
“Украинская культура не доходила туда [на украинский восток], и это была целенаправленная политика России. Чтобы в результате там появились “ДНР” и “ЛНР”, чтобы взрастить там подобных россиянам людей. Думаю, после 24 февраля все это изменится: все мифы, навязываемые Россией, пелена у людей просто спадут с глаз. Люди должны понять, что это просто огромный 70-летний обман”, — рассказывает Тарас Томенко.
А пока Украина и ее Вооруженные Силы борются с российскими оккупантами, уничтожающими все украинское.
“Для нас это цивилизационная война, потому что когда россияне оккупируют территорию, они в первую очередь ставят памятник Ленину и зачеркивают украинский язык, и это признак геноцида — это нужно четко понимать”, — говорит напоследок украинский режиссер.
“ЕвроДонбасс” — это документальный фильм о европейских инвесторах-промышленниках, которые в конце XIX — начале XX века построили десятки, если не сотни предприятий на территории нынешних Донецкой и Луганской областей. И о том, что этот край индустриализировал далеко не только Сталин и не на пустом месте. Поэтому Донбасс не “возвращается в Европу”, он уже давно был европейским, только все упоминания об этом пытались уничтожить советские власти.
В фильме несколько блоков о промышленном наследии 5-х наций:
Фильм динамичен: на кадрах много фактов и артефактов из прошлого — старинных фотографий, открыток, изображений ценных бумаг того времени на разных языках с названиями “Константиновка”, “Дружковка”, “Славянск” и так далее. Эту старину “оживили” компьютерной графикой: из труб шахт и заводов идет дым, свистят гудки, двигаются вагонетки, лошади шевелят хвостами и бьют копытами.
Среди исторических кадров есть комментарии нескольких экспертов, среди которых исследователи промышленного наследия Донбасса Леонид Марущак, Дмитрий Пиркл, Михаил Кулишов, местные краеведы и активисты. Также весомые обобщающие слова о тех процессах говорит философ и религиовед из Донецка, бывший узник тюрьмы “Изоляция” в оккупированном россиянами центре Донецка Игорь Козловский. О бельгийцах говорит бывший посол Украины в Бельгии Евгений Бершеда.
В фильме есть видеокадры из нынешнего Донецка в условиях российской оккупации. На вопрос, как съемочная группа смогла раздобыть такие кадры, режиссер ответил:
“У меня до сих пор есть связь с Донецком и людьми там. Люди согласились помочь, бесплатно сняли виды города на мобильный телефон. Таким образом, мы смогли включить в фильм кадры современного Донецка”, — говорит Корней Грицюк.
По его словам, большую часть архивного материала его команда получила от европейских партнеров бесплатно.
“Великобритания предоставила нам материалы. Из Бельгии материалы компании “Сольве” тоже — они до сих пор работают во многих странах, это европейский фармацевтический гигант, и гордятся этими страницами своей истории. Они инвестировали многое в Донбасс и до сих пор помнят об этом и до сих пор сохраняют исторические фото из нашего края также”, — рассказал режиссер.
Многие материалы о Мариуполе они получили от компании Рината Ахметова “Метинвест”. Единственное, за что пришлось много заплатить, — это за старые советские пропагандистские кинохроники из кинофотоархива. Принципиально не покупали ничего в российских архивах, хотя там и были хорошие материалы для фильма.
О роли, которую сыграли европейцы в Донецкой и Луганской областях, не знает и подавляющее большинство украинцев, и даже местных жителей, сказал режиссер фильма Корней Грицюк, обращаясь к зрителям.
“Это фильм не только об Украине, а также о нашей мощной связи в прошлом между Украиной и Западной Европой, особенно Германией. Думаю, 90% украинцев ничего не знают из того, что в этом фильме. И на Донбассе тоже. И этой частью промышленной истории легко манипулировать, чем и воспользовалась советская и российская пропаганда. Думаю, очень важно говорить правду о том периоде”, — сказал после просмотра фильма режиссер.
Уроженец Донецка, Корней Грицюк и сам когда-то не знал о валлийских основателях города.
“Там мы всегда говорили о британских основателях города как о каких-то мифических, фольклорных, сказочных персонажах. Все знали, что Донецк основал Джон Хьюз, но не знали, что именно он сделал, где его наследство. Так что мне было интересно в этом покопаться — мы собирали материал около года”, — сказал он зрителям.
Одна из зрительниц после просмотра фильма сказала:
“Я очень ждала этот проект, помню его анонс 2 года назад. Я была в Мариуполе прошлым летом, и когда мы ездили в тур туда, там фокусировались на теме греческого или еврейского прошлого города. Отлично, что вы сохранили эти образы. Надеюсь, вы сможете продать этот фильм кому-то из прокатчиков в ЕС, чтобы мы смогли посмотреть эту ленту по телевизору”, — сказала женщина.
Режиссер фильма ответил, что команда ведет такую работу с европейскими дистрибьюторами.
Украинский фильм “A House Made of Splinters”, или “Дом из заноз”, вошел в пятерку номинантов Европейской киноакадемии. Ленту снимали более двух лет в Донецкой области авторы из Украины, Дании, Швеции и Финляндии. Это фильм о детях из сложных семей, которые попали в приют на востоке Украины. В детдоме они проводят 9 месяцев, в это время воспитатели пытаются создать для малышей безопасное пространство у линии фронта.
Читайте также: