Поддержать
Традиційний звичай на Івана Купала -- стрибати через вогнище, коли воно згасає
Фото: з відкритих джерел

Ежегодно 7 июля украинцы отмечают народно-христианский праздник Ивана Купала. Во всех регионах Украины его отмечают по-разному, хотя все традиции и обряды связаны с огнем и водой. В Донецкой области, в селе Звановка, этот день празднуют по давним традициям своих предков — лемков и бойков. К древним обычаям местные добавляют интересные современные детали. 

О том, как празднуют Ивана Купала в Звановке на Донетчине и что в последние годы препятствует его проведению, рассказала Вильному радио руководитель общественной организации «ЧаРы» Юлия Тимчак.

«Огонь и вода — именно эти природные явления объединяют праздник Купайла» 

«Праздник Ивана Купала имеет народно-христианские корни. С давних времен он символизирует рождение летнего солнца Купала, а христианская церковь считает 7 июля днем ​​рождения Иоанна Крестителя. Однако мы его не считаем религиозным. Купайла — народный праздник, потому что это наши давние традиции”, — говорит Юлия Тимчак. 

Ивана Купала на Донетчине: жители Звановки празднуют этот день по традициям предков
Фото из альбома Юлии Тимчак. На фото — семья Тимчак

Огонь и вода изначально связывают человека и природу, говорит Юлия. Именно с этими явлениями связывают традиционные купальские обычаи и обряды — купание в водоемах, разжигание больших костров, плетение и пускание по воде венков. 

“Ивана Купала на Донбассе отмечали всегда. Я местная, из Никифоровки. Так что еще с детства помню народные гуляния, которые проходили в этот праздник. Мы постоянно жгли у пруда костер. Когда он угасал,  кто хотел, прыгал через него. У кого было желание — тот встречал рассвет. Это были настоящие народные, молодежные гуляния. Это верование народа в святые искренние чувства, в силы природы, которые она дает человеку. Ведь огонь и вода, в разумном смысле, очень полезны для нас”, — рассказывает Юлия.

В каждом уголке Украины праздник Ивана Купала люди отмечали по-своему. В разных регионах оно имело свои особенности, в том числе и в Донецкой области
Фото: из открытых источников

“С 1951-го в Звановке на Ивана Купала ежегодно жгут субитку”

В 1951 году переселенцы из Западной Украины, лемки и бойки, привезли на донецкую землю новую купальскую традицию — жечь субитку.

“На Западной Украине есть гора Суботка. На ней разводили огромный костер и проводили там на Купайла народные гуляния. Оттуда и пошел обычай — жечь субитку”, — объясняет Юлия Тимчак. 

В 1951 году переселенцы из Западной Украины, лемки и бойки, привезли на донецкую землю новую купальскую традицию — жечь субитку
Фото из альбома Юлии Тимчак

К установлению субитки подключаются все местные жители.   

“Это общее дело. Каждый знает, договаривается, кто и что будет делать. Население самоорганизовывается, чтобы построить огромную субитку. Люди приносят всякие возможные вещи — древесину в основном и старые скаты. Раньше по центру закапывали огромный столб, на который надевают ветки”, — рассказывает Юлия.  

Ивана Купала: традиции в Звановке

Вечером 6 июля, как стемнеет, возле субитки собирается все село. И начинается народное гуляние. 

“В Звановке вокруг субитки водили хороводы, танцевали и пели песни.  Играли в народные игры и развлекались. Обязательно плели венки из разнотравья, затем их пускали на воду и загадывали желания. Когда была такая возможность, в центре венка привязывали свечи — для этого нужна специальная конструкция. Необходимо, чтобы венок плыл по течению, ведь по традиции девушки пускают венки, а парни их потом вылавливают из воды — вот так и женятся, создают молодые пары”, — рассказывает Юлия Тимчак.

На Ивана Купала обязательно плели венки из разнотравья, затем их пускали на воду и загадывали желания
Фото: из открытых источников

По традиции на Ивана Купала, чтобы узнать свою будущую судьбу, молодежь прыгает через костер. 

“Влюбленные должны прыгнуть через огонь. Если их руки не распадутся, значит они будут навеки вместе. Но такое возможно, когда горит маленький костер. Именно такое практикуют в других наших селах, а в Звановке — нет. У нас очень большая субитка, поэтому прыгать никак. После праздника она догорает еще 2-3 дня”, – говорит Юлия.

Новые купальские традиции и рок-фестиваль OLGA

Каждый год народные гуляния в ночь на Ивана Купала в Звановке дополняли новыми интересными современными деталями.

“Это красивые хореографические постановкиодевали молодежь в аутентичные длинные белые рубашки с украинской вышивкой и они босиком танцевали под народные песни. Также проводили мастер-классы по плетению венков и мотанок из разнотравья. Наши девушки-волонтерки с удовольствием учат тех, кто не умеет этого делать”, — говорит Юлия Тимчак.

За несколько лет до начала «ковидного» карантина звановские общественные активисты и предприниматели организовали на Купала рок-фестиваль ОLGA, к которому добавили этнические мотивы.

Идея этого фестиваля принадлежит местному активисту, музыканту Роману Тимчаку. Фестиваль он назвал именем своей творческой музы и любимой жены.

Идея рок-фестиваля принадлежит ОLGA звановскому местному активисту, музыканту Роману Тимчаку. Фестиваль он назвал именем своей творческой музы и любимой жены
Основатель рок-фестиваля ОLGA (справа) с соорганизаторами. Фото из альбома Юлии Тимчак

“Этот фестиваль немного неистовый. Фаер-шоу, салюты, фейерверки, гиганты на ходулях, байкеры — драйвовое молодежное направление. Всю ночь непрерывное движение, огромная сцена, на которой громыхает музыка. Две громады, Звановская и Северская, бодрствуют, все гуляют — отмечают праздник Купайла серьезным мощным фестивалем”, — восторженно рассказывает Юлия.

На фестиваль приезжали музыкальные группы из Лимана, Бахмута, Соледара, Северска и Часов Яра.

На фестиваль ОLGA приезжали музыкальные группы из Лимана, Бахмута, Соледара, Северска и Часов Яра
Фото из альбома Юлии Тимчак

Два года фестиваль проходил в Звановской громаде, один раз — в Соледаре. Его хотели вернуть домой, однако первым препятствием стал карантин, а в этом году — полномасштабная война с Россией. 

Два года фестиваль ОLGA проходил в Звановской громаде
Фестивальная команда на Банячку – месте, где жгут субитку. Фото из альбома Юлии Тимчак

“Еще в марте мы планировали: на Купайла будем праздновать большую украинскую победу в открытой войне с Россией этнографическим фестивалем OLGA на нашей субитке, на нашей маленькой речке Бахмутка, на непокоренной Донетчине. Однако как желалось, не сложилось. 6-7 июля мы уже немного не успеваем, но от идеи проведения масштабного украинского фестиваля именно в Звановской громаде во имя великой украинской победы не отказываемся. Он обязательно будет, пока стоит вопрос когда”, — говорит Юлия Тимчак. 

«Традиции народных гуляний нужно сохранять и совершенствовать» 

С верой в будущую украинскую победу местные активисты уже строят планы оборудовать на месте купальских гуляний открытую уличную площадку. 

“На этом месте все время собирается молодежь, поэтому именно на этой открытой площадке мы хотим сделать что-нибудь натуральное, традиционное. Например, поставим огромные деревянные качели в виде лодки, как в фильме “Вавилон ХХ”. Ведь традиции народных гуляний и игр нужно сохранять. Просто их нужно постепенно совершенствовать и развивать на современный лад”, — поделилась планами своей общественной организации Юлия Тимчак.

Ивана Купала на Донетчине: жители Звановки празднуют этот день по традициям предков
Андрей Тимчак с детьми у субитки. Фото из альбома Юлии Тимчак

«Этот праздник носит сакральный смысл» 

Юлия рассказывает: праздник Ивана Купала стал для нее судьбоносным.

“Этот праздник носит для меня сакральный смысл: 14 лет назад мой любимый муж Андрей сделал мне предложение. Как раз в ночь с 6 на 7 июля. Это было очень-очень символично. Он сейчас служит на Востоке. Сейчас он в Звановке (Юлия с детьми эвакуировались, — ред.). Думаю, Андрей также вспомнит в этот день о нашей дате. Важно, чтобы все берегли свою любовь, особенно в столь непростые времена. Это тяжелое испытание. Но его нужно пройти, и пройти достойно”, — подчеркивает Юлия Тимчак.

* * *

Напомним, в языческие времена праздник Ивана Купала отмечали именно в день солнцестояния.  Но с приходом христианства эту дату отодвинули на 7 июля (по новому календарю), но истинная сущность этого праздника была утрачена.

Читайте также:


Загрузить еще