Современные лаборатории в лицеях, общежития для тех, кто живет далеко от образовательного учреждения и сельские школы без старших классов — такое и не только предусматривает этап образовательной реформы в Украине, который будет касаться учеников 10-12 классов. Учиться по новым стандартам начнут тысячи старшеклассников уже в 2025-м в рамках пилотного проекта. В Донецкой области же присоединиться к нововведениям планируют двумя годами позже. Однако планы строят уже сейчас.
Журналисты Вильного радио посетили общественное обсуждение реформы профильного среднего образования Донетчины и расспросили чиновников о нововведениях.
НУШ — это школа, в которую приятно ходить ученикам. Так в Минобразования презентуют реформу, которую назвали “Новая украинская школа”. Внедрять ее начали в 2017-м: тогда нововведения испытали первоклашки ста украинских школ. С 2018-го уже во всех первых классах начали обучение по новым стандартам.
В 2022-м эстафету внедрения реформы НУШ подхватили и ученики 5-х классов. В следующем году, в 2025-м, пилотный проект “Новой украинской школы” планируют запустить в старших классах (присоединятся около 100 украинских школ). В 2027-м реформа должна стартовать в профильном (то есть, после 9 класса) образовании по всей Украине. Окончательно она завершится в 2033 году, когда старшая школа будет разделена на академическую и профессиональную.
Реформа предусматривает как нововведения в школьной программе, так и изменения сети образовательных учреждений. Ключевое — это то, что вместо обычных общеобразовательных школ должны появиться 3 типа учебных заведений: начальная школа (1-4 классы), гимназия (5-9 классы) и лицей (10-12 классы). Учебное заведение может быть смешанного типа или иметь структурное подразделение (например, дошкольное звено или начальную школу). А вот старшеклассники обязательно будут учиться отдельно.
«Идея реформы — в том, чтобы 10, 11 и 12 классы были отделены от 1-9 класса. И чтобы на базе этих новых заведений (они будут называться академические лицеи) была создана новая материально-техническая база, новые лаборатории. Чтобы там училось большое количество детей и эти дети имели возможность выбирать для себя предметы», — объясняет Валентина Полторак, менеджер швейцарско-украинского проекта DECIDE.
Ученики лицеев смогут выбирать предметы, которые хотят изучать подробнее. И каждый учебный год количество таких профильных дисциплин будет расти.
«Должны появиться новые предметы, сейчас работают над разработкой содержания академических лицеев и старшей профильной школы. Эти предметы очень часто будут интегрированы, то есть, например, физика, химия и биология будут изучаться вместе. Это такой мировой опыт. Ну, например, вы изучаете космический корабль. И с точки зрения космического корабля вы смотрите на физику, химию и биологию, как себя чувствуют живые существа, которые находятся на его борту. Это пример для общего понимания», — продолжает Валентина Полторак.
Для того, чтобы старшеклассники смогли изучать профильные предметы глубже, понадобится немало денег. В частности, для создания специальных лабораторий. Конкретную сумму, говорит заместитель министра образования и науки Дмитрий Завгородний, еще не подсчитали. Однако вкладываться в создание лицеев в малонаселенных громадах не станут, опираясь на пример европейских стран.
«Большинство стран ЕС решили для себя, что старшая школа, колледж или заведение профессионального образования в сельской местности, то есть там, где населения очень мало, работать не может. Потому что эти заведения, чтобы были качественными, должны быть большими», — дополняет чиновник.
Поэтому в областных администрациях уже сейчас должны определиться, в каких громадах целесообразно создавать лицеи. Это должны подсчитать на основе количества детей, которые сейчас учатся в 4-6 классах, а соответственно через несколько лет пойдут в 10-е. Если в громаде детей будет меньше, чем нужно для создания лицея, — школьники будут ездить учиться в соседние населенные пункты. По планам, детей, живущих в пределах 10 километров от образовательного учреждения, будут забирать школьные автобусы. Для тех, кому ездить еще дальше, планируют создать общежития.
Несмотря на то, что реформировать сеть учебных заведений должны с 2027 года, некоторые громады уже присоединились к нововведениям. Одна из первых — Краматорская, там изменения ввели еще в 2021-м.
«Мы одна из первых громад, которая поддержала реформу профильного среднего образования. Мы изменили сеть и сузили круг учебных заведений, которые будут набирать исключительно начальное звено, которые будут набирать детей с 1 по 9 класс и которые будут исключительно лицеями. Сейчас мы сужаемся до трех заведений, которые будут набирать только 10 классы. А всего в громаде сейчас 24 учебных заведения», — рассказал Вильному радио секретарь Краматорской городской ВА Игорь Сташкевич.
Начали раньше, чем требовал закон, и перепрофилируют до сих пор также школы в Покровской громаде. В частности, в этом году там должны провести общественные обсуждения, чтобы создать гимназии со структурными подразделениями (то есть учебные заведения, где будут учить детей по 9 класс) в Новотроицком и Гришино.
Как объясняет начальница Покровского отдела образования Любовь Воротинцева, сейчас задача чиновников — убедить родителей в целесообразности такого перепрофилирования. Ведь без их согласия по результатам обсуждений могут пока (по крайней мере до официального старта этапа реформы) оставить все как есть.
“В 2021 году было 22 учреждения общего среднего образования, на сегодня 19. Из них 1 начальная школа, 13 гимназий (уже перепрофилированных или которые планируем перепрофилировать следующим летом) и 5 школ, которые мы рассматриваем на роль лицеев”, — делится результатами и планами чиновница.
В целом же в этом учебном году в Донецкой области функционируют 254 учреждения общего среднего образования:
Два из них — областное учреждение социальной реабилитации и колледж спортивного профиля им. С. Бубки — работают очно в эвакуации. Другие же предоставляют дистанционное образование, там учатся 76,2 тысячи детей.
До июня 2025-го в областных администрациях должны создать планы сети учебных заведений в соответствии с новыми требованиями. В частности, должны определить, какие школы станут лицеями или гимназиями.
В Донецкой области (как и в других приближенных к фронту регионах) должны разработать два плана: “позитивный” — на случай, если до старта этого этапа реформы (в 2027-м) завершатся боевые действия и ученики смогут вернуться к очному обучению в области, и “негативный” — в случае, если ситуация не изменится или ухудшится.
«Негативный сценарий — как это есть по состоянию на сейчас. То есть утверждать в этой сети школы, которые являются релоцированными в другие области, и школы, которые остаются на подконтрольной территории», — объясняет замминистра образования и науки Дмитрий Завгородний.
Старт этапа реформы старшей школы запланирован на 2027-й год. Однако около сотни школ примут участие в пилотном проекте уже в следующем учебном году.
» — Мои коллеги из Министерства образования уже получали заявки от всех областей, выбирали те, где уже создана отдельная старшая школа с большим количеством детей, оборудованием и учителями, которые готовы это пилотировать.
— Я правильно понимаю, что в пилотном проекте примут участие только те школы, где дети учатся оффлайн?
— В общем, школа может предоставлять и онлайн обучение. То, о чем я рассказывал, — предметы на выбор, новые программы, новые курсы — это может быть независимо от того, дистанционное обучение или нет», — делится Дмитрий Завгородний.
Впрочем, по словам директора департамента образования и науки ДонОГА Татьяны Сидашевой, образовательные учреждения Донетчины не присоединятся к пилотному проекту именно из-за отсутствия офлайн обучения.
«К пилотному проекту мы пока не сможем присоединиться, потому что мы предоставляем сейчас только дистанционное образование. Нужна не только нормативная база, но и материально-техническая база и возможности. Иметь виртуальный кабинет физики, химии, биологии и действительно иметь базу, где можно проходить практику — это совсем разные вещи», — говорит Татьяна Сидашева.
Поэтому планы строят на 2027 год. Ожидается, что тогда для старшеклассников Донетчины заработают:
Отметим, из 29 лицеев 7 — расположены на временно оккупированной территории. 12 — на территории активных боевых действий, 10 — на территории возможных боевых действий.
В 23 территориальных громадах лицеи создать не смогут. Зато там планируют заключить меморандумы о сотрудничестве с другими громадами.
Также перепрофилировать планируют:
В 12 громадах будет 21 начальная школа, из которых 8 школ будут иметь дошкольное подразделение.
Планы сетей образовательных учреждений областные чиновники должны подать в МОН до июня 2025-го. После чего документы передадут представителям правительства — там должны утвердить нововведения до 1 сентября 2025-го.
Напомним, ранее мы рассказывали, что в украинских школах могут появиться карьерные советники. Планируется, что они будут помогать ученикам 8-9 классов определиться с будущей профессией.