Ігор Козловський біля книг

16 февраля могло бы исполниться 70 лет выдающемуся религиоведу, преподавателю, философу с украинского востока Игорю Козловскому. Блестящий оратор, эрудированный ученый, он умел объяснить студентам, журналистам, обществу сложные процессы вокруг религии и церкви на простом языке. Но два года плена в застенках оккупированного Донецка подорвали его здоровье и свели в могилу. Делимся тем, о чем ученый рассказывал Вильному радио в разные годы.

 

Последний раз журналисты Вильного радио общались с Игорем Козловским летом 2023-го, за два месяца до его внезапной смерти

Для справки:
Игорь Козловский родился в Макеевке, жил в Донецке. Учился на историка в Донецком госуниверситете, читал лекции по религиоведению в украинских и американских вузах. Являлся старшим научным сотрудником в отделении религиоведения Института философии НАН Украины. При жизни Игорь Козловский написал 50 научных работ и более 200 статей.

Когда в 2014-м Донецк оккупировали российские захватчики, религиовед не успел покинуть город, поскольку должен был ухаживать за больным сыном. В январе 2016-го ученого схватили российские наемники непризнанной “ДНР”, засадили за решетку и подвергали пыткам. В декабре 2017-го пленника освободили во время обмена пленными.

В последние годы жизни Игорь Козловский продолжал работать. Он рассказывал широкой публике о застенке оккупантов “Изоляция” в Донецке. В 2021-м Игорь Козловский стал одним из консультантов фильма “Евродонбасс”. Фильм был о том, как европейские инвесторы на рубеже XIX-XX веков создавали промышленность на украинском Востоке. В фильме ученый рассказывает о европейских страницах истории Донетчины и Луганщины.

Ігор Козловський портрет
Фото: Facebook/ Constantin Sigov

 

Игорь Козловский обладал энциклопедическими знаниями о религии и в частности о христианстве. Этими знаниями он делился и с журналистами. Вот интересные фрагменты разговоров журналистов Вильного радио с ним.

О том, как оккупанты подчинили епархии Украинской православной церкви всей Донетчины напрямую РПЦ

“Это экспансия: если говорить простым языком, то они (россияне, — ред.) пытаются “застолбить [за собой] территорию”. Это еще один штрих того, что мы с вами видим союз УПЦ с Московским патриархатом, хотя они говорят, что разорвали отношения”, — комментировал Вильному радио религиовед.

О том, как поступить с приходами УПЦ Московского патриархата после деоккупации украинской территории

“Люди на тех территориях (временно оккупированных РФ, – ред.) уже ориентированы со своими священниками на Россию. Мы не можем вмешиваться в дела церкви. Мы можем только [после деоккупации] найти проблемы, связанные с коллаборантством у людей, и тогда к ним будут претензии согласно действующему законодательству. Но мы не можем ограничивать свободу совести. Человек даже в тюрьме имеет право исповедовать свою веру. Это так называемое “естественное право”.

Ігор Козловський біля картин
Фото: Facebook/ Igor A. Kozlovskyy

 

 О сотрудничестве православных священнослужителей с КГБ в советское время

“Известно, что в СССР после каждой поездки за границу священники обязательно писали отчеты о своих поездках. Они были там делегатами на разных мероприятиях. Их специально стимулировали, чтобы они ездили за границу и показывали, что “у нас в СССР свобода совести”. И это тоже была форма сотрудничества, иначе им невозможно было выжить”.

О том, как в 1990-2000-х власть в Донецкой области срасталась с УПЦ МП

“После развала Советского Союза, УПЦ МП продолжала находиться в фарватере российской церкви. Это создавало определенный изоляционизм. Возникло соединение с местными структурами, местными властями. В начале 1990-х они (священнослужители Донетчины, — ред.) уже начали такую ​​работу, чтобы у местных чиновников создавалось впечатление, что они якобы являются таким стержнем, на который нужно опираться. Священники начали благословлять, их приглашали на различные мероприятия, где они что-то освящали. И таким образом священники входили в личные отношения с чиновниками, в отличие от многих других религиозных организаций, не менее важных для украинского общества (протестантских общин, греко-католических общин, какие у вас [были] в Бахмутском районе в Звановке: они спокойно работают, помогают, но не становятся таким фактором беспокойства для гражданского общества).


У многих чиновников при формировании “Партии регионов” этот момент стал одним из доминирующих. Психологически они (священники УПЦ МП, — ред.) тяготели к тому, чтобы государство создавало [для них] какие-то преференции (четко запрещено создавать какие-либо преференции для одних организаций или притеснения для других). В УПЦ МП начал создаваться миф о своей особенности, и это стало одним из факторов событий, начавшихся в 2014-м. Недаром же в квазиобразованиях “ДНР”, “ЛНР” они являются господствующим религиозным сообществом — это продолжение тенденции с 2000-х годов. Все религии равны перед законом. Точка. Все организации равны перед законом”.

Ігор Козловський з мікрофоноом
Фото: Facebook/ Andriy Zelinskyy

 

О необходимости для современной власти Донетчины дистанцироваться от УПЦ МП

“Они начинают понимать, [что религия не должна иметь влияние на власть], но, если уже установлены личностные отношения (например, вы лично знаете этого человека, вы с ним сидели, ели), и сейчас нужно быстрее заталкивать [свои действия] в рамки закона – это психологически труднее. И этот момент психологических (и, возможно, не только психологических) связей — если они будут продолжаться, то могут возникать вопросы”.

О “гумконвое” из России для Киево-Печерской лавры во время пандемии COVID-19 весной 2020-го

“Безусловно, эти “гумконвои” – это, во-первых, не только очень опасно [учитывая тогдашнюю эпидситуацию]. Мы видели с 2014 года, во что это превращается: это форма агрессии. Это безнравственно, потому что в этих “гумконвоях” приходило оружие, убивали наших граждан, пытали в подвалах. И все эти люди будут еще нам провозить через наши границы какую-то гуманитарную помощь для своей “пятой колонны”? Это вообще позор”.

Ігор Козловський портрет
Фото: Facebook/ Igor A. Kozlovskyy

 

Почему предстоятель УПЦ Филарет не возглавил ПЦУ после обретения Украиной Томоса в 2018 году

“Филарет не является объединяющей фигурой. Нужно знать особенности его характера: он очень амбициозный человек. Был объединяющий Собор, и была договоренность, что он не будет выдвигать свою кандидатуру [на сан Патриарха новосозданной канонической независимой Православной церкви Украины], что он будет просто Почетным Патриархом ПЦУ (хотя в истории церкви такого сана нет).

Православной церкви Украины требовались новые кадры, новое видение, новая концепция построения церкви. А у Филарета – устаревший стиль еще с московских времен, из РПЦ. Иначе построенной, иерархической и авторитарной. И Филарет — человек, привыкший к авторитарному руководству. А ПЦУ сейчас развивается на более демократических началах, где есть участие и священников, и мирян, и украинской интеллигенции”. 


Игорь Козловский скончался 6 сентября 2023 года. В последний путь его провели из Михайловского Златоверхого собора столицы десятки человек. Как это было — читайте в фоторепортаже “Человек необычайной внутренней свободы”: в Киеве простились с религиоведом с Донетчины Игорем Козловским”.


Загрузить еще