Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект об усилении мобилизации: что прописали в изменениях (ОБНОВЛЕНО)
Законопроект об усилении мобилизации, из которого исключили нормы по демобилизации военных, поддержали в Верховной Раде сегодня, 11 апреля. За то, чтобы принять его в целом, проголосовали 283 народных депутата.
Об этом сообщили в пресс-службе Верховной Рады Украины.
На официальном сайте еще нет окончательного текста законопроекта №10449, который будут подписывать председатель Верховной Рады и президент. От первого чтения ко второму прошло более двух месяцев, ведь к документу подали более четырех тысяч поправок.
“Законом усовершенствованы процедуры проведения мероприятий мобилизации, воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, социальной защиты военнослужащих, а также отдельные вопросы прохождения военной службы для улучшения качества подбора личного состава во время доукомплектования боевых подразделений для отпора вооруженной агрессии против Украины”, — уверяют в пресс-службе Верховной Рады.
Основные принципы принятого законопроекта №10449 предусматривают:
Военный учет
- все призывники, военнообязанные и резервисты через 60 дней со дня вступления в силу Закона, должны явиться в ТЦК, в ЦНАП или воспользоваться электронным кабинетом и пройти сверку персональных данных с учетными данными ТЦК;
- мужчины, которые имеют специальные звания и проходят службу в правоохранительных органах, налоговой, таможенной службе и т.д., а также уволены с такой службы, должны в течение 60 дней после принятия законопроекта стать на воинский учет военнообязанных в ТЦК по своему месту жительства;
мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, которые сняты с воинского учета в связи с выездом за пределы Украины на срок более трех месяцев, должны стать на воинский учет.
Кроме того, в законопроекте прописана норма, которая обязывает иметь при себе во время военного положения или во время проведения мобилизации военно-учетный документ и предъявлять его по требованию вместе с документом, удостоверяющим личность.
Также предусматривается добровольная регистрация в электронном кабинете призывника, военнообязанного или резервиста.
Мобилизация и повестки
В законе предлагают ввести обязательное прохождение медосмотра для всех военнообязанных.
В оповещении военнообязанных во время мобилизации вместе с ТЦК будут участвовать полиция, местные органы государственной власти, представители местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций.
Впрочем, законопроектом предусматривается ряд причин, по которым гражданин может не попасть по повестке в ТЦК:
- препятствие стихийного характера;
- болезнь гражданина;
- военные действия на соответствующей территории и их последствия;
- смерть близких родственников.
Бронь от мобилизации
Не будут подлежать призыву на военную службу по мобилизации следующие категории:
- на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет, (не касается военнообязанных, имеющих задолженность по уплате алиментов);
- имеющие детей в возрасте до 18 лет, если второй из родителей таких детей умер, лишен родительских прав, признан пропавшим без вести, а также, когда человек самостоятельно воспитывает и содержит ребенка по решению суда;
- усыновители, опекуны, попечители и другие люди, на содержании которых находятся дети, которые до момента усыновления стали детьми-сиротами или детьми лишенными родительской опеки;
- занятые постоянным уходом за больной женой (мужем), ребенком или родителями, если человек сам нуждается в постоянном уходе по медицинскому или врачебному заключению;
- опекун человека, который признан судом недееспособным;
- имеющие жену (мужа) из числа людей с инвалидностью I или II группы;
- имеющие жену (мужа) из числа людей с инвалидностью III группы, установленной вследствие онкологического заболевания, отсутствия конечностей, одного из парных органов, или при наличии у человека с инвалидностью III группы онкологического заболевания, психического расстройства, церебрального паралича или других паралитических синдромов;
- имеющие одного из родителей с инвалидностью I или II группы при условии отсутствия других людей, которые не являются военнообязанными и в соответствии с законом обязаны их содержать;
- члены семьи второй степени родства человека с инвалидностью I или II группы, занятые постоянным уходом за ним;
- члены семей (муж, жена, сын, дочь, отец, мать, родной (полнородный) брат или сестра) людей, которым посмертно присвоили звание Герой Украины;
- педагогические работники учреждений профессионального предвысшего образования;
- зачисленные в интернатуру соискатели образования;
- граждане, которые проходили военную службу и были уволены со службы в запас в связи с освобождением из плена (таких людей могут призвать на военную службу по согласию);
- военнообязанные до достижения 25-летнего возраста, которые прошли базовую общевойсковую подготовку или базовую военную службу (таких людей в указанный период могут призвать на военную службу по согласию).
Кроме того, законопроект предлагает исключить возможность уклоняться гражданам от призыва по мобилизации путем поступления в учебное заведение для получения второго, третьего высшего образования (бакалавр и магистр).
Бронь от мобилизации заберут и у работников предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны.
Санкции за уклонение от воинского учета и мобилизации
Законодатели предлагают ограничить права на управление транспортными средствами во время мобилизации, если гражданин не будет выполнять требования ТЦК о выполнении обязанностей.
Также предоставление консульских действий в зарубежных дипломатических учреждениях Украины будет осуществляться при условии уточнения гражданином своих персональных данных с учетными данными в ТЦК.
Кроме этого, в условиях военного положения оформление паспортных документов за рубежом для мужчин в возрасте от 18 до 60 лет будут осуществлять при условии наличия у них военно-учетных документов.
Военная служба
Предлагается ввести базовую военную службу для мужчин в возрасте от 18 до 25 лет, которая будет длиться:
- в мирное время – до пяти месяцев, из которых до трех месяцев осуществляется базовая общевойсковая подготовка, а до двух месяцев — профессиональная подготовка;
- во время действия военного положения – до трех месяцев, из которых не менее одного месяца осуществляется базовая общевойсковая подготовка, а до двух месяцев — профессиональная подготовка.
- Обязательная военная подготовка для студентов и мобилизация с 25 лет: что Минобороны предлагает изменить новым законопроектом
Также в законопроекте прописали возможность краткосрочных контрактов на военную службу во время военного положения — на один год для граждан от 18 до 25 лет, медицинских специалистов и психологов.
Как будут мотивировать военнослужащих
- Ежегодными основными отпусками продолжительностью 30 дней во время действия военного положения, в течение календарного года может предоставляться частями, при этом одна часть не менее 15 календарных дней.
- Дополнительные отпуска продолжительностью не более 15 календарных дней в год за уничтоженную технику.
- Дополнительные отпуска военнослужащим, освобожденным из плена, продолжительностью 90 календарных дней с сохранением денежного обеспечения.
- Размером единовременного денежного пособия в случае гибели военнослужащего, которая не может составлять менее 15 миллионов гривен.
- В случае заключения контракта, единовременно будут предоставлять сертификат на покупку транспортного средства в размере 150 тысяч гривен.
- В случае заключения первого контракта будут предоставлять единовременную компенсацию 50 процентов от первого взноса по программе “Е-дом”, а еще дополнительные 100 тысяч гривен после первого года военной службы, и еще 100 тысяч гривен после второго.
- Снятием штрафных санкций, пени за невыполнение обязательств перед предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, в частности, банками, а также процентов за пользование кредитом (кроме кредитных договоров о приобретении имущества или автомобиля).
Напомним, парламент хочет получить от Генштаба и МОУ отдельный законопроект о демобилизации военных в течение следующих восьми месяцев.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.