Бахмутский художник Андрей Парахин предлагает детям рисовать на черно-белых распечатанных фотографиях все, что им хочется. Что такое творчество дает детям и как из этого получился интересный арт-проект, мужчина рассказал журналистам.
“Сначала пошло много рисунков детей, рисующих войну. А потом, когда даешь детям листы и говоришь: “Рисуйте что хотите, что хотите дорисовывайте, закрашивайте”, — догадайтесь с трех раз что они рисуют чаще всего? Солнышки. Больше всего у меня солнышек, причем разнообразных. Дети солнышки рисуют, потому что верят в светлое будущее”, — рассказывает Вильному радио Андрей Парахин.
Он независимый художник, любящий экспериментировать. Так было в Бахмуте в начале 2000-х, когда мужчина работал фотографом в газете. Художественный поиск он продолжил в Донецке, где жил потом до августа 2014, дольше оставаться там не смог.
После возвращения в Бахмут работал в учебных заведениях лаборантом — в общеобразовательной школе и в вузе-переселенце, в Горловском институте иностранных языков. Сейчас он уже дипломированный магистр культурологии, недавно окончил Институт культуры и искусств Луганского национального университета.
Андрей экспериментировал с “раскрасками” еще когда работал в школе в Бахмуте до полномасштабного вторжения. Попробовал использовать эту технику для арт-терапии с инклюзивными детьми.
“А затем через полгода началось открытое вторжение россиян. Я подумал: “Стоп, а другие дети сейчас тоже в тяжелых условиях”. И в Бахмуте я через горсовет нашел детей-переселенцев (беженцев с охваченной тогда боями Луганщины, — ред.) и между воздушными тревогами с детьми сидел, рисовал. Затем эвакуировался в Днепр и захватил эти работы детей, ходил по хабам. Мы поработали с Днепровским историческим музеем, с Днепропетровской областной библиотекой для детей, платформой “Бахмутская диаспора” в Днепре”, – добавляет художник.
Для работы с детьми использует распечатанные копии черно-белых фотографий. Детям предлагает их раскрасить или дорисовать что угодно, что подскажет фантазия.
Он показывает некоторые рисунки, нарисованные детьми.
Эту копию фотографии из Днепровского исторического музея разрисовывали несколько детей-переселенцев из Бахмута.
“Кроме арт-терапевтической составляющей – это очень мощная метафора. Когда дети, потерявшие дома, делают гостеприимно принявший их город ярким”, – говорит Андрей Парахин.
Он объясняет лечебное влияние этих рисунков на детей.
“Детям необходимо пережить травматические события и стрессовые ситуации, и арт-терапия помогает обработать эти переживания. Арт-терапия помогает им выразить широкий спектр своих эмоций через художественное творчество. Такая практика может помочь им справляться с трудностями, “обработать эмоциональные раны”, снизить уровень тревожности и отвлечься от источника тревог, ведь дети концентрируются на креативном процессе”, — говорит художник.
В первую очередь Андрей Парахин пытался сделать так, чтобы в творчество маленьких художников не вмешивались взрослые. Но именно так произошло с рисунком одного непоседливого 8-летнего мальчика.
“Просто “оторви и выкинь”. А я их сажал так, чтобы они друг у друга ничего не видели. Обратил на него внимание, потому что он притих, значит, будет что-то интересное. Говорит, “Я здесь думаю море нарисовать”, – вспоминает Андрей Парахин.
Но вошла сотрудница учреждения и начала “учить” ребенка.
“Ты что творишь?! Ты что, не видишь, что это асфальт? Что ты за глупости рисуешь?!” Я начинаю ее потихоньку выводить, но она меня обходит и продолжает рассказывать, что ему делать. Парень в шоке! Он вошел в этот транс, рисует какой-то свой мир, ему обалденно. И он уже такой виноватый. Я ее вывел. Конечно, он это бросил и потом ничего не дорисовал. А там шедевр рождался”, — рассказывает о бестактности художник.
Этот рисунок, по словам художника, создала девочка из Мариуполя.
“На фото небо полностью “вылетело” — оно белое, брак фотографии, так не должно быть. И девочка все пространство неба закрасила разноцветными арабесками – какими-то цветочками. Девочка из оккупированного Мариуполя Днепр раскрасила цветами. Рисунок и так выглядит красиво, а если знать эту концептуальность — это вообще космос”, — восхищается детскими работами мужчина.
В основе этой работы — фото центра Бахмута в 2000-х, фотографию сделал Андрей Парахин, когда работал в местной газете.
“Мальчик так сосредоточенно раскрашивал эту плитку! Сначала спрашивал: “Что это за фото?” Я ему рассказал.“Так тогда уже была цветная фотография, почему вы нам подсовываете черно-белое?” Я сказал: “Потому что смог распечатать только черно-белые фотографии. Ну и хочу увидеть, как вы видите этот мир”. “Ага, хорошо”, — ответил он. И раскрашивал дольше всех”, — вспоминает художник.
Позже он увидел, что мальчик на этом рисунке закрасил собачку. Почему спросить уже не получилось, больше этого ребенка Парахин не видел.
“Понимаете, он сделал вещь, которая дает невероятное количество интерпретаций, и ты можешь придумать уже свою историю: почему он закрасил собачку? И так раскрасил этот низ?” — делится художник.
А так раскрасила фотографию 4-летняя девочка из Попасной.
“Это террикон микрорайона Текстильщик в Донецке. Девочка почти не умела рисовать, но все остальные рисовали, и она не хотела от них отставать. Очень старалась”, — вспоминает художник.
“Это все так индивидуально! Я пытался как-то классифицировать это (эти работы, — ред.) — это почти нереально. Подводя итоги, я понимаю, что это все о моем внутреннем. Это мой ответ на вопрос “Кто мы? Откуда? И куда идем?”, — рассуждает мужчина.
Художник говорит, что пытался заинтересовать благотворительные фонды, чтобы те поддержали его деятельность с детьми. Но пока не удалось.
“Все фонды хотят минимум 15 человек (детей, – ред.) на полтора часа. Но это нереально, ты не достучишься до ребенка. Это должен быть личный контакт. Это получается максимум с пятью людьми в течение 30-40 минут. И когда я говорю, “Давайте тех же пятерых детей на пол часа?”, — нет, “картинки не будет”. А мы такая страна — у нас все должно быть подотчетно”, — говорит Андрей Парахин.
Он считает, что для него пора завершить этот проект.
“Не хочется увязнуть в этом, страшно пойти в банальность. Слава Богу, что у меня не получилось это “поставить на поток”. Сейчас дети освоились, им легче, чем нам, взрослым. Они уже спокойно относятся к этому (боям в Украине, — ред.), с ними нужно просто заниматься”, — резюмирует художник.
Осенью ко Дню защитников и защитниц Украины и Дню казачества эвакуированные дети из Бахмута создали рисунки для онлайн-конкурса. Что рисовали дети и какими получились их рисунки мы рассказывали в материале “Защитники Украины глазами детей Бахмута: что рисуют дети в эвакуации”.