Коллоквиум и апелляция за школьной партой. Учительница из Доброполья учит школьников критически мыслить и любить историю
Мы пообщались с педагогом Алиной Денисовой. Она два года преподает право и историю в Добропольской школе-гимназии №1. На уроках этой учительницы не нужно вставать и можно обжаловать оценку. Но обязательно — не зубрить, а думать и иметь собственную точку зрения. Почему не любит тесты, как коллекционирует “ляпы” учеников и кому в дистанционном обучении помогает Телеграмм — рассказала Свободному радио.
Почему я — учительница?
Увидев эту девушку на улице, трудно догадаться, что она — учительница. Куча сережек, выбритые виски и никаких деловых костюмов с юбкой-карандашом. Алина Денисова по образованию политолог, работала в различных аналитических проектах. В гимназию, говорит, попала случайно.
“У меня мама учительница, поэтому для меня это не было каким-то удивлением. Для меня эта среда является естественной. Еще школьницей могла помогать маме с компьютером, если конкурс или аттестация, потому что быстрее делала какие-то вещи. Я не почувствовала, что попала в новую среду”, — вспоминает преподаватель.
Оказалось, работа в школе дает ощущение того, что твое дело — полезное. А еще доставляет удовольствие.
“Мне нравится выступать перед детской аудиторией. Мне нравится прививать им любовь к истории, к своему государству. Именно правильные трактовки исторических событий, а не то, что они могут прочитать на российских сайтах в интернете”, — делится Алина.
В гимназии, где она преподает, не требуют строгого дресс-кода от учителей или школьников. К стилю Алины нет нареканий ни у коллег, ни у родителей ее учеников.
Как преподаватель должен общаться с учениками: собственный стиль
Она преподает историю 7-11 классам. С маленькими учениками, признается, работать труднее. С подростками же пытается быть максимально на равных. Например, запретила школьникам вставать, когда входит в кабинет. Избавилась и от других “советских” школьных традиций.
“Если надо выйти, тихонько поднял руку и не надо кричать на весь класс и “кланяться в ноги”. Отношусь демократично. За исключением одного класса — у меня есть один проблемный класс, где я включаю “плохого полицейского”, иначе там тяжело. Их 35 и они не слушаются”, — говорит учительница.
Выручает и чувство юмора и умение вовремя посмеяться над ситуацией. Забавных случаев в школьной жизни хватает. Например, один из учеников пытался разжалобить патриотическую учительницу, спев гимн Украины.
“У меня есть целый цитатник таких ответов — письменных или устных. Например, “княгиня Ольга была мужественным мужчиной, который защищал собственное государство”. Еще история: парень отвечает устно, плохо знает материал, говорит: и тогда в России свергли … князя. Мне уже смешно, я в шутку даю ему подсказку на выбор: а) князя Мономаха, б) Князя из группы “Король и шут” в) царя Николая II. Он так радостно — царя”, — вспоминает педагог.
Без заучивания, но с апелляцией
В учебном процессе Алина не требует от своих учеников просто “зазубрить” несколько страниц текста. Для нее важно, чтобы ученик мог критически мыслить, проанализировать какую-то историческую фигуру, дать ей свою оценку, порассуждать, как бы могли сложиться обстоятельства. Из-за этого не любит тестирования, где правильные ответы можно списать у соседа или угадать.
“Я вместо опросов традиционных использую коллоквиумы, это я из студенческой жизни привнесла. Они их сначала очень боялись, но это позволило качественно изучить предмет. Когда лицом к лицу с учителем разговариваешь, уже нельзя подсмотреть что-то. Еще мою оценку можно обжаловать. Когда выставляю оценки за контрольную, говорю — у вас есть 15 минут на апелляцию. У меня можно отсудить несколько баллов, устно, развернутые вопросы, на которые надо порассуждать со своими мыслями”, — так описывает свои методы учительница.
Также не очень прилежные ученики могут в нее нахвататься “минусов”. Это не официальная оценка, но тот, кто бездельничает весь семестр, их получает и уже не может рассчитывать на какие-то смягчения при окончательном оценивании.
Как организовать дистанционное обучение: Телеграмм в помощь
За свой еще не большой опыт в профессии Алина успела столкнуться с испытанием, к которому не была готова и вся система образования — дистанционным обучением. Однако, в отличие от некоторых старших коллег, особых сложностей от необходимости такой работы не почувствовала. Для каждого из классов, где преподает, создала отдельный Телеграмм-канал. Туда посылала мини-лекции по темам и задачи. К проверке работ тоже подошла с современными технологиями.
“Мои задачи нельзя списать, я ответа проверяла в программе “антиплагиат”. Кто-то по 5 раз переделывал. Родители мне писали, спрашивали, почему работы возвращаю, что нужно сделать, чтобы не возвращала, чтобы была хорошая оценка. Я объясняла, что скачать эссе с какого-то сайта — это как украсть. А я учу детей не воровать”, — объясняет преподаватель.
И все же, добавляет, живое общение с учениками интереснее и продуктивнее. Хотя что-то позаимствовала и в офлайн-обучение. В частности, школьный Телеграмм оставили как удобный способ обмениваться информацией.
Оффлайн или онлайн, за два года девушка ни разу не пожалела, что решила переступить порог гимназии в роли учительницы.
“Мне просто очень приятно, когда ученики говорят, что история – их любимый предмет, и ждут мои уроки”, — улыбается Алина.
Читайте также:
- Он “подарил” городу современное название. В Соледаре хотят переименовать школу в честь Сергея Лотохова
- В сельской школе на Донетчине обустроили теплицы и будут учить детей агробизнесу на практике
- Из Донбасса — в Канзас: монолог школьника, который бесплатно полетел учиться в США
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.